В. Булавина - Эпоха Возрождения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Эпоха Возрождения"
Описание и краткое содержание "Эпоха Возрождения" читать бесплатно онлайн.
Есть события, явления и люди, которые всегда и у всех вызывают жгучий интерес. Таковы герои этой книги. Ибо трудно найти человека, никогда не слыхавшего о предсказаниях Нострадамуса или о легендарном родоначальнике всех вампиров Дракуле, или о том, что Шекспир не сам писал свои произведения. И это далеко не все загадки эпохи Возрождения. Ведь именно в этот период творил непостижимый Леонардо; на это же время припадает необъяснимое на первый взгляд падение могущественных империй ацтеков и инков под натиском горстки авантюристов. И, наконец, в эту эпоху, которая и породила само понятие «свобода совести», появился и стал практически всемогущим орден иезуитов – таинственная организация, считавшая своей задачей борьбу с любыми проявлениями свободомыслия.
На все эти загадочные события и прольет свет наша книга.
Продолжил дело Гуса Ян Жижка. Сторонники Яна Жижки отрицали духовную и светскую иерархию, соблюдали нравственную чистоту, выступали против иконопочитания, требовали отменить тайную исповедь. Их противостояние с католической церковью переросло в вооруженное столкновение. Но в 1434 году восстание Жижки было подавлено. Тем не менее пример Яна Гуса вдохновил многих других, жаждавших перемен в церкви.
Попытки осуществить реформу церкви наблюдались даже в Италии – в непосредственной близости от папы. В качестве церковного реформатора здесь выступил доминиканский монах Иероним Савонарола. Избранный в 1491 году настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции, Савонарола провел там серьезные преобразования. Надеясь в будущем на всеобщую реформу, Иероним предполагал, что начинать надо с малого – с реформы одного монастыря, одного города. Савонарола распродал монастырское имущество, обязал всех монахов работать. Он также ополчился на светскую литературу, исповедовавшую принципы гуманизма. Неудивительно, что монахам не понравились действия настоятеля, да и сам папа был от них не в восторге. Потому в 1497 году папа Александр VI отлучил Савонаролу от церкви. Его ожидала участь не лучшая, чем Гуса: в 1498 году Савонарола был повешен, а затем его тело сожгли.
Однако это были лишь цветочки, ягодки с поля всеобщего возмущения римско-католическая церковь стала собирать в XVI веке, когда идеи преобразования церкви захватили лучшие умы того времени, в веке, который по праву называется веком Реформации, что и означает в переводе с латинского «преобразование». Реформация, приведшая к расколу церкви и созданию новых вероучений, проявилась с разной силой в разных странах католического мира и затронула многие из них, это сказалась на положении церкви как крупнейшего землевладельца и нанесла удар по католицизму как идеологии, защищавшей феодализм.
Видные теоретики Реформации создали учения, отвечавшие новым веяниям XVI–XVII веков. Критике в основном было подвергнуто учение католической церкви «о греховности» земного существования человека. Ведь для того, чтобы привить простым людям сознание их полного ничтожества и примирить со своим положением, римская церковь пускала в ход догму об изначальной «греховности» земного существования человека. Церковь объявляла каждого человека не способным «спасти свою душу». «Спасением» и «оправданием» всего земного мира ведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделенная особым правом распределять в мире «божественную благодать» через совершаемые ею таинства (крещение, покаяние, причащение и др.). Реформация отвергла догму римской церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Центральным местом новых учений времен Реформации стала доктрина о непосредственной связи человека с Богом – «оправдании верой», то есть «спасении» человека не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе внутреннего Божьего дара – веры. Смысл учений об «оправдании верой» заключался в отрицании привилегированного положения духовенства, в отказе от церковной иерархии и главенства папы. Это позволило осуществить требование «дешевой» церкви, давно уже выдвигавшееся бюргерством. Идеи Реформации укрепляли позиции светской власти и формировавшихся национальных государств в борьбе против претензий римского папы.
С выводом об «оправдании верой» идеологи Реформации связывали свое второе основное положение, принципиально отличавшееся от католического учения, признание «священного писания» единственным авторитетом в области религиозной истины. Это влекло за собой отказ признания «священного предания» (то есть решений римских пап и церковных соборов) и открывало возможность для более свободной и рациональной трактовки вопросов религии.
В результате Реформации во многих странах Европы появилась новая протестантская церковь. Началось реформационное движение, а вместе с ним создание протестантизма в Германии. Во главе его встал августинский монах Мартин Лютер, который в конце октября 1517 года выступил с 95 тезисами против индульгенций. Слова и действия Лютера получили широкую поддержку немецкого общества и дали мощный стимул к борьбе против католической церкви. Причем, в отличие от гуманистов, осуждавших отпущение грехов за плату, Мартин Лютер опровергал саму догму о возможности спасения души лишь при посредничестве католического клира и на основе установленного церковью обряда. В тезисах Лютера было достаточно противоречивых суждений, но в них уже наметились основы его учения. Главное место в этом учении занимает концепция трех «только»: человек спасается только верой; он обретает ее только через милость Божию, а не вследствие личных заслуг; авторитетом в делах веры является только «священное писание».
Эта новая религия, названная в честь ее создателя лютеранством, превратилась в знамя общественной оппозиции, ее главные выводы воспринимались массами как основание не только для церковных, но и для социально-политических перемен.
Еще одним видным деятелем Реформации был Томас Мюнцер, возглавивший наиболее радикально настроенные слои населения – крестьян. Мюнцер принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. В самом начале своей проповеднической деятельности он был ревностным сторонником учения Лютера. Последний направил его проповедником в города Ютеборг и Цвиккау. Но постепенно наметился отход Мюнцера от лютеранства. Идеи, провозглашенные им, вносили в движение дух решительности и страстного нетерпения. С 1524 года Мюнцер принимал участие в крестьянской войне в Германии. Он разработал программу, в которой выдвинул идею создания «Христианского объединения», которое бы помогло народу освободиться без кровопролития, только братским увещеванием и объединением. Вступить в «Христианское объединение» предлагалось не только угнетенным, но и господам: князья обязаны были снести свои замки, отказаться от титулов, чтить только одного Бога. За это им отдавали все имущество духовенства, находившееся в их владениях, и возвращали заложенные имения. Согласитесь, эта программа была еще более утопической, чем «Манифест Коммунистической партии». Однако крестьянские отряды XVI века были значительно менее готовы к войне с хорошо обученными и вооруженными войсками своих противников, чем советская рабоче-крестьянская армия. В решающем сражении у Мюльхаузена в 1525 году войска Томаса Мюнцера были разгромлены. Победители казнили многих мятежников, в том числе и самого Мюнцера.
Однако князья поняли, какие выгоды они могут получить в результате реформы церкви. И потому с середины XVI века реформацию в Германии возглавляли уже не богословы, а светские правители. Документом, выразившим основы лютеранства, к адептам которого примкнули князья, стало «Аугсбургское вероисповедование». В том же Аугсбурге, где был составлен этот манифест лютеран, в 1555 году был заключен договор между князьями и католическим императором Священой Римской империи, не сумевшим вернуть в лоно церкви высокопоставленных сторонников Реформации. В основу Аугсбургского религиозного мира был положен принцип: «Чья страна, того и вера». Таким образом, с этого момента именно князья выбирали для своих держав государственную религию. Почти столетие спустя, по окончании Тридцатилетней войны, в 1648 году, было заключено соглашение, которое закрепило равноправие католиков и протестантов в германских землях. Лютеранство, возникшее в эпоху Возрождения, в наши дни является одним из наиболее крупных протестантских течений – в конце XX века общее число лютеран составляло примерно 80 миллионов человек.
Чем же была вызвана такая популярность идей Лютера? Секрет заключался в том, что Лютер предложил идею двух царств, которые на привычном нам языке следует назвать религиозной и общественной жизнью. Эти два царства в понимании отца Реформаци должны существовать и рассматриваться отдельно. Содержание религиозной жизни составляет вера, христианская проповедь, деятельность церкви, а общественной – мирская деятельность, государство и разум.
Победы Реформации в Германии вызвали волну подобных движений и за пределами этой страны. Лютеранство утвердилось в Австрии, скандинавских странах, Прибалтике. Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии и Франции. В это же время в Швейцарии возникли новые разновидности протестантизма – цвинглианство и кальвинизм, названные так по именам главных проповедников преобразований – Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.
Цвингли полагал, что следует отказаться от обрядов, используемых католической церковью. Он также был сторонником республиканского принципа, который и положил в основу новой церкви – каждая община самостоятельна и сама избирает своего священника. Однако это течение не получило такого распространения, как идеи Кальвина.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эпоха Возрождения"
Книги похожие на "Эпоха Возрождения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Булавина - Эпоха Возрождения"
Отзывы читателей о книге "Эпоха Возрождения", комментарии и мнения людей о произведении.