» » » » Роберт Фрейджер - Теории личности и личностный рост


Авторские права

Роберт Фрейджер - Теории личности и личностный рост

Здесь можно скачать бесплатно "Роберт Фрейджер - Теории личности и личностный рост" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Прайм-Еврознак, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Роберт Фрейджер - Теории личности и личностный рост
Рейтинг:
Название:
Теории личности и личностный рост
Издательство:
Прайм-Еврознак
Год:
2004
ISBN:
5-93878-102-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теории личности и личностный рост"

Описание и краткое содержание "Теории личности и личностный рост" читать бесплатно онлайн.



Шестое дополненное и расширенное издание — самое полное, точное и демократичное изложение всех имеющихся на сегодняшний день концепций личности. Данный труд отличается от своих аналогов тем, что многие концепции теории личности публикуются на русском языке впервые. Особое внимание в книге уделяется практическому курсу развития личности и методам, влияющим на сознание человека. Помимо классических и современных теорий личности в учебник включены восточные концепции личности, которые познакомят читателя со взглядами на личность индуизма, буддизма и ислама, антропософская концепция личности, а также так называемые «женские» теории личности, рассматривающие в качестве наиболее значимого фактор пола.






Как выше уже упоминалось, свою теорию черт Кэттелл создал, пользуясь предложенным Терстоуном (Thurstone) методом многофакторного анализа, который предполагает обработку больших объемов собранной заранее информации. В исследованиях Кэттелла использовались так называемые R-mexнuка, Р-техника и дифференцированная dR-техника. Для того чтобы результаты анализа оказались достоверны, исходные данные для заполнения корреляционной таблицы должны быть достаточно валидны. Поэтому особое значение имели способы наблюдения за поведением и сбора информации, которая условно делится на L-, Q- и T-данные.

Виды данных

Первый источник информации — это регистрация реальных событий в жизни людей и их поведения. С помощью наблюдений действий и поведения большого числа людей исследователь получает так называемые L-данные. Сюда входит как объективная информация, или L(T) — данные, так и более субъективная, основанная на оценках других, или L(R) — данные. Например, количество мест работы в течение двадцати лет — это L(T) — данные, а мнение начальника о том, как трудится подчиненный, — L(R) — данные.

Второй источник информации — это сообщения самих людей о себе, или Q-данные, получаемые, как правило, из опросников, в которых людям предлагается ответить на вопросы либо подтвердить или опровергнуть какие-то заявления, основываясь на том, что они знают о себе. Большинство личностных опросников, используемых психологами, поставляют Q-данные. Поскольку Q-данные — это то, что человек знает и хочет сказать о себе, а он может заблуждаться или сознательно обманывать, эти данные должны обязательно коррелироваться с данными о реальном поведении респондентов. Непроверенные сообщения людей о себе называются Q-данными, и только те, что подкреплены сведениями о реальном поведении человека, можно действительно назвать Q-данными.

Третий вид данных — это T-данные, или информация, получаемая из объективных тестов, то есть тестов, в которых обман невозможен или цель опроса скрыта от опрашиваемого. Так, например, измеряются умственные способности, реакция, чувство юмора, способность следовать указаниям и многие другие свойства, позволяющие получить информацию собственно о качествах, а не о том, что сам человек или другие думают об этих качествах.

В идеале если техники сбора L, Q и T-данных совершенно надежны и достоверны, то информация каждого из трех источников показывает точно те же самые факторы, что и данные остальных двух источников. На практике, конечно, таких полностью надежных и достоверных измерительных методов до сих пор не существует, но Кэттелл (1957, 1979–1980) обнаружил, что между результатами исследований, основанных на информации, собранной различными способами, есть достаточно много общего, особенно хорошо соответствуют друг другу факторы, выявленные с помощью L- и Q-данных.

Использование Кэттеллом трех источников данных создает обманчивое впечатление, что его научная работа разделена на три не связанных друг с другом темы, но если рассматривать всю его деятельность в целом, становится ясным, что три способа наблюдения — это всего лишь три подхода к пониманию и измерению свойств личности.

Техники составления матрицы

К началу 40-х годов наиболее распространенным методом составления матрицы корреляций была так называемая R-техника, когда много людей в одной и той же ситуации отвечают на один или несколько тестов. Результаты факторно-аналитических исследований с использованием R-техники позволяли идентифицировать только те черты, которые являются общими для многих людей.

Критика Оллпорта, активно защищавшего концепцию индивидуальных или уникальных черт, побудила Кэттелла задуматься о разработке способов полного и объективного изучения отдельных случаев. В результате этих размышлений появилась P-техника, при использовании которой один и тот же человек отвечает на два или более тестов в различных ситуациях, и из этих данных составляется корреляционная матрица. Применяемая Кэттеллом Р-техника позволяет получить 30 или более переменных, относящихся к одному человеку более чем в 100 ситуациях. В начале испытания новой техники этим человеком была вторая жена Кэттелла, которая, естественно, в конце концов очень устала от продолжавшихся 9 недель ежедневных тестирований в «разных неудобных условиях, требуемых экспериментом» (Cattell, 1974b, p. 106).

Если использовать только Р-технику, велика вероятность ошибочного выбора обследуемых людей, поэтому в дополнение к ней Кэттелл разработал дифференцированную dR-технику, при использовании которой в корреляционную матрицу входят переменные, полученные из тестирования большого количества людей в двух различных ситуациях. P-техника является хорошим методом исследования единичного случая, на отсутствие которой сетовал Оллпорт, но факторы, обнаруженные с помощью этой техники, принадлежат только одному человеку, таким образом невозможно обобщение результатов тестирования. С другой стороны, dR-техника допускает обобщение, но здесь используются только два момента времени, по крайней мере в один из которых возможно влияние какого-нибудь неординарного события, то есть dR-техника не застрахована от ошибок в выборе ситуаций. P и dR техники должны использоваться вместе для определения общих состояний (common states) или шаблонов настроений (mood patterns).

Исследуя разные факторы, необходимо использовать различные техники. Так, понятие состояния (state) относится к временным изменениям в поведении, появляющимся в результате изменений в окружающей среде. Примеры психологических состояний — радость, гнев, страх, беспокойство. В число физиологических состояний входят ритм сердца, температура тела и кровяное давление. Колебания этих поведенческих и физиологических состояний наиболее достоверно вычисляются с помощью применения P и dR техник. С другой стороны, черта (trait) — это относительно постоянное свойство или расположение, или, как определял Кэттелл (1979–1980), «то, от чего зависит, что человек будет делать в конкретной ситуации» (том 1, с. 14). Черты лучше выявляются традиционной R-техникой.

Для измерения черт Кэттелл разработал несколько вариантов опросника 16PF: «Личностный опросник для дошкольников» (PSPQ), предназначенный для работы с детьми 4–6 лет; «Личностный опросник для школьников младших классов» (ESPQ), то есть для детей 6–8 лет; «Детский личностный опросник» (CPQ) для тестирования детей 8–12 лет и «Личностный опросник для старшеклассников» (HSPQ) для работы с молодыми людьми 12–18 лет. В этих опросниках детям или молодым людям предлагается альтернатива, например: «Ты так же хорошо умеешь писать диктанты, как другие дети, или другие пишут лучше, чем ты?» или «Тебе больше нравится играть со своими игрушками или с другими ребятами?». Дополнительно был разработан «Клинический аналитический опросник» (Clinical Analysis Questionnaire, CAQ), результаты по которому записываются в виде стэнов (stens), то есть целых величин, измеряемых по 10-разрядной шкале, где каждая величина изменяется от 0 до 10 (см. рис. 26.1).

Рис. 26.1 Психологический профиль 24-летней женщины, составленный по результатам теста CAQ

Основные черты

Основной фактор, ответственный за высокую корреляцию между поверхностными факторами, получил в теории Кэттелла название основной черты (source trait). Основных черт намного меньше, чем поверхностных, но они гораздо лучше позволяют предсказывать поведение. На рисунке 26.2 мы видим три поверхностные черты — чувство юмора, общительность и альтруизм, которые объединены в группу, так как между ними существует большая положительная корреляция. Что держит вместе эти поверхностные черты, то есть что заставляет их появляться вместе? Если поверхностные черты всегда проявляются в виде группы, значит, какая-то общая черта, представленная затемненной областью на рис. 26.2, является основой всех этих свойств. В данном случае эту черту можно назвать дружелюбием.

Рис. 26.2. Три поверхностных черты объединяются основной чертой дружелюбия

«Основные черты обещают быть реальными структурными силами, стоящими за личностью, которые нам необходимо знать, чтобы справляться с проблемами развития, психосоматики, проблемами динамической интеграции… как теперь показывают исследования, эти исходные черты соответствуют реальным унитарным силам — физиологическим, темпераментальным факторам; степеням динамической интеграции; открытости социальным институтам, относительно которых можно обнаружить много больше, когда они определены» (Cattell, 1950, р. 27).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теории личности и личностный рост"

Книги похожие на "Теории личности и личностный рост" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роберт Фрейджер

Роберт Фрейджер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роберт Фрейджер - Теории личности и личностный рост"

Отзывы читателей о книге "Теории личности и личностный рост", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.