» » » » Владимир Захаров - Орден госпитальеров


Авторские права

Владимир Захаров - Орден госпитальеров

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Захаров - Орден госпитальеров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Алетейя, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Захаров - Орден госпитальеров
Рейтинг:
Название:
Орден госпитальеров
Издательство:
Алетейя
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-91419-244-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Орден госпитальеров"

Описание и краткое содержание "Орден госпитальеров" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые комплексно исследуется история одного из древнейших духовно-рыцарских орденов Католической церкви — Ордена госпитальеров, или иоаннитов. Ныне он широко известен под именем Мальтийского Ордена. Его судьба переплелась не только с историей Палестины, Византийской Империи, многих государств Западной Европы, но в конце XVIII века и с судьбой Российской Империи, когда российский император Павел I стал 72-м Великим Магистром Державного Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Совсем недавно в Европе прошли торжества, посвященные 900-летнему юбилею Ордена госпитальеров, но выясняется, что он имеет более древнюю историю. В отечественной исторической литературе эта тема поднимается впервые.

Книга предназначена специалистам, студентам и аспирантам гуманитарных факультетов вузов, а также широкому кругу читателей, которых она познакомит с неизвестной стороной истории Востока, Византии и Запада.






…В каждом городе устрой достаточное число странноприимных домов, чтобы чужеземцы воспользовались нашим гостеприимством, и не только те, которые принадлежат к нашей вере, но все, кто нуждается в помощи. Мной приняты меры относительно средств к содержанию. Ежегодна на всю Галатию будет отпускаться 30 000 модиев жита и 60 000 ксестов вина; пятая доля из этого назначается для бедных и для служащих при жрецах, остальное в пользу иностранцев и нуждающихся[27].

В средневековье усиливается религиозный характер путешествий, который некоторые советские атеисты неверно именовали «массовым религиозным фанатизмом». Религиозные убеждения, искренняя вера в Бога, побуждали миллионы верующих, приверженцев различных религиозных учений, совершать паломничества к святыням: мусульман в Мекку, христиан — в Иерусалим и Рим. Путешественников принимали в гостиницах, но больше в монастырях и странноприимных домах, которые представляли собой разновидность гостиниц и содержались религиозными структурами.

Подобную «миссионерскую» тактику активно использовали впоследствии христиане не только в Святой Земле, но и во многих регионах средневековой ойкумены. Несмотря на сложности жизни Палестины, переход ее из одних рук в другие, христианские странноприимные дома продолжают существовать, они находятся в руках небольших общин не всегда монашеских. Позже они стали подчинятся капитулам, существовавшим при многочисленных епископах Палестины.

В течение XI–XIV вв. возникли пятнадцать крупнейших духовно-рыцарских орденов, составлявших основную ударную военную силу западных христианских народов в борьбе с мусульманами и язычниками. В отличие от крестоносных ополчений светского рыцарства, которые по завершении очередного «паломничества» возвращались домой, рыцари-монахи постоянно оставались на «фронте» борьбы с антихристианскими силами.

Мы хотим обратить внимание на интересную и немаловажную для историков статью Ю. В. Яшнева «Духовно-рыцарские ордены»[28], в которой автор хотя и кратко, но скрупулезно и аналитически подошел к заявленной проблеме, как к объективному историческому явлению того времени.

В то же время, Ю. В. Яшнев обратил внимание на то, что процесс изучения духовно-рыцарских орденов до сих пор имеет свои сложности, из которых на первом месте стоит легендарность и фантастичность сведений, приводимых многими авторами. Так, Ю. В. Яшнев сообщает, что известный английский историк Алан Фори указал, что уже в первой такой энциклопедической работе, вышедшей в 1603 году, содержалось немало вымысла[29].

Еще больше выдумок было в книгах А. Фавина и М. Маркюза[30], сведения о никогда не существовавших орденах, придуманных ими, кочуют из издания в издание, вот уже без малого три века.

Главный вывод Ю. В. Яшнева, что «духовно-рыцарские ордены, несмотря на иногда отмечаемое сходство со средневековыми военными организациями некоторых стран Востока <…> имеют, безусловно, католическое происхождение и возникли именно в условиях европейской христианской военной экспансии под духовным предводительством Римской Церкви в XI–XIII вв. Два направления этой экспансии — крестовые походы в Святую Землю и испанская Реконкиста — дали жизнь практически всем духовно-рыцарским орденам» — безусловно справедлив[31].

Среди посвященных истории духовно-рыцарских орденов исследований западноевропейский ученых, появившихся в начале XX века, следует назвать труд Хенрика Прутца[32], и хотя эта книга несколько устарела, но автор обобщил весь существующий на то время материал и критически его рассмотрел. Если мы составим перечень главных военно-монашеских орденов средневековья, то увидим, что все они хорошо известны как современникам, так и историкам:

1) Орден Храма, храмовников, или тамплиеров («Орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова») — этот первый официально зарегистрированный орден, созданный исключительно в военных целях — для вооруженной защиты паломников к святым местам. Он был основан около 1120 г.; позднее он дал начало испанскому ордену Монтезы и португальскому ордену Христа;

2) Орден иоаннитов, или госпитальеров (странноприимцев) — от слова «госпиталь», т. е. «странноприимный дом». Значение «военная больница» данное слово приобрело позднее, поскольку орден был создан между 1050 и 1080 гг. в качестве братства по уходу за голодными и усталыми паломниками, и лишь шесть десятилетий спустя орден взял на себя также функции военного рыцарского ордена;

3) Орден Святого Гроба, или Гроба Господня, основан в 1120 г. для охраны этой главнейшей святыни всего Христианского мира. Он отличался от тамплиеров, иоаннитов и других учрежденных в Палестине военно-духовных орденов тем, что с самого дня своего основания подчинялся не римскому папе, а латинскому патриарху Иерусалимскому. После ликвидации Иерусалимского королевства в связи с невозможностью охранять далее Гроб Господень орден потерял былое значение, но сохранился до наших дней и, между прочим, имеет православную ветвь;

4) Орден Святого Лазаря (точный год основания неизвестен), чьи рыцари (кавалеры), преимущественно итальянского происхождения, носившие черную одежду с белой каймой и зеленым восьмиконечным крестом, наряду с ратной службой, лечили больных паломников (поэтому орденская больница называлась «лазарет»). Позднее орден Святого Лазаря перешел исключительно на лечение прокаженных (избирая себе даже магистра из числа рыцарей, зараженных проказой![33]), а уход за другими больными взяли на себя госпитальеры;

5) Орден Святого Духа, учрежденный в 1190 г. также для ухода за больными и ранеными пилигримами;

6) Орден Святого Бенедикта Авизского (Эворы) — основан в 1145 г. для борьбы с мусульманами (маврами), главным образом в Португалии;

7) Орден Алькантары — основан в 1157 г., как и следующие три ордена, для борьбы с маврами, также главным образом в Испании;

8) Орден Калатравы (или Сальватьерры) — основан между 1158 и 1163 гг.;

9) Орден Крыла св. Архангела Михаила — основан в 1167 г.;

10) Орден св. Иакова и Меча (Сантьяго) — основан в 1160–1170 гг.;

11) Орден Лилии (точный год основания неизвестен);

12) Орден святого Лаврентия (до нас дошло только его название);

13) Орден Монжуа — основан в 1180 г.;

14) Тевтонский, или Немецкий, орден (полное название: «Орден Немецкого госпиталя святой Марии что в Иерусалиме», позднее — «Тевтонский Орден святой Марии», «Орден рыцарей Дома святой Марии Тевтонской» и др.) — основан в 1190 г.[34];

15) Орден гладиферов или братьев-меченосцев, основан в 1202 г

16) Добринский (Добжинский) орден (основан в 1228 г.)[35].

Первые двенадцать из вышеперечисленных духовно-рыцарских орденов были основаны представителями романских народов — французами, итальянцами, португальцами, испанцами. Следующие два ордена — «немцами» (в тогдашнем смысле этого слова — подданными Священной Римской Империи германской нации), последний — поляками (хотя его костяк составляли также немецкие рыцари).

Однако широкую международную известность было суждено снискать только трем интернациональным по составу военно-духовным орденам — храмовникам, госпитальерам, да еще Тевтонскому (или Немецкому) ордену. Судьба прочих, более мелких «национальных» орденов чаще всего была аналогична судьбе их стран, и они, подобно своим государствам, были вынуждены признать над собой верховную власть местного короля или же были распущены таковым. В 1312 г. такая судьба постигла даже самый могущественный и богатый военно-духовный орден храмовников.

Состоявшие из немцев Добринский орден и Орден меченосцев были поглощены Тевтонским орденом, первый из них в 1235, а второй в 1237 г. (с тех пор он существовал на правах филиала, но, вопреки широко распространенному заблуждению, отнюдь не под названием «Ливонского ордена»).

Итак, как и многие другие рыцарские Ордены, Орден госпитальеров, родился в Палестине, задолго до первых Крестовых походов и разделения церквей, и, как считают некоторые исследователи, еще в IV веке.

На протяжении многовековой истории Орден вынужден был менять свое местонахождение и поэтому рыцари назывались по географическому признаку («рыцари Кипра», «рыцари Родоса», а затем они стали «рыцарями Мальты»), оставаясь при этом до сегодняшнего дня «рыцарями-иоаннитами», «рыцарями-госпитальерами» или «Орденом святого Иоанна Иерусалимского».

Но мы считаем крайне необходимым остановится на вопросе, что же такое рыцарский Орден и при каких условиях он может появиться на свет?

Проблема эта не нова, она нашла освещение в значительном списке литературы, как у нас в стране, так и за рубежом. Наиболее последовательное отражение мы находим в книге Ж. Ж. Руа «История рыцарства»[36]. Не меньший интерес представляет исследование известного швейцарского историка Жана Флори[37].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Орден госпитальеров"

Книги похожие на "Орден госпитальеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Захаров

Владимир Захаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Захаров - Орден госпитальеров"

Отзывы читателей о книге "Орден госпитальеров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.