» » » » Валентина Мирошникова - 100 знаменитых тиранов


Авторские права

Валентина Мирошникова - 100 знаменитых тиранов

Здесь можно купить и скачать "Валентина Мирошникова - 100 знаменитых тиранов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Фолио»3ae616f4-1380-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентина Мирошникова - 100 знаменитых тиранов
Рейтинг:
Название:
100 знаменитых тиранов
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
966-03-2148-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "100 знаменитых тиранов"

Описание и краткое содержание "100 знаменитых тиранов" читать бесплатно онлайн.



Слово «тиран» возникло на заре истории и, как считают ученые, имеет лидийское или фригийское происхождение. В переводе оно означает «повелитель». По прошествии веков это понятие приобрело очень широкое звучание и в наши дни чаще всего используется в переносном значении и подразумевает правление, основанное на деспотизме, а тиранами именуют правителей, власть которых основана на произволе и насилии, а также жестоких, властных людей, мучителей.

Среди героев этой книги много государственных и политических деятелей. О них рассказывается в разделах «Тираны-реформаторы» и «Тираны «просвещенные» и «великодушные»». Учитывая, что многие служители религии оказывали огромное влияние на мировую политику и политику отдельных государств, им посвящен самостоятельный раздел «Узурпаторы Божественного замысла». И, наконец, раздел «Провинциальные тираны» повествует об исторических личностях, масштабы деятельности которых были ограничены небольшими территориями, но которые погубили множество людей в силу неограниченности своей тиранической власти.






МОКТЕСУМА (МОНТЕСУМА) II ШОКОЙОЦИН

(род. в 1466 г. – ум. в 1520 г.)

Тлатоани – верховный правитель империи астеков, правление которого отличалось усилением деспотизма и жестокости по сравнению с временами его предшественников.


К моменту появления в Америке испанцев территория Мексики была самой густонаселенной на континенте. Люди пришли сюда очень давно. Сначала земли Мексики занимал таинственный народ – ольмеки. Потом по невыясненным причинам они покинули Мексиканское нагорье и на их место пришли племена науа-тольтекского происхождения. Позже всех здесь появилось племя, называвшее себя теночками, то есть «людьми Теноча», одного из особо почитаемых ими вождей. А соседи называли их астеками – людьми с легендарного острова Астлан, где, по преданию, они жили раньше.

Постепенно жестокие и воинственные астеки подчинили своему влиянию почти все соседние племена. Начиная с середины XV в. при правителях Моктесуме I[4], Ашаякатле и Ауисотле, обладавших незаурядным государственным талантом, было создано и укреплено государственное объединение племен, которое ученые называют империей астеков. Наибольших размеров она достигла при Ауисотле. В 1503 г. после его смерти на трон империи взошел его племянник и внук Ашаякатле, Моктесума Шокойоцин, что в переводе означает «молодой».

Надо сказать, что восшествие тлатоани на престол осуществлялось выборным путем. Четверо особо уважаемых вельмож избирали его из числа братьев, а чаще племянников покойного правителя. При этом кандидат должен был обязательно быть знаменитым воином. А на момент смерти Ауисотля было решено, что предпочтение должно быть отдано еще и жрецу. Моктесума удовлетворял обоим требованиям, поэтому выбор пал на него.

По обычаю во время торжественной церемонии коронации в течение нескольких дней жертвенные алтари обагрялись человеческой кровью. Астеки приносили в жертву людей, разрезая им грудь и вырывая еще трепещущее сердце. Кровавые культы бога войны Уицлипочли и некоторых других астекских божеств требовали чудовищного количества жертв. Во время коронации на жертвенных алтарях лишились жизни десятки тысячи пленников. При этом новый тлатоани, будучи жрецом, принимал непосредственное участие в жертвоприношениях.

В ранней молодости Моктесума активно участвовал в войнах империи. Как жрец, он получил прекрасное образование, был знатоком астрологии, что по тем временам соответствовало склонности к научным занятиям. Наряду с этим тлатоани оставался человеком чрезвычайно религиозным. Рассказывают, что послы, явившиеся сообщить ему об избрании на царство, нашли Моктесуму выметающим ступени храма Уицлипочли. А суеверие его не знало границ. Впрочем, нам трудно понять мотивы поступков древних астеков, чья культура, а значит, и мировоззрение резко отличались от культуры уроженцев Старого Света. Очевидно одно: царь астеков слишком доверялся снам, пророчествам и магическим обрядам, что впоследствии сослужило ему плохую службу.

Манерой поведения Моктесума вполне оправдывал свое имя. Ведь по свидетельству испанского историка Лac-Kaccaca, бывшего участником завоевания Мексики, в переводе оно означает «печальный и строгий человек». Император вел себя степенно, говорил очень мало и отличался невероятной гордостью. Вскоре из дворца были изгнаны все лица незнатного происхождения. Достойными своей милости император считал только знать. Впрочем, в большей степени это было связано с тем, что эти люди служили его предшественнику. Ведь все удаленные из дворца были преданы смерти. Трезво мыслящие сановники предупреждали Моктесуму об опасности таких действий, но он был глух к увещеваниям, глубоко уверенный в том, что Уицлипочли будет благосклонен к своему ярому почитателю.

Первые годы правления тлатоани бывали ознаменованы многочисленными военными походами, направленными на «усмирение» восставших провинций. Один такой карательный поход в город Икпатепек, где жители перебили всех астеков и их сторонников, заслуживает особого внимания, так как является яркой иллюстрацией действий правителя по отношению не столько к восставшим, сколько к приближенным.

Отправившись в поход, Моктесума в первый же вечер отправил назад в столицу империи Теночтитлан сиуакоатля – главного военачальника, – чтобы тот обезглавил всех воспитателей его детей, компаньонок жен и наложниц, а также служанок. Их надлежало заменить новыми. Зачем императору понадобилась такая чудовищная акция, сказать трудно. Источник, дающий сведения о ней, объясняет случившееся желанием Моктесумы проверить, насколько беспрекословно выполняются его приказы.

Впрочем, нельзя сказать, что император не заботился о своем народе. Во время голода, вызванного сильной засухой, он приказал открыть государственные склады и раздать запасы людям. Много внимания правитель уделял и выполнению законов в стране, которые, кстати, были очень жестокими. За различные провинности, например прелюбодеяние или воровство, виновного почти всегда казнили. Часто Моктесума, переодевшись, бродил по улицам столицы, чтобы самому выявлять преступления. Известно также, что он провоцировал судей на получение взяток, а потом жестоко расправлялся с взяточниками.

При предшественниках Моктесумы II налоги были достаточно умеренными. Но новый тлатоани значительно их увеличил. Теперь торговцы должны были платить в казну не меньше трети стоимости товаров, а сборщики податей своей жестокостью вызывали повсеместный протест. Увеличились и размеры дани, которую должны были платить покоренные народы. В число приношений входило и заранее оговоренное количество людей, предназначенных для жертвоприношений. Моктесума увеличил также количество и размеры отрядов, которые посылались на поиски жертв Уицлипочли.

Войны для астеков издавна, помимо покорения соседей, имели целью еще и захват пленников, которым старались сохранить жизнь и даже специально откармливали. Поэтому царь-жрец, видевший спасение страны и своей власти только в милости богов, широко использовал карательные экспедиции и войны. Недаром, когда испанцы спросили у Моктесумы, почему он не завоевывает соседнее государство Тласкала, тот ответил: «Чтобы оно доставляло жертвы моим божествам». Поговаривали, что иной раз он сам провоцировал обострение отношений с соседями, чтобы вызвать новую войну.

А потребность в пленниках была чрезвычайно велика. При Моктесуме в стране, как пишут многие хронисты и исследователи, ежегодно в жертву приносилось от 20 до 50 тыс. человек. В особо торжественных случаях это количество резко возрастало. Иногда, помимо известного нам ритуала, пленников подвергали еще и пыткам, например поджаривали на жаровнях. В жертву приносили чаще всего мужчин и только в редких случаях женщин. А во время засухи на алтарях бога дождя Тлалока закалывали младенцев. Как правило, ритуальные жертвоприношения заканчивались трапезой, на которой главным блюдом были тела принесенных в жертву, приправленные особым образом. Черепа несчастных хранились в особых помещениях. Однажды Кортес в одном из таких «хранилищ» насчитал 136 тыс. черепов. Вполне понятно, что жители покоренных стран и соседи поспешили воспользоваться силами Кортеса для борьбы с ненавистными астеками. Ведь они не предполагали, чем приход испанцев грозит им самим.

Народы империи страдали от непомерной гордости императора. Моктесума стремился окружить себя невиданной роскошью, незнакомой его предшественникам, на что уходили громадные средства. Дворцовые обычаи поразили испанцев, и без того ошеломленных величием столицы (в Европе не было ничего подобного). Императору служили около тысячи человек. Но с приближенными тлатоани, соблюдая царское достоинство, почти не разговаривал, ограничиваясь выслушиванием донесений и скупыми приказаниями или замечаниями. Смотреть на него, а тем более поворачиваться к нему спиной было строжайше запрещено. Придворные и слуги должны были, уходя, пятиться к дверям и отвешивать определенное количество поклонов. А самые знатные посетители перед посещением Моктесумы снимали головные уборы и все украшения.

Обедал тлатоани в полном одиночестве, ибо чье-либо присутствие тоже могло умалить его достоинство. Кроме того, суеверный император страшно боялся сглаза. Во время императорской трапезы все во дворце хранили молчание, чтобы не обеспокоить господина. Обеденная посуда могла использоваться только один раз. Потом чаши и блюда раздавались придворным в виде особой милости. Переодевался тлатоани не менее четырех раз в день и никогда не надевал одно и то же платье дважды. Обязательной смене подлежали и сандалии с золотой подошвой.

По земле император не ступал. Перед ним расстилали драгоценные ткани. А под руки далеко не немощного Монтесуму обычно поддерживали самые знатные из придворных.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "100 знаменитых тиранов"

Книги похожие на "100 знаменитых тиранов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентина Мирошникова

Валентина Мирошникова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентина Мирошникова - 100 знаменитых тиранов"

Отзывы читателей о книге "100 знаменитых тиранов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.