Авторские права

Всеволод Вихнович - Иудаизм

Здесь можно скачать бесплатно "Всеволод Вихнович - Иудаизм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ЗАО Издательский дом «Питер», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Иудаизм
Издательство:
ЗАО Издательский дом «Питер»
Год:
2006
ISBN:
5-469-01190-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Иудаизм"

Описание и краткое содержание "Иудаизм" читать бесплатно онлайн.








Изгнанники распространили свои идеи среди еврейских общин тех стран, куда им удалось попасть. Особое значение приобрели труды школы каббалистов, поселившихся в Сафеде (Цфате), на севере Палестины, находившейся тогда под властью Турецкой им­перии. Наиболее знаменитым среди них был Исаак Лурия (1514­1572), именуемый также Ари («лев»), автор законченной систе­мы мистического познания. Сам он не оставил сочинений, но его учение было записано его последователем Хаимом Виталем (1543-1620). Основой учения Лурии является идея цимцума (евр. цимцум — сжатие, сокращение, на языке каббалы это означает удаление или отход). Согласно этой идее, творению мира пред­шествовало добровольное «сокращение» и самоограничение Эйн- Софа. Как полагает Лурия, поскольку Бог всемогущ и вездесущ, то для сотворения мира Богу надо было освободить место в себе самом, чтобы вернуться туда назад в акте творения. В образовав­шуюся полость хлынул Божественный свет, который начинает Свое откровение и развертывание в качестве Бога-Творца. Сам акт творения таким образом является Божественным вдохом и вы­дохом, подобно акту дыхания в человеческом организме.

Поскольку Божественный план предусматривал создание мно­жества конечных существ и форм, то были сотворены «сосуды, чаши», куда лучи этого света были направлены. Однако получи­лось так, что сосуды, предназначенные для низших форм сефи- рот, не выдержав потоков Божественного света, разбились, что вы­звало хаос в нижних мирах. Лучи света Эйн-Софа распались на отдельные искры, освещающие разные части мира, при этом дру­гие его части погрузились во мрак, который является отражением и воплощением зла. Так возникло постоянное смешение и борьба света и тьмы, при этом нарушилась гармония в мире, а Шехина (Божественное присутствие) оказалась изгнана. Отсюда делается вывод, что нет в мире зла, не содержащего добра, и наоборот, нет в мире добра, полностью исключающего зло.

Далее Лурия оригинально увязывает представление о грехов­ности первого человека и учение о душах с иудейским мессианиз­мом. По его учению, вместе с Адамом были созданы души всех людей и, хотя они отличались друг от друга, они были объеди­нены в одно тесное содружество. Впоследствии грех первого че­ловека распространился в разной степени на все души, и души более низкие смешались с более достойными. Хаос, возникший в душах, является причиной безнравственных поступков и всякого зла. Все это будет продолжаться до прихода посланца Эйн-Софа — Мессии и восстановления (евр. — тикун) Божественной Гармонии. Здесь у Лурии соединяются мистический и мессианский элемен­ты, а учение о спасении душ понимается как возвращение всех вещей к их первоначальному единению с Богом. Поэтому всякое человеческое деяние сказывается каким-либо образом на весьма сложном процессе тикуна. Но инициатива в этом должна все же исходить от человека. Как и в Зогаре, Лурия полагает, что путь к спасению лежит в соблюдении заповедей Торы, молитве и доб­рых делах. По представлению Лурии, молитва отдельного челове­ка, как и молитва коллективная, является своего рода средством обращения к Богу. Истинная жизнь и подлинное устранение по­следствий первородного греха возможны только при совместном действии Божественного и человеческого импульсов. Из этого следует, что каждый верующий обладает огромной ответственно­стью за судьбы мессианской миссии. Особое значение Лурия при­дает благочестивому сосредоточенному раздумью (евр. — кавана) о мистическом смысле этого акта. При этом можно достичь двей-кута — мистического общения с Богом. Конечно, существует проблема смешения учения о каване с некоторым видом магии, однако настоящие каббалисты решительно отвергают такую воз­можность.

Особое внимание Лурия обращает на проблему переселения душ. В его толковании каждая душа сохраняет свое индивидуаль­ное существование только до той поры, пока она не совершит свое собственное духовное возрождение. Душа, которая выполняла за­поведи — для иудея это 613 заповедей Торы, для неиудея — 7 за­поведей «сынов Ноя», исключается из процесса гилгула и ожида­ет времени воссоединения с общей душой Адама в блаженные времена. Но если это условие не выполнено, душа продолжает пребывать в процессе гилгула, однако это не столько воздаяние за грехи, сколько предоставление возможности выполнить заповеди и продолжить дело самоосвобождения. Такое возможно, посколь­ку все души родственны и способны помогать друг другу, кроме того, души могут посредством своего благочестия поднимать дру­гие души, которые низверглись в низшие сферы. Поэтому истин­ную историю мира Лурия понимает как историю переселений и взаимосвязей душ. В контексте этой теории новое значение при­обретает и рассеяние (галут) иудеев. Ранее это воспринималось как наказание за грехи или как испытание верности вере Моисее­вой. Лурия раскрывает всемирную миссию изгнания евреев. Очи­щенные благодаря точному исполнению законов Торы души иудеев соединяются с душами других народов, и таким образом всемир­ная власть зла будет преодолена. Зло и добро будут окончатель­но разделены, весь мир, как и отдельный человек, будет спасен.

Мистики Цфата были глубоко уверены в будущем избавлении мира от зла, и все их творчество и дела проникнуты оптимизмом и общечеловеческим гуманизмом. Именно они создали большую часть застольных песен, распеваемых во время празднования суб­боты в еврейских семьях. Самым знаменитым считается гимн «Леха доди» («Выходи, друг мой»), который поют вечером в пят­ницу, как бы в ожидании встречи Невесты — Субботы. В Цфате сложилась традиция перед вечерней субботней трапезой читать главу 31 из Притчей Соломоновых об идеальной жене и матери: «Кто найдет добродетельную жену?» (евр. — эшет хаиль). Кабба­листы ввели обычаи произнесения полночных молитв, оплаки­вающих разрушение Храма, постов накануне новолуния и т. д. Мысль о всеобъемлющей любви ко всем человеческим существам отражена в их молитве, читаемой на сон грядущий: 4 Владыка все­ленной, я прощаю всех, кто рассердил и обидел меня, нанеся урон моему телу, чести и имуществу, умышленно или ненамеренно, сло­вом или делом. Пусть никто не понесет из-за меня наказания». Все нововведения школы Лурии сведены в особый сефардский молитвенник «Сидур Ари».

Учение каббалы очень быстро распространилось по всем иу­дейским общинам Европы. В эпоху Реформации и позднее оно заинтересовало многих нееврейских ученых. Более того, возник­ла христианская каббала, в которой утверждалось, что истинный смысл каббалы — христианский. Первым идеологом этого дви­жения стал итальянский ученый эпохи Возрождения Пико де Мирандола. С христианской каббалой связаны имена философов Р. Луллия и мистика Я. Беме. Некоторые мотивы каббалы, в част­ности идея цимцума, нашли отражение в произведениях филосо­фов — Ф. Шеллинга, Г. В. Лейбница, И. Ньютона и др.

Практическая каббала в Германии и Восточной Европе

Вместе с тем, несмотря на широкое распространение некоторых идей каббалы, ее подлинный смысл был доступен только узкому кругу иудейских интеллектуалов. Впоследствии, особенно в Гер­мании и Восточной Европе, получила распространение практи­ческая» каббала. Ее приверженцы сосредоточивали свое внима­ние не столько на философских вопросах, сколько на соблюдении праведности жизни (хасидут), альтруизме, молитвах, экстатиче­ской медитации, мистицизме цифрового значения букв еврейско­го алфавита, почитании различных талисманов и т. д. В связи с этим в Средние века ряд раввинов и знатоков Закона выступили с критикой каббалы. Подробная критика древнего происхожде­ния Зогара содержится в трудах И. Дельмедиго (1490 г.) и И. Де- Модены (1640 г.). Особое недоверие к каббале у традиционных духовных лидеров иудейских общин вызвало появление таких движений, как лжемессианство и хасидизм, которые идейно были связаны с каббалой. В начавшуюся в конце XVIII в. эпоху еврей­ского Просвещения каббала воспринималась просветителями в ев­рейской среде как откровенное мракобесие и обскурантизм. 


ГЛАВА 8

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РАВВИНИЗМ (Х-ХVIII вв.)

Иудеи в раннесредневекой Европе. Комментаторы Талмуда в горо­дах Северной Франции и Западной Германии. Гершом. Раши. Тоса- фисты. Германские хасиды XIII в. Ашкеназские иудейские общины. Возникновение языка идиш. Крестовые походы. Кровавый навет и гонения. «Черная смерть". Иудеи в Италии и православной Визан­тии. Иудейские общины после XVI в. Гетто. Кодификация иудей­ского права Арба Турим и Шулхан Арух. Польско-Литовское государство центр позднесредневекового раввинистического иудаизма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Иудаизм"

Книги похожие на "Иудаизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Всеволод Вихнович

Всеволод Вихнович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Всеволод Вихнович - Иудаизм"

Отзывы читателей о книге "Иудаизм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.