Евгений Шварц - Статьи и воспоминания
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Статьи и воспоминания"
Описание и краткое содержание "Статьи и воспоминания" читать бесплатно онлайн.
Драматург и поэт Евгений Львович ШВАРЦ родился 9 октября 1896 года в Казани, в семье врача. В 1914–17 годах учился на юридическом факультете Московского университета.
С весны 1917-го — на фронте. В 1922–23 годах — литературный секретарь К. Чуковского, с 1925-го — сотрудник «Детгиза».
Автор пьес: «Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Повесть о молодых супругах» и др. По сценариям Шварца сняты фильмы: «Золушка», «Первоклассница», «Дон Кихот», «Марья-искусница», «Каин XVIII», «Снежная королева»; существуют киноверсия «Дракона» и два фильма по «Обыкновенному чуду».
Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Умер в Ленинграде 15 января 1958 года.
1.0 — создание файла
Христиан. Не может быть.
Камердинер. Факт. Чтобы от вас не родились дети с наклонностями к критике. Вы арийцы?
Генрих. Давно" ( с. 457-458).
Понятно, что имеется в виду Германия, где была использована стерилизация людей. Напряжение снимается репликой Генриха, что они "давно" арийцы, но разговор о "чистоте крови" возникает вновь. Король рассказывает, что видел во сне "благородную нимфу, необычайно хорошей породы и чистой крови" (с. 464), а в беседе с придворным учёным о родословной Принцессы ужасается, когда речь заходит об Адаме:
Король. Какой ужас! Принцесса еврейка?
Учёный. Что вы, ваше величество!
Король. Но ведь Адам был еврей?
Учёный. Это спорный вопрос, ваше величество. У меня есть сведения, что он был караим.
Король. Ну то-то! Мне главное, чтобы принцесса была чистой крови. Это сейчас модно, а я франт" (с. 469).
В Германии уже начались преследования евреев, а караимов (секту, отделившуюся от иудаизма ещё в I тысячелетии) нацисты не тронули. Кроме того, если верить, что первый человек - Адам - был евреем, то все расовые теории лишаются смысла.
Король бушует, подозревая "нечистокровность" принцессы, и вопит: "Немедленно гнать принцессу! Может, она семитка? Может она хамитка!" (с. 475) Хамитами, произошедшими от Хама, сына Ноя, считались народы чёрной расы (негров в Германии преследовали тоже), но в слове "хамитка" слышно и более новое значение понятия "хам" - хамка. Правда, увидев красавицу принцессу, король жалует "ей немедленно самое самое благородное происхождение, самое чистокровное!" (с. 482)
И в "Драконе", сочинённом во время войны, в 1943 г., также описано, как сказочный Дракон с тремя головами "избавил" свой город от цыган (которых также в реальности преследовали нацисты), и архивариус Шарлемань, который "в жизни своей не видал ни одного цыгана", "ещё в школе проходил, что это люди страшные" (с. 417) [59]. Дальнейшая характеристика цыган, кроме одной черты - "они воруют детей" - чрезвычайно похожа на антисемитские высказывания о евреях: "Это бродяги по природе, по крови. Они - враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они проникают всюду" (с. 417).
Особенно антисемитским духом веет от высказываний: "Они - враги любой государственной системы" и "их идеи разрушительны", тогда как цыган, насколько мне известно, никто не обвинял во внесении в наш мир новых идей. В "драконовом городе" "ещё сто лет назад", так же, как в нацистской Германии, "любой брюнет обязан был доказать, что в нём нет цыганской крови" (с. 418). А Бургомистр начинал рассказывать анекдот со слов: "Одному цыгану отрубили голову..." (с. 437).
* * *
Итак, можно сказать, что проблема еврейского существовала в жизни Евгения Шварца как двойственность ощущения своей национальности, отношения к славе. Оценка писателем других людей в мемуарах всегда учитывала национальные черты, особенно еврейские, но при этом ни еврейские, ни русские черты не были однозначными - "положительными" или "отрицательными". На анализе биографического материала, мне кажется, можно отметить восприятие Шварцем "еврейских" черт скорее как "чужих" (в случае с евреями из Западной Украины и как "чуждых"), а "русских" как более близких, при постоянной рефлексии на эту тему.
Возможно предположить, что еврейская компонента оставалась постоянной во внутреннем мире писателя, возникая в творчестве подспудно в особом качестве его юмора или, скорее, в интонации его сказок для театра, но явственно и даже подчёркнуто проявилась в поздних дневниках. Хотя в пьесах 1930-40-х гг. - "Голый король" и "Дракон" - еврейская тема прозвучала открыто, в качестве антинацистской, как отклик на современные события.
Примечания
1
Речь идет о цикле стихотворений А. Ахматовой "Слава миру", напечатанном в 1950 г. в журнале "Огонек" (№ 14, 36, 42). Среди прочих в этом цикле – два стихотворения, восхваляющие Сталина. А. Ахматова недаром сравнивает свою участь с участью Державина, отданного под суд и вынужденного написать оду "Фелица", восхваляющую Екатерину II; в 1949 г. был в очередной раз арестован сын А.А. Ахматовой Лев Николаевич Гумилев, а в квартире ее в Фонтанном Доме произведен обыск, после которого Ахматова сожгла большую часть своего архива
2
См., например, статью Н. Рудник .Чёрное и белое: Евгений Шварц. - Вестник Еврейского университете. М. - Иерусалим, № 4 (22), 2000, с. 117-150 и в кн. её же: "Будущее в прошедшем", Пиза, 2001, с. 138-167.
3
Шварц Е. МЕмуары. Сост. Л. Лосев. Париж, 1982, с. 49-50. В последнем и самом полном издании дневников писателя - "... я буду писателем" (М.: Корона-принт, 1999, с. 10) - запись приведена не полностью, вероятно, потому, что одним из составителей является внучка Е.Л. Шварца - М.О. Крыжановская. В других изданиях: Шварц Е. Живу беспокойно... Из дневников.( Л.: Сов. писатель, 1990) и "Житие сказочника. Евгений Шварц. (М.: Книжная палата, 1991), - запись пропущена
4
Ibid, с. 54.
5
МЕмуары, с. 55.
6
"... я буду писателем", с. 35. Запись от 1 сентября 1950 г. Курсив мой.
7
Ibid, с. 132
8
Ibid, с. 137.
9
Ibid, с. 250.
10
Ibid, с. 361.
11
Шварц Е. Телефонная книжка.М.: Искусство, 1997, с. 488.
12
Шварц Е. Предчувствие счастья. М.: Корона-принт, 1999, с. 171.
13
"Телефонная книжка", с. 80.
14
Ibid, с. 9.
15
"Предчувствие счастья", с. 140.
16
Телефонная книжка., с. 471. Запись от 17 июля 1956 г. об Антоне Шварце.
17
"... я буду писателем", с. 11-12.
18
Ibid, с. 65.
19
Ibid, с. 6
20
"... я буду писателем", с. 68. Запись от 14 октября 1950 г.
21
Ibid, с. 141-142
22
Например, 4 августа 1950 г. он записал: "Когда я иной раз, чтобы утешиться, мечтаю о том свете, то представляю маму <...> она встречает меня в раю, чуть наклонившись, глядя вниз, как глядела на меня маленького". (" ... я буду писателем", с. 17). В записи 19 августа 1954 г. есть рассказ о зажигании 24 декабря 1929 г. ёлки, не то запрещённой, не то уже разрешённой, и о добывании для неё восковых свечей из церкви. Там же записано, что ёлку в доме Шварца и его второй жены зажигали всегда в этот день("Предчувствие счастья", с. 178-179).
23
"... я буду писателем", с. 513-514.
24
Холодова Г. Чистая душа. - В кн. "Житие сказочника. Евгений Шварц" М.: Книжная палата, 1991, с. 189.
25
"... я буду писателем", с. 523.
26
Цит. по изд. "...Сборище друзей, оставленных судьбою". "Чинари" в текстах, документах и исследованиях в 2-х тт., т. 2, 1998, с. 427. Примечание В.Н. Сажина о происхождении слова "индей" - с. 686.
27
"... я буду писателем", с. 17.
28
Ibid, с. 300-302.
29
См.: "Предчувствие счастья", с. 259-287.
30
"Телефонная книжка", с. 162
31
"... я буду писателем", с. 37.
32
Ibid, с. 190
33
Ibid, с. 334.
34
"Предчувствие счастья", с. 52.
35
"Телефонная книжка", с. 51.
36
Ibid, , с. 281.
37
Ibid, , с. 281.
38
Ibid, , с. 281.
39
Ibid, , с. 281.
40
Ibid, , с. 281.
41
Ibid, , с. 281.
42
"Телефонная книжка", с. 135.
43
Ibid,, с. 492.
44
"Предчувствие счастья", с. 207.
45
"Телефонная книжка", с. 551.
46
Ibid, , с.71, 96-98, 116-117.
47
Ibid,, с. 116-117.
48
"Предчувствие счастья", с. 199.
49
"Телефонная книжка", с. 354.
50
"Телефонная книжка", с. 354.
51
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Статьи и воспоминания"
Книги похожие на "Статьи и воспоминания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шварц - Статьи и воспоминания"
Отзывы читателей о книге "Статьи и воспоминания", комментарии и мнения людей о произведении.