» » » » Александр Шитков - Где пустуют храмы, пустуют и души (Судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря)


Авторские права

Александр Шитков - Где пустуют храмы, пустуют и души (Судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря)

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Шитков - Где пустуют храмы, пустуют и души (Судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Прест, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Где пустуют храмы, пустуют и души (Судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря)
Издательство:
Прест
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-86203-095-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Где пустуют храмы, пустуют и души (Судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря)"

Описание и краткое содержание "Где пустуют храмы, пустуют и души (Судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря)" читать бесплатно онлайн.



Автор преподносит историю Старицкого Успенского монастыря на историческом срезе разных эпох - от основания до закрытия и возрождения, на фоне исторически реальных лиц и жизнь города Старицы.






А сколько памятников церковной истории было уничтожено за это время? Только в городе Старице из десяти действующих церквей осталась одна - Ильинская церковь. Навсегда исчезли Богоявленская, Предчетенская, Семионовская, Васильевская церкви. От отдельных - Вознесенская, Воскресенская - сохранились лишь полуразрушенные остовы, да стены с пустыми глазницами.

Сегодня, осмысляя историю, мы понимаем: трагедия России кроется прежде всего в разрушении нравственных начал общественной жизни. Пример Старицы наглядно показывает, как город, из которого вынули духовный стержень (мы уже говорили, что центром всей жизни в Старице был монастырь), неотвратимо становится на путь духовного вымирания.

Предвидя массовое разрушение памятников церковного зодчества, народный художник СССР С. Т. Коненков еще в двадцатых годах рекомендовал вернуть храмы Православной Церкви. Но это произошло лишь спустя семьдесят лет.

Наступило время говорить и время строить - во имя нашего общего будущего. «Россия нуждается в новых деятелях на всех поприщах жизни: государственной - для осуществления реформ, экономической - для поднятия народного хозяйства, культурной -для работы на пользу русского просвещения, церковной - для поднятия сил учащей церкви, ее клира и иерархии. Новые люди, если Дождется их Россия, будут, конечно, искать и новых практических путей для своего служения и помимо существующих программ, и я верю - они откроются их самоотверженному исканию». Так писал еще в 1911 году, до принятия священства, известный философ С. Булгаков в своей книге «Два града». Удивительно современные строки, так и кажется, что написаны они для нас всех, для нашего сегодня и ради нашего завтра. Но способны ли будем все мы прислушаться к ним?

Надеюсь, что предлагаемая книга поможет читателям ознакомится с историей уникального памятника церковного зодчества - Старицким Свято-Успенским монастырем.

Считаю своим долгом выразить признательность всем сотрудникам Государственного архцва Тверской области, предоставившим необходимые материалы для работы, работникам Старицкого муниципального архива Валентине Яковлевне Соколовой и Елене Петровне Цветковой, завучу педагогического училища Татьяне Евгеньевне Тепленковой, милым и прекрасным друзьям Виктору Васильевичу и Валентине Васильевне Хотулевым, Олегу Викторовичу и Надежде Владимировне Авдошиным, Виктору Ивановичу и Нине Николаевне Семеновым, Главе администрации Старицкого района Сергею

А СНАЧАЛА БЫЛО ТАК

Если вдуматься в историю зарождения Руси, то перед мысленным взором предстанет смиренный, но одновременно мощный и цельный образ РУССКОГО ИНОКА. Он олицетворяет русскую православную культуру - столь уникальную, что ею и сейчас одухотворяется весь мир. Начало же ее- Православная Русь. Русская культура выросла из естественного восприятия христианства русским народом.

Первым ее создателем был русский инок. Однако не по собственному произволению, а по великому Божьему соизволению. Инок жаждал Бога, уединения, молитвы. Он уходил в леса, пустыни, дебри, овраги, пещеры... На деле получилось как раз противоположное: «мир пошел за ним». «Любите друг друга», - сказал Христос (Ин. 13,34). Инок не смел нарушить главный завет Господа, не смел оттолкнуть приходивших к нему. Общий труд и молитва породили православное духовное братство. Так один за другим возникали древнерусские монастыри, трудами которых просвещались Северная и Западная Русь.

Первое зафиксированное в летописях упоминание о Старице относится к 1297 году, когда «срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцеву, на Старице». (1) Духовным же фундаментом древнего городища явилась Свято-Успенская обитель, основанная в 1110 году. Этот факт ставит ее вровень с такими монастырями, как Киево-Печерский (середина XI века), Муромский (1096 год), Новгородский Антониев (1117 год). В помяннике Свято-Успенского монастыря, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени, читаем: «... именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним...» (2) Чтобы в полной мере попытаться осознать силу этого подвига, можно в качестве иллюстрации привести следующие примеры.

Хотя через Тверскую землю и проходит великий водный путь по реке Днепр к верховьям рек Волги и Тверды, в начале XII века она относилась к числу глухих и малонаселенных мест. Именно этим водным путем через Смоленск и Вязьму прибыл в начале XI века в будущий город Торжок преподобный Ефрем, который основал Борисоглебский монастырь. Первоосвятители Киевские благословляли и направляли доблестных тружеников туда, «где особенно была нужда в их святой деятельности, - в места малопросвещенные светом веры Христовой, к людям, сидевшим во тьме и сени смертной». (3) Именно этим же великим водным путем прибыли, без сомнения, с благословения Киевского митрополита на урочище Старый Бор в 1110 году два инока - Трифон и Никандр.

Москвы, последнего из княжеств по наследованию, входившего в состав Киевской Руси - еще не было. А если даже она и была, то представляла из себя небольшое поселение, равно как и Тверь, не представлявших из себя большого военного и административного авторитета.

Цифры, приводимые по Киевскому периоду у профессора Е.Е.Голубинского, наглядно показывают общую тенденцию образования монашеских общин. По его подсчетам, в первой половине XIII века известно было до 70 монастырей, причем большое их число насчитывалось в крупных городах (4), и были ктиторными, то есть содержащимися на средства, поступившие от князя и других именитых людей, основавших монастыри. Настоящие же монастыри, которые имели в своем основании подвиг, были весьма немногочисленны. Подвижники, уходившие в глубь лесов, бежавшие от городов и жительствовавших там ктиторов добровольно обрекали себя на жесточайшую борьбу с дикой природой, а нередко с племенами язычников.

Издавна, с первобытных времен, здесь жили люди. О тех далеких, долетописных годах напоминают древние городища и курганы. Старицкая земля - место древних поселений славян-кривичей -скотоводов, охотников, рыбаков, землепашцев. Наиболее ранние из археологических памятников здесь относятся к эпохе неолита, примерно к четвертому тысячелетию до нашей эры.

К более.позднему времени относятся кремневые наконечники копий, четырехгранные дротики, кремневые пилы, найденные в Родне, Дягунине, Черепкове и Молокове.

Вблизи деревень Неклюдово, Дягунино и Абалешково обнаружены фатьяновские могильники, относящиеся к третьему-второму тысячелетию до нашей эры. О возросшей культуре людей этого времени говорят найденные в могильниках мастерски выточенные изделия из кости, изящные наконечники стрел, глиняные сосуды с красивым орнаментом.

Кажется, все исторические эпохи оставили след на старицкой земле. Открыты, но не исследованы пока досконально прямые предшественники средневековой культуры - дьяконовские городища, встречающиеся у Козлова, Бабина, Юрьева, Пентурова и Змиевых Горок. Мощный культурный слой, в которой найдены кости домашних животных, зернотоки и металлические серпы, принадлежности гончарного дела и детали простейшего ткацкого станка, говорит о том, что здесь существовала дьяковская культура.

Во многих местах Старицкого района в одиночку и группами разбросаны сторожевые и могильные курганы, насыпанные нашими предками тысячу и более лет назад.

Раскопки подтвердили, что в VIII-X веках Верхневолжье было уже частью торгового пути, берущего начало в Киевской Руси и на Ближнем Востоке. Откуда же еще было появиться витым бронзовым кольцам, бусам, шейным гривнам, монетам арабской чеканки?

Волга сыграла решающую роль в развитии края. И не удивительно, что именно на ее берегах обосновались наши предки. Волга была для них и кормилицей, и торговой дорогой, и защитным рубежом. В условиях постоянной вражды между общинами и племенами люди выбирали для своих поселений труднодоступные места на высоких берегах рек и озер.

Неукрепленное поселение на левом берегу Волги, видимо, могло уже быть в XII столетии, расположившись напротив мужского монастыря. «Древнейшим из памятников, находящихся на территории современной Старицы, по праву считается Успенский монастырь, - пишут археологи М. Левин и Е. Хворостова. (5) В летописных сводах о городе Старице применительно к этому времени мы не находим никаких записей. Поэтому можно только предполагать, что данного городка, о котором говорит летопись под 1297 годом, в XII веке еще не существовало. Следовательно, Успенский монастырь «является первым колонизатором этих земель со стороны Владимиро-Суздальского княжества». (6)

Основание Старицкой обители было не на том месте, где располагается монастырь ныне, почти на самом берегу реки Волги, а выше, на современной площади перед районным Домом культуры. Здесь потом стояла Богоявленская церковь, рядом с которой находилось кладбище. И как писал в начале XX века местный краевед Иван Крылов, «на этом кладбище отыскиваются надгробные старинные камни с надписями иноков». (7)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Где пустуют храмы, пустуют и души (Судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря)"

Книги похожие на "Где пустуют храмы, пустуют и души (Судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Шитков

Александр Шитков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Шитков - Где пустуют храмы, пустуют и души (Судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря)"

Отзывы читателей о книге "Где пустуют храмы, пустуют и души (Судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.