Галина Маховикова - Экономическая теория: учебник

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Экономическая теория: учебник"
Описание и краткое содержание "Экономическая теория: учебник" читать бесплатно онлайн.
Учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Данное издание содержит все важнейшие разделы экономической теории: введение в экономическую теорию, микроэкономика, макроэкономика, история экономических учений.
Авторы, ведущие преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, учли современные тенденции в организации образовательного процесса и включили в учебник сборник модулей, с помощью которого студенты смогут не только закрепить теоретические знания, но и овладеть навыками самостоятельной работы в реальном секторе экономики.
Для студентов всех форм обучения и преподавателей экономических вузов, бакалавров экономики, а также учащихся колледжей.
Основная экономическая роль государство – обеспечение взаимодействия между всеми участниками хозяйственной деятельности.
Институциональная теория выделяет следующие задачи государства.
1. Спецификация и защита прав собственности.
2. Создание каналов обмена информацией.
3. Разработка стандартов мер и весов.
4. Создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг: транспортная сеть, площадки для торгов и т. д.
5. Правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах.
6. Производство общественных благ: оборона, здравоохранение, образование. Свою предпринимательскую деятельность государство ведет на базе государственного сектора экономики. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но на успешное функционирование экономики в целом.
Домашние хозяйства, фирмы и государство вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка.
Объектами рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты и т. п.
5.3. Инфраструктура рынка
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.
Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.
Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.
Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.
Как видно, основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
5.3.1. Торговля и коммерция
Кроме сферы производства обществу необходима совокупность действий, обеспечивающих доведение товара до потребителя.
Область деятельности, связанная с движением экономического продукта от производителей к потребителям, называется сферой обращения.
В сфере обращения продукт переходит из рук продавца в руки покупателя, то есть меняет собственника.
Посредником, или агентом товарно-денежных отношений, возникающих между первичным собственником товара, продающим его, и вторичным собственником, покупающим товар, является торговля.
Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи.
Операции по купле-продаже товаров не создают продукт, а лишь удовлетворяют потребности общества в реализации товара. Данное обстоятельство дает основание причислить эту деятельность к услуге.
Для осуществления торговой деятельности необходим капитал.
Торговый капитал – это капитал, функционирующий в сфере обращения и обособившийся от промышленного капитала.
На начальном этапе промышленники сами занимались реализацией своих товаров, что требовало с их стороны дополнительных затрат на создание торговой сети и изучение рынка. Постепенно эти функции перешли к торговым предприятиям, в результате чего торговый капитал стал самостоятельным, обособившись от промышленного.
Характерной особенностью нынешнего этапа является процесс, когда крупные компании с целью контроля за реализацией опять берут в свои руки продажу своей продукции, создавая собственную сбытовую сеть.
Торговля характеризуется не только тем, что она продает, но и тем, как продает.
В зависимости от методов организации различают:
– продажу за наличные деньги;
– продажу за безналичные деньги. В этом случае за покупателя расплачивается банк, становясь тем самым необходимым элементом рыночной инфраструктуры;
– продажу товаров в кредит;
– продажу товаров под залог имущества покупателя;
– товарообменную продажу (бартер).
По признаку объема продаж выделяют оптовую и розничную торговлю. Они различаются также ценами: при продаже товаров оптом цены ниже, чем при продаже в розницу.
Торговую деятельность, направленную на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара, называют коммерцией.
Сердцевину коммерции составляют торговые операции по купле и последующей продаже, то есть перепродаже товаров. Для успешной коммерции необходимо соблюдение двух главных условий:
– покупная цена товара должна быть существенно ниже цены, по которой можно продать товар на рынке;
– платежеспособный спрос на данный вид товара должен быть достаточным для того, чтобы продать весь закупаемый товар по цене, превышающей цену его приобретения.
Торговля осуществляется в магазинах, на аукционах и ярмарках.
Магазин (от фр. magazin – хранилище, склад, амбар) – помещение для хранения и продажи товара.
В магазинах, как правило, производится розничная торговля. В розничной торговле соседствуют крупные торговые монополии с наличием большого числа мелких торговцев.
Первые владеют универсальными и специализированными магазинами, супермаркетами, торговыми центрами и т. п.
Вторые – ларьками, палатками, лавками и т. п.
Производство однородных товаров позволяет вести оптовую торговлю по образцам на аукционах и ярмарках.
Аукцион (от лат. auctio – публичные торги) – это продажа товаров на условиях состязательности между покупателями. Победителем аукциона, получающим право приобретения товара, является покупатель, предложивший более высокую цену. Наряду с внутренними проводятся и международные аукционы: пушной – в С.-Петербурге, по продаже племенных лошадей в Москве, по продаже предметов искусства фирмы Sotheby’s в Лондоне и другие.
Ярмарки (от нем. yahrmarkt – ежегодный рынок) – это регулярно, периодически организуемый рынок, который функционирует в определенном месте в установленное время.
Ярмарки возникли в средневековой Европе и первоначально в целях безопасности проводились у стен крепостей и монастырей. Они являлись основной формой торговли. Постоянный круг участников ярмарки и их ограниченное число позволяли всем торговцам иметь четкое представление о ситуации на рынке и строить достоверные предположения об ее изменении.
Таким образом, необходимость в получении наиболее точной информации о рынке дошла до нас из глубины веков. Однако эта информация была ограничена рамками данного рынка, т. е. носила локальный характер.
По мере развития регулярной торговой сети (к. ХIХ – н. ХХ века) роль ярмарок снизилась и изменились их функции. Ярмарки превратились в регулярные коммерческие выставки, демонстрирующие предлагаемую для продажи продукцию.
Различают отраслевые, универсальные, региональные и международные ярмарки. Проведение ярмарок сочетается с организацией научно-технических конференций и симпозиумов. Наиболее крупные ежегодные международные ярмарки проводятся в Париже, Милане, Торонто, Иокогаме, Лейпциге, Вене и других городах.
Знаменитыми российскими ярмарками были:
– Нижегородская, проводившаяся с 1 августа по 15 сентября;
– Киевская – с 22 февраля по 15 марта;
– Бакинская – с 20 мая по 5 июня;
– Тюменская – с 18 июня по 1 августа и другие.
В настоящее время некоторые из них возрождаются.
5.3.2. Биржа
Биржа (от лат. bursa – кошелек) как форма организации, контроля и регулирования рынка известна с ХVI века. Первой в мире считается основанная в 1531 г. в Антверпене биржа, на здании которой была надпись: «Для торговых людей всех народов и языков».
В России первая биржа была создана Петром I в 1703 г. в Санкт-Петербурге. К 1917 г. число российских бирж достигало 114. После 1917 г. биржевое дело угасло. В период НЭПа, в начале двадцатых годов оно возродилось, но в конце двадцатых годов биржи были ликвидированы и только в настоящее время начали возрождаться.
Биржа – это рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы.
В зависимости от предмета торгов различают товарные, фондовые (валютные) биржи и биржи труда.
Товарные биржи – это организованный рынок материальных, вещественных объектов: сырья, оборудования, зерна, металла и т. д. Такие биржи называют специализированными. Биржи, на которых представлены разнообразные товары, называются универсальными.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономическая теория: учебник"
Книги похожие на "Экономическая теория: учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Маховикова - Экономическая теория: учебник"
Отзывы читателей о книге "Экономическая теория: учебник", комментарии и мнения людей о произведении.