» » » » Елена Васильева - 100 знаменитых памятников архитектуры


Авторские права

Елена Васильева - 100 знаменитых памятников архитектуры

Здесь можно купить и скачать "Елена Васильева - 100 знаменитых памятников архитектуры" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Фолио, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Васильева - 100 знаменитых памятников архитектуры
Рейтинг:
Название:
100 знаменитых памятников архитектуры
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-966-03-4210-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "100 знаменитых памятников архитектуры"

Описание и краткое содержание "100 знаменитых памятников архитектуры" читать бесплатно онлайн.



У каждого выдающегося памятника архитектуры своя судьба, неотделимая от судеб всего человечества.

Речь идет не столько о стилях и течениях, сколько об эпохах, диктовавших тот или иной способ мышления. Египетские пирамиды, древнегреческие святилища, византийские храмы, рыцарские замки, соборы Новгорода, Киева, Москвы, Милана, Флоренции, дворцы Пекина, Версаля, Гранады, Парижа… Все это – наследие разума и таланта целых поколений зодчих, стремившихся выразить в камне наивысшую красоту.

В этом смысле архитектура является отражением творчества целых народов и той степени их развития, которое именуется цивилизацией. Начиная с древнейших времен люди стремились создать на обитаемой ими территории такие сооружения, которые отвечали бы своему высшему назначению, будь то крепость, замок или храм.

В эту книгу вошли рассказы о ста знаменитых памятниках архитектуры – от глубокой древности до наших дней. Разумеется, таких памятников намного больше, и все же, надо полагать, в этом издании описываются наиболее значительные из них.






Говоря в целом о строениях, подобных Софии Киевской, стоит заметить, что строители в XI в. накопили немалый опыт деревянного зодчества и, возможно, в то время были лучшими в своем ремесле. А вот что касается возведения построек из камня, то здесь отечественные мастера многому научились у иноземных специалистов, проявив при этом природную смекалку, напористость и здоровое честолюбие.

Что касается внешнего вида Софийского собора, то надо отметить, что позднейшие пристройки и надстройки сильно изменили его облик. В конце XVII в., когда над собором построили шесть новых куполов, были изменены и пять древних куполов, которым придали грушевидную форму, характерную для украинской архитектуры XVII–XVIII веков, а окна были украшены наличниками, близкими к московской архитектуре XVII века.

В дальнейшем собор не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. В 1744–1748 годах при митрополите Рафаиле Забаровском фронтоны и барабаны собора были украшены лепными орнаментами, а столетие спустя, в 1848–1853 годах, были возобновлены утраченные лепные украшения, позолочен центральный купол и главки остальных куполов.

Впрочем, перестройки Софии ни в коей мере не лишили ее ощущения главного: зодчие Киевской Руси сумели в оригинальной художественной форме выразить понимание триумфальности вступления государства в круг народов и цивилизаций, столь ярко выраженное в многочисленных памятниках того времени, ставшего легендарным.

Киево-Печерская лавра

Более девяти веков возвышается на высоких днепровских кручах Киево-Печерская лавра. Еще во времена Киевской Руси были возведены здесь первые монументальные сооружения, ставшие впоследствии образцами для других городов Русской земли. Секреты красоты этого архитектурного комплекса кроются не только в мастерстве того или иного творца, но и в градостроительной культуре многих поколений зодчих, умевших возводить здания и на почти идеальной площади, и на крутых склонах. Сложный рельеф породил удивляющие смелостью и совершенством композиционные решения, давшие возможность выстроить прекрасный памятник, разместившийся на территории в 22 гектара.

Комплекс состоит из трех различных по величине групп. На относительно ровном месте расположена Верхняя лавра; в ложбине на откосе горы «прилепились» сооружения Ближних пещер, а дальше, на возвышенности, размещена группа построек Дальних пещер. И хотя неприятельские полчища не однажды жгли и грабили храмы лавры, разоряли монастырь и сравнивали с землей стены, всякий раз Киево-Печерская лавра, словно легендарная птица Феникс, возрождала свои древние сооружения.

Киево-Печерская лавра является первым в Древней Руси монастырем, самым крупным центром православной религии. Свое наименование – Печерский – он получил от пещер, где жили первые его обитатели. Лаврами же называли наиболее богатые и влиятельные монастыри, которые пользовались большими привилегиями и, в известных пределах, автономией.

По летописным данным, Печерский мужской монастырь был основан в 1051 г. вблизи загородного княжеского дворца в селе Берестово, в четырех верстах от центра древнего Киева, и сразу стал пользоваться исключительным вниманием и поддержкой со стороны князей и бояр. Основателями монастыря летописи называют монахов Антония, родом из Любеча, и Феодосия, причем Антоний первым поселился в пещере, которую якобы «ископали варязи».

Первые наземные постройки монастыря появились в районе наиболее древних Дальних пещер. Однако здесь, на небольшом пятачке, нельзя было развернуть строительство крупных монументальных сооружений, и для этой цели было найдено значительных размеров плато. Здесь, в центре ровной площади (ныне это центральное и наиболее популярное место комплекса), и решили строить Успенский собор как главное здание монастыря. Он возводился в честь Богородицы, а потому и получил название Великая церковь Успения Божьей Матери. Летопись сообщает о том, что закладка собора состоялась в 1073 г., а завершение строительства, включая выполнение фресок и мозаик, датируется 1089 годом.

Сооружение Успенской церкви окружено множеством легенд и преданий. Наиболее распространенная повествует о том, как сюда приехали греческие мастера, получившие от самой Богоматери мощи святых мучеников, а также икону Успения Божьей Матери, ставшую главной святыней собора.

Любопытно, что в качестве «меры широты, долготы и высоты» будущего собора служил для греческих мастеров пояс, который в то время был подарен монастырю неким варягом Шимоном. Таким образом, рассказ о строительстве Успенского собора подтверждает тот факт, что при строительстве каменных сооружений древнерусские зодчие придерживались определенной системы, где соразмерность всего сооружения и его отдельных частей устанавливалась при помощи расчетов, основанных на системе мер, которыми пользовались в те времена на Руси.

В качестве основного элемента выбирался диаметр купола и его производные – сторона подкупольного квадрата, диагональ подкупольного квадрата, диагональ квадрата и т. д. Откладывая в определенном порядке эти размеры, зодчие получали в натуре ширину нефов, определяли места постановки и сечение столбов, а также высоту сводов. В плане Успенского собора ширина относится к длине, как 2:3. Не исключена возможность, что в данном случае своеобразным строительным модулем служил и вышеупомянутый пояс варяга Шимона.

Конструктивной особенностью собора являлось то, что здесь был применен специальный прием кладки стен с каменным заполнением, позволивший использовать в максимально возможном количестве валунный камень.

Храм имел монументальные формы, что лишь подчеркивало его суровый аскетический вид. Кладка выполнялась из плоского кирпича (плинфы), причем плинфа, за исключением столбов, использовалась для кладки лицевой части стен. Раствор, на котором делалась кладка, состоял из двух частей гашеной извести, двух частей крупного речного песка и одной части толченого кирпича, использование которого повышало прочность стен.

За свою многовековую историю Успенский собор много раз ремонтировали и перестраивали. Большие разрушения он претерпел при землетрясении 1230 г., после чего, по словам летописи, «церковь расступилась на четыре части». После стихийного бедствия храм отстроили, однако он вновь пострадал в 1240 г., теперь от татаро-монгольского нашествия. И только в конце XIII – начале XIV века началось восстановление собора. Но и на этом драматическая судьба Киево-Печерской святыни не завершилась. В 1718 г. опустошительный пожар уничтожил все деревянные постройки лавры и повредил каменные. И то, что именно с храма Успения начались восстановительные работы, свидетельствует о его главенствующем положении в монастыре.

Правда, после реконструкции архитектурный облик Успенского собора уже почти ничем не напоминал о его древнерусском происхождении. Только граненые апсиды с тонкими полуколоннами, которые просматривались сквозь кружева орнамента на восточном фасаде, могли напомнить о том, что под пышным барочным одеянием существует почти полностью сохраненное древнерусское ядро здания.

Сразу после окончания строительных работ в 1729 г. ученики лаврской иконописной мастерской под руководством талантливого украинского художника Стефана Лубенченко выполнили в соборе настенные росписи. Они состояли из отдельных сцен и целых повествовательных циклов на евангельские и библейские темы. На стенах храма также были изображены во всем величии церковные и светские владыки – митрополиты, князья, украинские гетманы.

Поражала не только блестяще выполненная стенопись, но и церковная утварь – ткани риз и плащаница, изящная чеканка золотых и серебряных дарохранительниц и потиров, затейливое переплетение узоров в массивных окладах старопечатных книг.

Однако в XIX в. вся живопись в соборе была уничтожена. Своей неканоничностью она вызвала неприязнь со стороны руководителей православной церкви, потому вопрос о ее замене был решен Святейшим Синодом и утвержден императором Александром III. В 1893–1896 годах, несмотря на протесты общественности Киева, Успенский собор был расписан заново, в сухой академической манере, группой художников под руководством В. Верещагина, однофамильца известного баталиста.

Очередная трагедия постигла собор уже в XX веке. Фашистские войска, оккупировавшие Киев, в сентябре 1941 г. взорвали архитектурный памятник, после чего он стоял в руинах вплоть до 2000 года. Тогда, в ознаменование Рождества Христова отреставрированный собор вновь возродился, вернув себе славу величайшей святыни Древней Руси.

Главный вход в монастырь находится в уступе монастырской стены, а над ним возвышается небольшая, стройных пропорций Троицкая надвратная церковь, построенная в начале XII в. на средства черниговского князя Святослава Давыдовича, принявшего монашество в 1106 году.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "100 знаменитых памятников архитектуры"

Книги похожие на "100 знаменитых памятников архитектуры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Васильева

Елена Васильева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Васильева - 100 знаменитых памятников архитектуры"

Отзывы читателей о книге "100 знаменитых памятников архитектуры", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.