Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 4
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толковая Библия. Том 4"
Описание и краткое содержание "Толковая Библия. Том 4" читать бесплатно онлайн.
10. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари;
10. Когда крокодил с обращенною к солнцу пастью чихает, то выделяющаяся из его рта и ноздрей вода и влажность отливает светом. Издающие сильный красноватый блеск, видный даже в то время, когда голова животного находится под водою, глаза крокодила напоминают блистающую зарю. И действительно, у египтян они были иероглифическим знаком этой последней.
11. из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры;
12. из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
13. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя.
11–13. Появляясь на поверхности воды после долгого пребывания в ней, крокодил кажется выбрасывающим дым и огонь. «Он, - описывает английский путешественник бросающегося в озеро крокодила, - раздувал свое чудовищное тело и двигал своим хвостом в воздухе. Густой дым исходил из его широко раскрытых ноздрей с шумом, который колебал землю». «Первоначально, - говорит тот же путешественник, - крокодил плавает с быстротою молнии, а потом мало-помалу замедляет свой ход, пока не достигает средины реки. Здесь он останавливается, вдыхает в себя воздух и воду, его тело становится огромным, и в известное время слышится большой шум из его пасти. Затем он с треском выпускает из своего рта пар, который представляет как бы облако дыма».
14. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас.
14. Показателем силы чудовища является его масивная шея, и при его появлении в ужасе разбегаются животные и люди.
15. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут.
15. Одна из особенностей строения крокодила, сообщающая ему редкую крепость, заключается в том, что его мясистые части не мягки и рыхлы, как у других животных, но тверды и прочны.
16. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов.
16. Так удивительно устроенному животному дана необыкновенная жизнеспособность. Она находится в зависимости от деятельности сердца, а это последнее у крокодила так же твердо, как крепок нижний жернов, устраиваемый ввиду приходящегося на его долю большего давления из прочного камня.
17. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса.
18. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.
19. Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево.
20. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.
21. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется.
17–21. Сильное и страшное чудовище приводит в ужас даже самых смелых, - «силачей» (евр. «еилим»): «устрашенные, они не достигают цели» (вторая половина стиха). Попытка убить крокодила вызывает лишь страх. И это вполне понятно, так как защищенный своей чешуею, непроницаемою крепкою бронею ( ст. 7–9 ), он неуязвим ни одним смертоносным оружием, начиная с меча.
22. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.
22. Правильное чтение данного стиха такое, «внизу у него острые черепицы; он лежит, как борона на грязи». Ничем нельзя пробить спину крокодила, не поддается ударам и живот. Чешуи на нем менее крепки, чем на спине, но все же достаточно тверды. Их отпечаток остается на земле, когда чудовище ползет или же отдыхает.
23. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь;
24. оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою.
23–24. Еще больший след оставляет крокодил в воде. От его быстрых, стремительных движений (ср. ст. 11–12 ) она приходит в такое же волнение, какое бывает при кипении. «Море он превращает в сосуд с кипящими благовониями». Приведенные крокодилом в движение воды «моря», т. е. Нила (Ис XIX: 5; Наум III: 8) напоминают «кипящие благовония», так как он оставляет после себя запах муксуса. Взволнованная животным вода покрывается пеною, напоминающею по своей белизне седину.
25. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным;
26. на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.
25–26. Страшный для людей, крокодил не имеет себе соперника среди самых свирепых животных («сыны гордости»; ср. XXVIII: 8 ): они трепещут пред ним, как пред царем.
Глава XLII
1–6. Второй ответ Иова. 7–16. Эпилог.
1. Отвечал Иов Господу и сказал:
2. знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.
2. Описание бегемота и крокодила разъясняет Иову всю силу божественного всемогущества (ср. XLI: 2–3 ). И если на данном свойстве покоится и правосудие ( XL: 3–9 ), то он обязан признать, что и посылаемые людям страдания - нормальное явление в деле божественного мироправления.
3. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.
3. В зависимости от этого Иов признает свои прежние речи безосновательными рассуждениями о том, чего он не понимал, несправедливым отрицанием промысла (ср. XXXVIII: 2 ).
4. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.
5. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
6. поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.
4–6. Бог требовал от Иова ответа ( XXXVIII: 4 ), и он теперь дается страдальцем. Все ранее сказанное им - продукт несовершенного внешнего опыта ( «слышал слухом уха» ), истинное знание сообщено ему путем откровения, просветившего ум. Но сомневаясь в нем, Иов отказывается от своих прежних суждений, печалясь при этом о том, что они были им высказаны: «раскаиваюсь в прахе и пепле» (ср. II: 8 , 12 ).
7. И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
7–17. Оправдание Иова
7. Иов ошибался лишь в суждениях об отношении к себе Бога ( ст. 2–3 ) и был безусловно прав, защищая свою невинность. Наоборот, друзья были неправы вдвойне: они без всяких оснований обвинили его в предполагаемых грехах ( XXII: 5 и д.) и на предположении основывали факт - мысль о Божественном Правосудии. Как заведомо неискренние по отношению к Иову, они, особенно Елифаз, давший своими речами тон рассуждениям своих друзей, навлекают на себя божественный гнев (ср. XIII: 7 и д.).
8. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
8. Отзыв Господа об Иове (ст. 7) служит его оправданием, доказывает невинность страдальца. Наглядным же обнаружением этой последней является выступление Иова в роли священника, ходатая за своих друзей пред Богом. Как такой, он даже с их точки должен быть признан безгрешным праведником ( XXII: 30 ; ср. Быт XX: 7, 17; Исх XIXII: 31; Чис XII: 13 и т. п.). Жертвою умилостивления является таже, что и в начале книги ( I: 5 ), жертва всесожжения, а число животных - четырнадцать указывает на ее особенную торжественность.
9. И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, - и Господь принял лице Иова.
10. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.
10. «Бог положил конец рабству Иова» (вместо: «возвратил потерю» ), т. е. болезни ( VII: 12 ; XIII: 27 ). Признанный невинным, Иов исцеляется от болезни, освобождается от того, что служило в глазах людей доказательством его греховности (ср. X: 15–17 ). Момент исцеления совпадает с моментом жертвоприношения: простив друзей, забыв все нанесенные ими обиды, Иов сам получает прощение от Бога.
11. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.
11. Как прежде болезнь, признак предполагаемой греховности, оттолкнула от Иова всех, начиная с жены ( XIX: 13 и д.), так теперь выздоровление, очевидное доказательство правоты, привлекает к нему родственников и друзей. Равным образом прежние глумления ( XIX: 18 ) и насмешки ( XXX: 1 ) сменяются словами утешения и принесением подарков, - кеситы (Быт XXXIII: 19; Нав XXIV: 32), - металлического слитка большей чем сикль ценности (Быт XXXIII: 19; ср. XXIII: 16 ), и золотых колец, - мужского и женского украшения (Исх XXXII: 3). Так восстанавливается исчезнувшее на время уважение к страдальцу.
12. И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Библия. Том 4"
Книги похожие на "Толковая Библия. Том 4" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 4"
Отзывы читателей о книге "Толковая Библия. Том 4", комментарии и мнения людей о произведении.