» » » » Татьяна Миронова - Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей


Авторские права

Татьяна Миронова - Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей

Здесь можно скачать бесплатно "Татьяна Миронова - Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детские приключения, издательство Молодая Гвардия; Роман-Газета, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей
Издательство:
Молодая Гвардия; Роман-Газета
Год:
1994
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей"

Описание и краткое содержание "Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей" читать бесплатно онлайн.



 Двое мальчишек, проводящих летние каникулы в деревне неподалеку от Великого Новгорода, пройдя по заброшенному подземному ходу, оказываются в Древней Руси. Там их ожидают захватывающие приключения: они попадают в плен, учатся в средневековой Школе при Юрьевом монастыре, спасаются от погони и даже встречаются с князем Александром, будущим Александром Невским, прямо накануне прославившей его битвы. Герои книги многое узнают о жизни наших предков: в каких домах они жили, как одевались, что ели, как учились, во что играли и, главное, как разговаривали - ведь, не зная основ древнерусского языка, мальчишкам не удалось бы выжить в прошлом.

Вторая часть этой необычной книги представляет собой грамматику, которая знакомит читателя с древнерусским алфавитом, звуками, частями речи и правилами древнерусского языка.






- Слушайте внимательно. Вам придется отыскать княжеский стан. Путь, верно, неблизкий, поэтому надо суметь объясниться по древнерусски. На вопрос:

"Кто вы еста, отколе прiишли?" - отвечайте: "Иванка кузнеца есве сыны. Послалъ есть насъ отецъ въ Новъгородъ соли купити да заблудиле ся есве и куны истерял?". Повторите. Не с первого раза, но повторили ребята вслед за Митей сказанное им слово в слово.

- Все ясно? - уточнил Митя,

- Не-е, - сознался Ваня. - Куны что такое?

- Куны - это древнерусские деньги, - ответил Прохор.

- А как они выглядят? Какого размера монеты?

- Да не монеты это вовсе, - Прохор решил объяснить подробнее. - В тринадцатом веке монеты на Руси исчезли из обращения. Их вообще сейчас нет. Деньгами считаются шкурки зверей: куны - шкурки куницы, бели и веверицы - шкурки белок. Такие шкурки являются деньгами, если у них головка, лапки и хвост. - Прохор замолчал, посидел, подумал, не упустил ли чего, и добавил: - У состоятельных людей все же серебро имеется, в таких продолговатых кусках. - Он показал руками размер кусков. - Куски эти называют еще гривнами. Когда нужно русичу расплатиться, от гривны отрубается кусок - рубль, режут и поменьше кусочки - ногаты, резаны. О деньгах вроде все, - Прохор хлопнул себя по коленям.

- Итак, запомните, - повторил Митя. - "Иванка кузнеца есве сыны. Послалъ есть насъ отець въ Новъгородъ соли купити да заблудиле ся есве и куны истерял?".

- А почему мы должны говорить "есве", ведь правильно будет сказать "Иванка кузнеца есмь сыны", - Вася хорошо запомнил схему, которую рисовал в блокноте Митя.

- Нет, - строго сказал Митя, - нужно ответить "Иванка кузнеца есве сыны". "Есве" - это форма настоящего времени от глагола "быти", только форма двойственного числа.

- Какого-какого? - изумился Вася, удивление его было понятно, до сих нор он пользовался лишь понятиями единственного и множественного числа.

- Двойственного, - повторил Митя. - Так устроено в древнерусском языке, что предметы, которых по два, называют формами двойственного числа. Скажешь: нозе, руце, очесе, ушесе, ланите, и сразу ясно, что речь идет о паре ног, рук, глаз, ушей, щек и не больше. Вас с Васей двое, вот и о вас надо сказать в двойственном числе - сыны. Во множественном числе было бы "сынове". И глагол при существительном "сыны" тоже должен иметь форму двойственного числа: "есве сыны". Итак, повторите: "Иванка Кузнеца... "

Ваня и Вася покорно забубнили вслед за Митей.

- Теперь о грамоте. - Дождавшись, когда ребята уверенно, ни на одном слове не сбиваясь, стали бойко проговаривать нужную фразу, Митя протянул им исписанную русичем бересту. - Отдадите ее князю.

- Понятно ли что?

- Вроде понятно, - отвечал Ваня. - "Князю Александру от Путяты. Посадили меня слобожане в тюрьму. Прошу тебя, князь, спаси мой... - Ваня замялся, еще раз сверился с берестой, - живот. А Митяя схватили, а кто - не знаю. А грамоту Митяй бросил, и лежит грамота та в лесу... " У него что, - Ваня кивнул на русича, - живот болит? Почему он просит князя "спаси моего живота"?

- Да нет, - довольный успехами ребят, улыбнулся Митя, - он жизнь свою молит князя спасти. "Животъ" по-древнерусски означает "жизнь". В летописях часто рассказывается, как, отправляясь на битву, воевода или князь говорил воинам: "Положимъ животы свои за землю русьскую". Это он их жизни отдать призывает за спасение Отечества. - Митя вздохнул и прибавил: - А наши с вами животы в порубе ни за что, ни про что погибают. Выручайте, ребятки. Вася и Ваня разом поднялись на ноги. Путята неторопливо, чтобы дети поняли, стал объяснять путь к княжескому стану:

- Ити надобе лесомъ до рекы. На десной стороне рекы князь станъмъ стоить. На шуеи стороне рекы слобожане рыщуть. Переправита ся на десну сторону да ступаита къ Вышате - тысяцкому. Онъ васъ ко князю приведеть. Вышате и грамотьку мою даита. Розумеита? - переспросил он.

- Кажется, да, - нерешительно качнул головой Ваня. - Вот только что значит "на десной стороне", "на шуеи стороне"?

- "На десной" - на правой, значит, стороне реки, - подсказал Митя, - находится княжеский стан, а "на шуеи" - на левой стороне реки, слобожане рыскают. Десный и шуiй - означает правый и левый, - И не удержался Митя, добавил по - учительски: - Следы этих слов можно найти на географической карте России. Помните реки - Десна, Шуя, это русичи их называли, когда приходили селиться на новые земли.

- Он похлопал ребят по плечам, как бы напутствуя их. - А теперь спрячьте грамоту хорошенько и в путь.

ПОБЕГ

Вдруг криком занялся Микулин двор. Путята вскочил на ноги и в два прыжка приблизился к стене. Пленники прислушались. Надрывно плакал ребенок, причитала женщина, где-то истошно кричали: "Иконы выносите! Иконы! " Дымом не пахло, но отчетливо слышался нарастающий треск горящего дерева. Пленники заметались. Прохор схватил в охапку Васю, подсадил его вверх к уже затянувшемуся смрадным дымком проему под крышей.

Пожар разом охватил Микулин двор, огненным кольцом полыхал частокол, вспыхнули дворовые амбары, занялся, видно, и дом, коли понесли из него иконы. Скоро огонь подберется и сюда, в дальний угол двора - к порубу.

Вася, забравшись на плечи Прохора, выцарапав между верхними бревнами слежавшийся мох, хорошо видел бедствующий двор, но дотянуться с Прохоровых плеч до заветной щели он не мог. Тогда цепкий маленький Путята, ссадив Васю, влез на сильные Прохоровы плечи, Митя передал Путяте Васю, и тот, подтолкнутый вверх Путятой, в одно мгновение исчез в дымящемся проеме. Следом парни выставили упирающегося Ваню, слезно глянувшего в последний раз на обреченных сгореть заживо пленников.

Протиснувшись сквозь щель, Ваня посмотрел вниз. Прижавшись спиной к неприступной стене поруба, стоял Вася и пугливо крутил головой. Шум пожара, треск, истошный вой погорельцев слышны были отовсюду, но поразительное безлюдье бросилось в глаза мальчишкам, сторожа, приставленные охранять пленников, кинулись спасать Микулино добро. Что же до поруба, то к нему уже подкрадывался, слизывая перестоявший сухой бурьян, огонь. Занялась от разбрызгиваемых всюду искр крыша. Ваня с Васей на мгновение замерли и тут же разом, словом не обмолвившись, кинулись к тесовой двери поруба. Только бы хватило сил сдвинуть кованый засов! Мальчики отчаянно вцепились в тяжелое витое замочное кольцо. Узорочье кольца сдирало кожу с ладоней, но они, не чувствуя боли, тянули и тянули неподдающийся засов.

Уже скрипела под жадным злым пламенем прочная тесовая крыша, из щелей между бревнами валил черный дым. Только бы успеть! Размазывая по лицу бегущие от бессилья слезы, Ваня вдруг заметил валяющийся в траве рядом с брошенными сторожами топориками железный прут, изогнутый на конце. Может, это ключ от поруба?!

В одно усилие, приладив прут к узорному кольцу, они выдернули засов из гнездовища в замке и рванули на себя легко поддавшуюся дверь. Из дымного проема, часто глотая воздух, вывалились пленники.

Митя и Прохор схватили мальчишек за руки и вслед за бесшумно поманившем их Путятой кинулись в выгоревшую дыру частокола.

В зарослях густого ивняка, ввиду полыхающей огнем Чудиновской слободы беглецы отдышались. Путята с заметно помягчевшим лицом похлопывал Ваню и Васю по плечам, приговаривал:

- Съведоми кмети будуть князю, како рече бо Вещiй Боянъ: "подъ трубами повити, подъ шеломы възлелеяни, коньцьмь копья въскормлени, пути имъ ведоми, яругы ими знаеми, луци у нихъ напряжени, тули отворени, сабли изъострени, сами скачють, акы серыи волци въ поле, ищучи себе чести, а князю славы".

Ваня, встав на цыпочки, шепнул Мите:

- Чего он толкует, не разберу. На что Митя, еще не веря спасению, радостный и запыхавшийся, обнял ребят:

- Это он вас с Васей хвалит. Будете "съведоми кмети" - знаменитые воины, такие, говорит Вещий Боян, "под трубами рождены, под шлемами взращены, концом копья вскормлены, пути им ведомы, овраги ими знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли изострены, сами скачут, будто серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы".

- Красиво сказал этот Боян, - понравилось Ване. Он улыбнулся Путяте. А тот, доверившись наконец странным и неведомым галичанам, заговорил:

- Ныне слобожане много добра истеряють, не послушали ся бо добраго слова, яко не гоже летось жировати въ домъхъ, а жити по полю. Я, княжь гридь, измлада помьню, яко погорело Заречье въ Новъгороде. Бысть пожаръ золъ. Кто вбежалъ есть в камяны церкви съ именiимь, и ти вси изгорели суть съ добръмь своимь. Въ Варяжьскои божьнице съгорелъ есть весь товаръ немечьскыхъ купець, церкви изгорели суть пять на десяте деревяныихъ. Плачь великъ бысть. - Путята вздохнул. Прохор толкнул локтем Митю:

- Это он говорит об известном по Новгородской летописи пожаре в Заречье 1217 года.

В перелеске раздалось тревожное ржание. Это искали пристанища распуганные пожаром чудиновские лошади. Путята, подав спутникам знак подождать, скрылся в зарослях ивняка. Через минуту он появился, ведя под уздцы невысокого гнедого коня, следом послушно тянулись еще две лошадки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей"

Книги похожие на "Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Миронова

Татьяна Миронова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Миронова - Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей"

Отзывы читателей о книге "Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.