Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 8
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толковая Библия. Том 8"
Описание и краткое содержание "Толковая Библия. Том 8" читать бесплатно онлайн.
71. Он принял это и сделал по словам его, и поклялся не причинять ему никакого зла во все дни жизни своей,
72. и отдал ему пленных, которых прежде взял в плен в земле Иудейской, и возвратился в землю свою и не приходил более в пределы их.
72. Возвратив всех пленников, по договору с Ионафаном, Вакхид ушел в Сирию, чтобы никогда более не тревожить Иудеи. Однако, в крепости Иерусалимской оставался еще и после этого сирийский гарнизон, и не возвращены были содержавшиеся там под стражею иудейские заложники ( IX: 53 ; ср. X: 6 ).
73. И унялся меч в Израиле, и поселился Ионафан в Махмасе; и начал Ионафан судить народ и истребил нечестивых из среды Израиля.
73. «И унялся меч в Израиле…» , χατεπαυσε έξ Ίσραηλ, - т. е. успокоился и пребывал вдали от Израиля - ρομφαία - меч войны, более точно слав.: «и преста меч от Израиля» . - Это спокойствие меча продолжалось до 160 г. э. Сел., т. е. 152 г. до Ρ. Χ., т. е. (если предположить, что начавшаяся после 58 ст. война решилась в один год) - полных 4 года (ср. X: 1 ). - «Махмас» - Μαχμας (Micmas) - место поселения Ионафана после войны - в настоящее время разоренная деревушка Mukhmas в 9 милях или 3 1/2 часах пути к северу от Иерусалима (1 Цар XIII: 2). - «Начал судить народ…» Это не означает еще совершенно самостоятельного правления Ионафана над Иудеею, что замечается лишь позднее, но только пока беспрепятственное право суда в области гражданских дел народа, на основах Моисеева закона и правопорядка. Сирийское владычество было еще налицо, заявляя о себе такими неопровержимыми доказательствами, как подати сирийскому царю, сирийские гарнизоны во внешних крепостях страны и в самом центре ее - Иерусалиме, заложники и т. п. - Только в X: 6 , 10 и д. эти неприятные стороны и признаки чуждого владычества упоминаются ослабевающими и устраняющимися.
Глава X
Воцарение Александра и заискивание его соперника Димитрия перед иудеями получившими большие льготы (1–14). Щедроты Александра Ионафану: первосвященство, порфира и золотой венец (15–21). Новые обещания Димитрия иудеям, не встретившие доверия последних (22–47). Победа Александра, гибель Димитрия, союз с египетским царем, благоволение обоих царей к Ионафану (43–66). Столкновение Ионафана с Аполлонием, военачальником Димитриевым, поражение последнего, новые милости Александра (ср. Antt. XIII, 2, 1–3 и д.) (67–89).
1. В сто шестидесятом году выступил Александр, сын Антиоха Епифана, и овладел Птолемаидою: и приняли его, и он воцарился там.
1. «В 160-м году» (э. Сел.), т. е. = 152 г. до Р. X. Александр называется здесь ό τού 'Αντίοχου - «сын Антиоха». По Liv. Epit. 52 - он был homo ignotus et incertae stirpis, и по Diodor. (у Muller, Fragm. hist. Graec. ll praef. p. XII, п. 14) жил в Смирне мальчик, по имени Вaлac (Balas), который был очень похож на умершего царя Антиоха Евпатора и одинакового возраста с ним, и выдал себя за сына Антиоха Епифана, хотя был в действительности низкого рода (ср. у Ios. Antt. XIII, 4, 8 - Αλεξανδρος ο Βαλας λεγόμενος). - Этого мнимого сына Антиоха Епифана - Аттал II, царь пергамский, выставил в претенденты сирийской короны, и - через бывшего казначея при Антиохе Епифане - Гераклида - представил молодого человека с некоей девицей Лаодикеей (действительной или мнимой дочерью Антиоха Епифана) римскому сенату, чтобы признанием их здесь за детей Антиоха и исходатайствованием помощи придать вес и силу их мнимым правам на сирийский трон. После этого Аттал Пергамский с помощью Птоломея Египетского и Ариарата Каппадокийского собрал для Александра особое войско, с которым этот и направился на Димитрия, ставшего ненавистным как для названных царей за постоянные интриги и воинственные предприятия, так и для своих подданных за надменность и небрежное ведение дел правления (Иос. Фл. Antt. XIII, 2, 1, ср. Polib. Hist. XXXIII, 14 и 16, 7–14, Иуст XXXV, 1, Appian Syr. 67). - Птолемаидою Александр овладел - по словам Иосифа - έκ προδοσίας των ένδοθεν στρατιωτών (через предательство воинов).
2. Когда услышал о том царь Димитрий, собрал весьма многочисленное войско и вышел против него на войну.
3. И послал Димитрий письма Ионафану с мирным предложением, как бы желая возвеличить его,
3. «Возвеличить…» , μεγαλύνειν - не в смысле «восхвалить», «польстить», но именно - «возвысить великою властью и княжеским достоинством».
4. ибо говорил: предупредим заключить с ним мир, прежде нежели он заключит с Александром против нас:
5. тогда он припомнит все зло, которое мы сделали против него и братьев его и народа его.
6. И он дал ему власть набирать войско и приготовлять оружия, чтобы быть союзником его, и велел отдать ему заложников, которые находились в крепости.
4–6. Хотя Вакхид за несколько времени пред сим и заключил мир с Ионафаном, но тот мир был похож более на приостановку военных действий - перемирие, - и если не был еще просмотрен и утвержден самим царем, то мог, очевидно, теперь вновь быть предложен на еще более понятных для Ионафана и прочных для Димитрия условиях.
7. Ионафан пришел в Иерусалим и прочитал письма вслух всего народа и бывших в крепости;
8. и убоялись все великим страхом, услышав, что царь дал ему власть набирать войско;
8. Дарованная Ионафану «власть набирать войско» и т. п. привела всех в великий страх, т. е. не только сирийский гарнизон, но и обитателей города: язычески настроенная партия, которая могла быть спасительною в Иерусалиме, была в страхе пред местью Ионафана, верные иудеи тоже могли быть напуганы ожиданием новой войны, и во всяком случае тем, что сирийский гарнизон не уйдет из Иерусалима мирно, и Ионафану придется его выпроваживать силою.
9. а бывшие в крепости выдали Ионафану заложников, и он возвратил их родителям их.
10. И жил Ионафан в Иерусалиме; и начал строить и возобновлять город,
11. и сказал производившим работы, чтобы они строили стены и вокруг горы Сиона для твердости из четырехугольных камней, - и делали так.
11. «Стены и вокруг горы Сиона» , - τα τείχη καί τό ορός Σιων, - не просто - стены кругом Сиона, но τα τείχη, т. е. стены города, в котором со времени Антиоха Епифана ( I: 33 ) не считался Давидов город (Сион), обращенный в крепость (акра), - а затем уже отдельно и τό ορός Σιων - гору Сион , т. е. стены кругом горы Сиона.
12. Тогда иноплеменные, бывшие в крепостях, построенных Вакхидом, бежали:
12. «Иноплеменные, бывшие в крепостях…» - это, по-видимому, не солдаты сирийского гарнизона, но - собственно - иностранцы (αλλογενείς), неиудеи - из поселившихся в этих крепостях.
13. каждый оставил свое место и ушел в свою землю.
14. Только в Вефсуре остались некоторые из тех, которые оставили закон и заповеди, ибо это место служило для них убежищем.
15. И услышал царь Александр о тех обещаниях, какие Димитрий послал Ионафану, и рассказали ему о войнах и храбрых подвигах, которые совершил Ионафан и братья его, и о трудностях, понесенных ими.
16. Тогда он сказал: найдем ли мы еще такого мужа, как этот? Сделаем же его нашим другом и союзником.
17. И написал и послал ему письмо в таких словах:
18. «Царь Александр брату Ионафану - радоваться.
18. «Братом» Александр называет здесь Ионафана в знак особенного братского расположения и дружбы в отношении к нему. - «Радоваться…» , χαίρειν - соответственно еврейскому ??? - обычная приветственная формула в начале писем, - упоминается не только в нашей книге, но и в Новом Завете (Деян XV: 23, XXIII: 26; Иак I: 1).
19. Услышали мы о тебе, что ты - муж, крепкий силою и достойный быть нашим другом.
19. «Услышали мы…» , множественное число, в каком обыкновенно и доныне говорят о себе царственные особы в указах и посланиях, хотя встречаются случаи употребления и единственного числа (2 Мак IX: 20 и д.; Езд IV: 8–22; VII: 12 и д.; Дан III: 98 и д.; IV: 1 и д.; VI: 25 и д.).
20. Итак мы поставляем тебя ныне первосвященником народа твоего; и ты будешь именоваться другом царя (он послал ему порфиру и золотой венец) и будешь держать нашу сторону и хранить дружбу с нами».
20. Первосвященство, по Моисееву закону, было наследственно, и преемство определялось правом первородства, так что о «поставлении» первосвященника светскою властью нечего было и думать. Но с введением царской власти первосвященство стало в подчиненное отношение к власти царя, так что уже Соломон низложил за государственную измену Авиафара (3 Цар II: 26–27), хотя без нарушения этим законного права преемства. Подле Авиафара тогда был другой равноправный первосвященник Елеазаровой линии - Садок, и через отставку первого достигалось даже то, что прекращалось упрочившееся с анархического времени Судей первосвященническое двоевластие - Елеазаридов и Ифамаридов, и восстанавливался определенный и более законный порядок. Этот порядок - наследия первосвященства в одном определенном роде - Садока - продолжался не только до Вавилонского плена, но и далее - до времен Антиоха Епифана, без особенных резких нарушений и вмешательств светской власти. Такое вмешательство и посягательство на этот средоточный пункт теократической религии со стороны светской власти начинается, собственно, со времени вырождения самого первосвященства. Так, после Александра Македонского, когда эллинистически-языческий образ жизни все более и более прививался и в иудействе, найдя себе последователей в самой первосвященнической фамилии, возможно стало и то, что грекофильствующий Иасон домогался первосвященнического звания за деньги у Антиоха Епифана (2 Мак IV: 7 и д.), а отсюда уже было недалеко и до того, что языческие цари - владельцы Иудеи - взяли в свои руки право назначения первосвященников по своему произволу, определявшемуся то политическими целями, то грубо-своекорыстными, вроде поправления своих финансов; в лучшем случае это право было правом утверждения и признания вступавших в наследие первосвященства. После смерти Алкима ( IX: 56 ), которого Антиох Евпатор навязал иудеям силою (см. к VII: 5 ), первосвященническое место 7 лет оставалось незанятым. Теперь Александр делает употребление из этого права своих предшественников и призывает Ионафана к первосвященству. И Ионафан мог принять это звание, так как из дома Иисуса, который со времени плена отправлял первосвященническое служение, теперь - по умерщвлении Онии III и уходе его сына в Египет (ср. Ios. Ann. XIII, 3, 1) - другого законного преемника не было. Единственным таким преемником и был Ионафан. - Перевод 20 стиха точнее выдержан в славянском, нежели русском тексте, сохраняя неопределенные наклонения в зависимости от «поставляем»: καθεστακαμεv… καί φρονείν… καί συντηρείν - «поставихом… другом царевым нарицатися и мудрствовати таяжде с нами и снабдевати дружбу…» - Порфира и золотой венец - собственные знаки царского достоинства - нередко были даримы царями, в знак особенной милости и благоволения, высокопоставленным и наиболее заслуженным лицам (ср. Есф VIII: 15, а также в нашей книге X: 62 , 64 ; XI: 58 и 2 Мак IV: 38).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Библия. Том 8"
Книги похожие на "Толковая Библия. Том 8" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 8"
Отзывы читателей о книге "Толковая Библия. Том 8", комментарии и мнения людей о произведении.