» » » Игорь Скрипюк - 111 баек для тренеров: истории, анекдоты, мифы, сказки


Авторские права

Игорь Скрипюк - 111 баек для тренеров: истории, анекдоты, мифы, сказки

Здесь можно купить и скачать "Игорь Скрипюк - 111 баек для тренеров: истории, анекдоты, мифы, сказки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Скрипюк - 111 баек для тренеров: истории, анекдоты, мифы, сказки
Рейтинг:
Название:
111 баек для тренеров: истории, анекдоты, мифы, сказки
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "111 баек для тренеров: истории, анекдоты, мифы, сказки"

Описание и краткое содержание "111 баек для тренеров: истории, анекдоты, мифы, сказки" читать бесплатно онлайн.



Цель данного издания – помочь ведущим тренингов, психологам, преподавателям (как начинающим, так и опытным) более эффективно использовать в своей работе те возможности, которые предоставляют различные виды повествований, применяемых в обучении, а также стимулировать поиск новых историй. Книга состоит из двух глав, бонуса, словаря и библиографического списка. В первой главе рассматриваются основные понятия («повествование», «история», «метафора» и другие), объясняются роль и значение историй в процессе обучения, даются рекомендации по их использованию в конкретных условиях. Во второй главе представлена подборка из 111 баек, разнообразных по стилю и содержанию. Большая часть из них многократно и с успехом применялась автором в педагогической (в том числе тренинговой) практике. Кроме того, информация, содержащаяся в них, сжато характеризует какой-либо психологический феномен или элемент поведения в яркой, доступной и запоминающейся форме.

Книга предназначена для тренеров, психологов, преподавателей, менеджеров, для всех, кто по роду своей деятельности связан с обучением, а также разработкой и реализацией образовательных программ.






Первоначально цель мифа состояла в том, чтобы помочь людям получить представление об окружающем их мире и ответ на некоторые неразрешимые вопросы о его сущности, жизни человека, его самореализации. Миф – «непосредственная форма познавательного процесса» [58, с. 28]. И он имеет прямое отношение к действительному: «Мифическое прошлое вневременно потому, что оно так же реально, как настоящее, то есть максимально реально. Сказочное прошлое, наоборот, вневременно потому, что оно, как и весь сказочный мир, абсолютно оторвано от настоящего, т. е. максимально ирреально» [54, с. 51–52].

...

Бесспорно в отношении мифа только одно: миф – это повествование, которое там, где оно возникло и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно [54, с. 123].

Действительность служит почвой, на которой вырастают яркие цветы мифа.

В современном бизнес-пространстве о мифе говорят также, когда обращаются к специфическому набору историй, ритуалов и традиций, сформировавшихся в организации за время ее существования и создающих ощущение общности. По словам Б. Малиновского,

...

миф… выступает там, где обряд, церемония или какое-то правило морали требуют обоснования, доказательства своей вечности, реальности и святости [цит. по: 16, с. 77–78].

Назначение мифов в деловом мире заключается в том, чтобы научить людей сознавать неповторимость и основные ценности их организации, а также подтолкнуть персонал к определенной модели поведения: «у нас принято делать это так… это у нас не поощряется…»

Очень интересна трактовка мифологии и мифа, предложенная Р. Ошо:

...

Непознанное можно описывать только сравнениями. Так появилась мифология. Миф – это попытка описать то, о чем ничего не известно и что невозможно понять в обычном состоянии ума, сравнивая неведомое с чем-то хорошо известным. Стремление передать непознанное понятными словами – вот что такое миф. Он помогает хоть что-то понять [41, c. 25].

И еще:

...

Это самое трудное на свете – придумывать мифы, притчи, легенды. Есть глупцы, которые пытаются анализировать мифы, препарировать их. А потом они говорят: «Да это миф, небылица». Анализируют, препарируют, режут скальпелем – и говорят: «Это миф. Это не настоящая история». Но кто сказал, что миф – это история? К тому же мифы нельзя резать на части, миф – это просто символика. Представь дорожный столб со стрелкой, а под ней надпись: «Дели». Эти люди рубят столб в щепки, распиливают стрелку, смывают буквы, а потом говорят: «Ерунда тут написана. Мы не нашли никакого Дели!»

Мифы – это дорожные столбы со стрелками, обращенные в сторону неведомого. Миф – не сама цель, а только указатель направления. Притчи и мифы – это истины, рассказанные языком слепых. Не нужно резать их на части, в отдельных фрагментах ничего нет. Это только подсказки. И подсказки очень точные, если доверяешь учителю [41, c. 26].

В древних мифах основными темами были [70, с. 11]:

сотворение мира;

самопознание и самоопределение;

сражения, воины и герои;

любовь, преданность, самопожертвование;

мудрость и зрелость.

Современные мифы, лежащие в основе организационной культуры компаний, по своим темам бывают удивительным образом созвучны древней мифологии.

Сотворение мира. В компании существует миф, характеризующий ее зарождение, который включает героические рассказы об основателях организации и их борьбе. Часто встречаются истории «как это было», «как все начиналось», «старое доброе время». Они напоминают слушателям о цели существования компании и причине ее создания. В дальнейшем эти мифы могут вдохновлять новых сотрудников при правильной подаче «легендарных» историй.

Самопознание и самоопределение. Сотрудники любят рассказывать истории о преодолении компанией трудностей, выживании, преуспевании вопреки кажущейся безвыходности ситуации. В этих историях они вспоминают о некоторых специфических эпизодах и перипетиях из жизни компании, которые они не только пережили, но и обрели благодаря им лучшие человеческие качества. Борьба за самоидентификацию может относиться и ко всей организации в целом. Одна из «модных» сегодня тем – преодоление компанией дефолта 1998 г.

Сражения, воины и герои. Эти мифы, как правило, создаются после того, как компания пережила спад, и под сражениями могут пониматься конфликты внутри подразделений, возрастающая конкуренция, потеря контракта и т. п. В качестве воинов и героев выступают сотрудники любого должностного статуса, проявившие смелость в интересах компании.

Любовь, преданность, самопожертвование. Сотрудники будут всегда интересоваться мифами о любовных интригах в организации, о самопожертвовании и преданности, проявляемых отдельными служащими по отношению к компании. Эти люди могут быть отмечены за свои заслуги, но иногда их самоотверженные поступки остаются без внимания.

Мудрость и зрелость. В каждой организации есть люди, которые работают в ней уже много лет, возможно, с основания. Они пользуются уважением коллег, их поведение и поступки служат образцом для подражания. Эти люди – носители и хранители ценностей компании, они отвечают за передачу следующим поколениям корпоративных традиций, а также подают пример поведения, соответствующего установленным традициям.

Истории в практике обучения

Использование историй и процесс обучения

В настоящее время, когда появились новые технологии, например Интернет, старые добрые истории, казалось, не выдержат с ними конкуренции и уйдут в прошлое. Но как телевидение не смогло вытеснить кино и театр, электронные новинки не только не устранили повествование историй из практики обучения, но показали их универсальный характер и широкие возможности. Рассказывание историй остается полезной и уместной техникой обучения и поныне. Опыт показывает, что это эффективно и уместно и для детей, и для взрослых. Истории представляют собой мощный инструмент обучения и помогают людям осмыслить, понять информацию, сопоставить ее с собственным опытом и запомнить. Они позволяют человеку не просто услышать некоторые факты, даты, имена, но почувствовать и увидеть с помощью воображения узнанное, визуализировать сказанное и эмоционально отреагировать на содержание услышанного. Это, в свою очередь, способствует хорошему запоминанию материала. Кроме того, вполне вероятно, что мораль, содержащаяся в истории, затронет других людей, которым слушатели обычно пересказывают ее суть, причем содержание фактического сообщения постепенно меняется, пока не появятся сообщающие и не создадут собственный вариант истории.

Известно, что правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и отвечает за фантазию, творческие способности, воображение и восприятие искусства, цвета, музыки и ритма. Левое полушарие контролирует правую часть и ответственно за функции речи, логику, линейное мышление и счет. Люди одинаково успешно используют возможности обоих полушарий, но обычно у каждого человека одно из них доминирует. Поэтому даже появились такие определения, как «правополушарный» или «левополушарный» человек. Истории активизируют деятельность обоих полушарий мозга, причем как у рассказчика, так и у слушателя: левое позволяет обработать слова и установить последовательность событий, правое связано с воображением, визуализацией и творческим потенциалом.

Роберта и Джеральд Эвансы изучали, как истории, метафоры и аналогии оказываются задействованными в ряде познавательных механизмов обучения – конкретизации, ассимиляции, структурировании [67].

Благодаря использованию конкретных, реальных жизненных примеров обучаемые легче осмысливают абстрактные понятия и категории. Например, чтобы проиллюстрировать механизм целеполагания, определения эталона, достаточно всего лишь рассказать простую историю, и слушатели без труда могут сопоставить свой опыт с действительной ситуацией. То есть конкретизация весьма сложных понятий посредством обращения к повествованиям осуществляется значительно быстрее и эффективнее.

Ассимиляция новых знаний также упрощается с помощью различного рода историй, как литературных, так и основанных на реальных жизненных событиях. Процесс обучения – это насыщение человека новой информацией, которое сопровождается ее объединением с уже хранящейся у индивидуума в памяти. Сказки, мифы, истории, рассказы, с которыми каждый способен себя сопоставить и идентифицировать, выделяют в сознании человека информацию, которая может быть проанализирована и проинтерпретирована под другим углом зрения.

Особенно велико значение историй как точки отсчета при объяснении новой темы. Когда учащиеся сталкиваются с неизвестной проблемой, или их знания о ней мизерны и расплывчаты, истории служат системообразующим фактором. Вокруг них и будет концентрироваться поступающая информация, подобно тому как из кристаллика постепенно образуется в растворе огромный кристалл или как растет жемчужина из песчинки, попавшей в раковину.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "111 баек для тренеров: истории, анекдоты, мифы, сказки"

Книги похожие на "111 баек для тренеров: истории, анекдоты, мифы, сказки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Скрипюк

Игорь Скрипюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Скрипюк - 111 баек для тренеров: истории, анекдоты, мифы, сказки"

Отзывы читателей о книге "111 баек для тренеров: истории, анекдоты, мифы, сказки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.