» » » » Аристотель - С_В_Месяц — Аристотелевская физика в афинском неоплатонизме


Авторские права

Аристотель - С_В_Месяц — Аристотелевская физика в афинском неоплатонизме

Здесь можно скачать бесплатно " Аристотель - С_В_Месяц — Аристотелевская физика в афинском неоплатонизме" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
С_В_Месяц — Аристотелевская физика в афинском неоплатонизме
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "С_В_Месяц — Аристотелевская физика в афинском неоплатонизме"

Описание и краткое содержание "С_В_Месяц — Аристотелевская физика в афинском неоплатонизме" читать бесплатно онлайн.








Во-первых, он выделяет из него некие самоочевидные недоказуемые утверждения (так называемого определения), которые у самого Аристотеля твердо не зафиксированы, и количество которых у него не определено. Во-вторых, Аристотель обычно доказывает теорему несколькими способами, тогда как Прокл оставляет чаще всего одно доказательство - наиболее простое и наглядное, а в половине случаев даже заменяет своим. В третьих, Прокл самостоятельно продумывает структуру Элементов физики. Во II части он отступает от последовательности аристотелевского изложения и располагает теоремы таким образом, чтобы их порядок соответствовал порядку определений, и чтобы ни одно из них не осталось неиспользованным в доказательствах. В-четвертых, Прокл пропускает некоторые теоремы, имеющиеся у Аристотеля.

Все вышеизложенное заставляет нас отказаться от мнения Ритзенфельда, считавшего Элементы физики ученическим конспектом. Но в таком случае мы опять сталкиваемся с проблемой - как объяснить многочисленные расхождения с Платоном? Э.Р.Доддс отвечает на этот вопрос следующим образом: "Для поздних неоплатоников, не в меньшей степени нежели для их средневековых преемников, Аристотель в области физики почитался за высший авторитет" (E.Th. p. XVIII), поэтому Элементы физики вполне могли быть учебником (manual), по которому студенты афинской Академии изучали физическое учение Аристотеля. Итак, перед нами новое предположение о жанре нашего трактата: учебник. Рассмотрим его подробнее.

В пользу этого предположения говорит, во-первых, само название трактата. Слово Stoice...wsij употреблялось, в основном, в трех значениях: 1) обучение, воспитание, например, воспитание добродетели; 2) элементарное изложение, сводка наиболее важных положений какой-либо науки или учения; 3) учение об элементах, стихиях. Наиболее часто используемое второе значение слова Stoice...wsij вполне соответствует, как мы видим, предполагаемой педагогической цели Элементов физики.

В неоплатонических школах V-VII вв. н.э. философию Аристотеля изучали наряду с философией Платона. Она служила своего рода введением в платоново учение - по выражению Марина - "малыми таинствами", предваряющими "истинные таинства платонова учения". Сам Прокл изучал Аристотеля сначала в Александрии и потом еще два года в Афинах вместе с Сирианом10 . Курс аристотелевской философии включал в себя логику, этику, физику, математику и теологию. Математические дисциплины, входившие в курс аристотелевской философии, изучались по учебным пособиям, поскольку специальных аристотелевских математических текстов не существовало. Так, арифметику изучали по Введению Никомаха Геразского, геометрию по Началам Эвклида, музыку по Аристоксену, астрономию по Птолемею или Павлу Александрийскому11 . Учебником логики служило Введение (Isagoge) Порфирия, переросшее позднее в Пролегомены ко всей аристотелевской философии. Остальные разделы - физику, этику и метафизику (теологию) - изучали при помощи многочисленных школьных комментариев. Как видим, помимо произведений самого Аристотеля в распоряжении учащихся было огромное количество вспомогательной учебной литературы. Поэтому не исключено, что и Элементы физики могли быть написаны в помощь студентам, изучающим физику Аристотеля, тем более что предположительное время создания трактата падает, как мы помним, на тот момент, когда Прокл становится главой школы и впервые сталкивается с вопросами организации учебного процесса и оснащения студентов необходимой литературой. Возможно, продумывая план обучения, Прокл обнаруживает, что не все разделы аристотелевской философии одинаково хорошо отражены в учебниках и решает исправить этот недостаток.

Но если Элементы физики действительно были задуманы как учебник, то почему в них нашла отражение только самая малая часть физического учения Аристотеля? Как мы помним, Прокл ограничивает свое изложение учением о пространственном движении, оставляя без внимания остальные виды изменений, в частности, качественные превращения элементов, их возникновение и уничтожение. Полностью неохваченными остаются также аристотелевская метеорология, ботаника и зоология. Но даже и в самом учении о движении, как оно изложено у Прокла, не дается, например, определения движения, без которого невозможно правильно понять аристотелевскую физику в целом, не обсуждается проблема существования пустоты, не дается определений таких важных понятий как "энтелехия", "энергия", "возможность" и много другого. Если бы перед Проклом действительно стояла задача написать учебник физики Аристотеля, он бы сделал это иначе. Судя по сохранившимся сводками аристотелевской физики, ее школьный курс предполагал гораздо более широкий круг тем. Детальное сравнение показывает, что в Элементах физики Прокл не опирался на существовавшую до него традицию физических учебников-компендиумов, преследуя какую-то другую цель. Какую же?

Начала Эвклида всегда были в центре его интересов. Он считал Эвклида платоником и, чтобы показать это, составил к его произведению подробный комментарий, во Введении к которому, в частности, говорится, что в жанре Stoice...wsij писал не только Эвклид, но и многие другие математики до него. Автором первых геометрических Начал (Stoice‹a) был Гиппократ Хиосский (V в. до н.э.), вслед за которым "хорошие Начала составили" Леонт и Тевдий Магнесийский (~ IV в. до н.э.). Наряду с Началами геометрии существовали также Начала стереометрии, музыки, астрономии и арифметики, не сохранившиеся до нашего времени12 . По-видимому, Stoice‹a или Stoice...wsij были вполне определенным жанром научной литературы в античности, сложившимся еще до Эвклида. Основным требованием этого жанра было, по-видимому, доказательство приводимых утверждений13 . А поскольку сами доказательства должны были опираться на недоказуемые начала, среди положений науки необходимо было выделить некие самоочевидные утверждения, которые бы никто не взялся опровергать. Они обычно выносились в начало сочинения и назывались "определениями". Со временем, среди определений стали выделять "аксиомы" и "постулаты". Следом за недоказуемыми утверждениями шли теоремы и проблемы, которыми в геометрии назывались задачи на построение.

Обычно в жанре Stoice...wsij писались математические сочинения. Прокл был первым и, насколько мы знаем, единственным, кто использовал его для физики и теологии. О цели, смысле и назначении этого жанра он сам много и подробно рассуждает во Введении к первой книге своего комментария на Начала Эвклида. Сочинение жанра Stoice...wsij преследует, по его словам, две цели - научную и педагогическую.

Теперь справедливо может возникнуть вопрос о цели этого сочинения. По этому поводу я могу сказать, что цель следует определять либо в соответствии с предметом исследования либо по отношению к тому, кто обучается (in Eucl., 71)14 .

Научную цель Начал Эвклида Прокл видит в описании строения так называемых платоновых или космических тел - пяти правильных многогранников, которым посвящена последняя, XII книга, Начал. Учебная же цель заключается в том,

чтобы преподать учащимся основоположения этой науки, начав с которых они смогут познать и все остальные ее части (in Eucl., 71, 72).

Если предположить, что Прокл действительно писал свои Элементы как физики, так и теологии по аналогии с Началами Эвклида, то он тоже обязан был руководствоваться обеими этими целями. Попробуем поэтому определить научную цель Элементов физики. Их предметом, как мы уже говорили, является движение. Спрашивается, ради чего изучается движение? Ответ, по мнению Доминика О'Меара, надо искать в заключительных теоремах этого произведения (подобно тому как смысл эвклидовых Начал раскрывается в их последней книге). Заключительные теоремы Элементов физики посвящены доказательству существования неподвижного первого двигателя, его неделимости и бестелесности. Так физическое рассмотрение движения приходит к выводу о существовании Бога и тем самым к своей собственной границе и завершению. Интересно, что и александрийские неоплатоники - Аммоний, Иоанн Филопон, Олимпиодор и др. - видели конечную цель изучения философии Аристотеля в познании Бога, первого принципа15 .

Но не будем забывать, что Элементы должны были иметь помимо научной еще и учебную цель, которая состоит в том, "чтобы преподать учащимся начальный курс этой науки в целом" (in Eucl., 71). Начальный, однако, не означает простейший, но основополагающий. Курс геометрии, изложенный у Эвклида, служит началом не только обучающемуся человеку, но и самой науке. Ведь, как мы помним, одно из значений слова Stoice...wsij - "учение об элементах", что в данном случае означает: учение об элементах науки.

"Элементами науки называют такие теоремы, с помощью которых рассмотрение продвигается к познанию всего остального и благодаря которым мы получаем разрешение содержащихся в нем затруднений. Как в письменной речи имеются первые простейшие и неделимые начала - буквы (stoice‹a), из которых слагается всякая речь и всякое слово, так и в геометрии в целом имеются некие исходные теоремы, которые по смыслу являются началами для последующих теорем, присутствуют в них во всех и дают доказательства многих частных случаев - они-то и называются "элементами"" (in Eucl., 72).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "С_В_Месяц — Аристотелевская физика в афинском неоплатонизме"

Книги похожие на "С_В_Месяц — Аристотелевская физика в афинском неоплатонизме" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Аристотель

Аристотель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Аристотель - С_В_Месяц — Аристотелевская физика в афинском неоплатонизме"

Отзывы читателей о книге "С_В_Месяц — Аристотелевская физика в афинском неоплатонизме", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.