» » » » Ахметшин Наиль - Тайны великой пустыни


Авторские права

Ахметшин Наиль - Тайны великой пустыни

Здесь можно скачать бесплатно "Ахметшин Наиль - Тайны великой пустыни" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство М. : Вече, 2003. — 384 с., год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ахметшин Наиль - Тайны великой пустыни
Рейтинг:
Название:
Тайны великой пустыни
Издательство:
М. : Вече, 2003. — 384 с.
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-94538-371-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайны великой пустыни"

Описание и краткое содержание "Тайны великой пустыни" читать бесплатно онлайн.




Книга востоковеда и журналиста Н. Х. Ахметшина рассказывает о путешествии по древним караванным тропам Шелкового пути. На сей раз маршрут автора пролегал по Северо-Западному Китаю — Синьцзян-Уйгурскому автономному району. В этом регионе раскинулась пустыня Такла-Макан, на протяжении веков волновавшая умы многих людей. В ее оазисах сталкивались интересы могущественных империй далекого прошлого, рождались и гибли древние цивилизации, происходило уникальное смешение рас и народов. Здесь возникали самобытные города-государства, которые обеспечивали торгово-экономическое и интеллектуальное сближение Востока и Запада.

В предлагаемой книге отражены наиболее яркие личные впечатления от поездки, сегодняшняя жизнь китайского северо-запада. Одновременно она рассказывает об истории и легендах загадочного региона, духовных исканиях его населения, судьбах правителей и их верноподданных, шедеврах литературы и искусства, достижениях научной мысли и народного творчества.







В Кашгаре купцы закупают прежде всего зеленый чай, кожаные изделия, китайский шелк и серебро. Андижанцы приобретают «особый чай в плетушках, называемый сабет, употребляемый с молоком и солью». Ч. Ч. Валиханов отмечал, что жители Средней Азии весьма заинтересованы в связях с Кашгаром, а его торговый оборот «должен быть очень велик» и составляет порядка 10 млн. рублей. Перевозка товаров между Кашгаром и российскими владениями производилась с помощью вьючных животных— лошадей и верблюдов.

Согласно описаниям русских путешественников, Кашгар в XIX веке был главным пунктом торговли России с Синьцзяном. Одновременно здесь осуществлялось наблюдение за активностью англичан в регионе и за контактами местных жителей и администрации с индийскими властями. В 1882 году для решения всего комплекса накопившихся проблем и в соответствии с ранее достигнутой с китайской стороной договоренностью в городе было учреждено русское консульство. Его возглавил авторитетный дипломат и видный ученый-востоковед Николай Федорович Петровский (1837–1908 гг.).

В то время Кашгар, насчитывавший около 20 тысяч домов, окружала глинобитная стена высотой более 10 метров и длиной порядка 12 километров. Ее значительный фрагмент сохранился до сих пор и находится в районе бывшего русского консульства, размещавшегося в северном предместье. Из-за сухости воздуха улицы были довольно чисты, но узки и неправильной формы, лишь по двум из них, которые считались главными, могли проезжать двухколесные арбы. Ханьцы и уйгуры жили раздельно. Каждая часть города была обнесена стеной. В ханьском, или, новом, городе (тюрк. Янгишаар), проживали немногие купцы и местная администрация, располагался военный гарнизон. В старой части (Кунешаар) на севере обосновались значительно преобладавшие по численности мусульмане, там же была сосредоточена вся торговля.

Важную роль в повседневной жизни Кашгара играли многочисленные караван-сараи (постоялый и торговый двор для караванов в городах и на дорогах). Самый большой был построен на центральной площади Идках, до сих пор примыкающей к соборной мечети с тем же названием, и именовался Андижан-сараем, при нем действовала кокандская таможня. Кунак-сарай занимали маргеланцы, купцы из Шахрисабза и афганцы. Из других караван-сараев наиболее известными были Уратюбинский, занятый бухарцами и таджиками, Яркендский, Аксуйский и еврейский. Скот продавали за городской стеной. Полиция обеспечивала общественный порядок и «благочиние на улицах», а правонарушителей и преступников отправляли в единственную на весь город тюрыму.

Консул Н. Ф. Петровский, внимательно следивший за повседневной жизнью и бытом кашгарцев, отмечал, что в качестве платежных средств они используют монеты и русские кредитные бумаги. Золотая монета — тилля — ходила в двух видах: кокандская и кашгарская; серебряная — теньга — исключительно кашгарская, но в трех вариантах, выпущенных различными местными правителями; китайская медная монета с отверстием посередине — далчина. Кроме того, особой популярностью у торговцев из России пользовались серебряные слитки— ямбы, которые присылали из Пекина в качестве жалованья чиновникам и войскам. Их увозили затем в Кяхту, где покупали у китайцев чай.

Русский кредитный рубль принимали в городе за 8 с половиной тенег, а серебряный рубль — за 9. Российские и местные купцы охотно приобретали кредитные билеты: во-первых, в странах-соседях курсы указанных платежных средств несколько отличались друг от друга; во-вторых, из-за сложной и часто меняющейся внутриполитической ситуации в регионе их было легче хранить и пересылать. Что же касается причины появления в городе серебряных рублей, то ими выплачивалось денежное содержание работникам консульства и конвойной команде, его охранявшей.

Около южных ворот Кашгара находилась шведская духовная миссия в составе 2–3 миссионеров с семьями. Они основали школу для мусульманских детей и больницу. Религиозная пропаганда и обучение, по свидетельствам современников, шли плохо, но врачебная помощь, несмотря на слабую медицинскую подготовку самих миссионеров, была поставлена хорошо и вызывала одобрение со стороны местных жителей.



Город после дождя

Надо сказать, что и православные, жившие в основном у северных ворот города, сталкивались с проблемами религиозного характера. Неподалеку от казарм конвойной полусотни долгое время стояла недостроенная церковь. Со слов подполковника генерального штаба царской армии Л. Г. Корнилова (1870–1918 гг.), «недостаток средств и неуспех ходатайства консула о назначении в Кашгаре православного священника не дали закончить постройки, и в настоящее время (начало XX века. — Н. А.) русская церковь… доведенная уже до куполов, начинает постепенно разрушаться. Для исполнения треб (богослужебный обряд, совершаемый по просьбе самих верующих. — Н. А.) и удовлетворения религиозных потребностей конвоя и русской колонии, численность которой мало-помалу растет, приезжает раз в два года, иногда и реже, священник из Нарынского укрепления».

Рядом с многострадальной церковью располагалась больница, построенная в 1900 году на пожертвования русских и китайских местных торговцев. Первоначально хотели «открыть для госпитального и амбулаторного лечения» три отделения: мужское, женское и инфекционное, но из-за отсутствия необходимых средств пришлось ограничиться лишь амбулаторией.

Русская колония в Кашгаре проживала на небольшом участке земли между городской стеной и берегом реки Тумень (кит. Туманьхэ). По мнению военных, в оборонительном плане ее расположение было крайне невыгодным, вследствие чего во время восстания ихэтуаней (1898–1901 гг.), изрядно напугавшего всех без исключения иностранцев в Китае, на территории консульства разрушили часть старых зданий и несколько стен, чтобы «немного расширить обстрел».

Зимой 1926 года в город прибыли участники экспедиции Н. К. Рериха, разместившиеся в здании Русско-Азиатского банка. Философ и художник передал их настроение следующим образом: «Люди ждут Кашгар. Все хорошее в Кашгаре называется русским. Хорошие дома— русские; хорошие сапоги — русские; хорошие кони — русские; хорошие телеги — русские».

По свидетельству его сына, видного ученого-востоковеда Юрия Николаевича Рериха (1902–1960 гг.), местные базары, с навесами из мешковины и соломенных циновок, с их шумными и пестрыми толпами, непрерывно перемещающимися вдоль узких рядов, создают впечатление настоящего музея, где исследователь всегда найдет что-нибудь интересное: бухарские и хивинские товары, самаркандские ковры и индийские специи; разноцветные сундуки, которые напоминают аналогичный товар «раннего Ренессанса в городах Италии», активно торговавшей со странами Востока; старомодные очки в массивной оправе, являющиеся обязательным атрибутом престижа и приобретаемые аксакалами независимо от того, нужны они им или нет; россыпи монет и кучи бумажных денег, в том числе индийские рупии, старые русские рубли, китайские банкноты..

С большим чувством юмора описана одна из лавок. Ее владелец специализировался на военных мундирах, в которых любят щеголять местные чиновники и почтенные старцы. Среди множества выставленных сюртуков, кителей, френчей, мундиров Ю. Н. Рерих обнаружил форму учащегося русской высшей школы и «подумал, в какой горный аул или кочевое селение суждено ей попасть, чтобы привести в замешательство этнографа».

Современные городские базары по-прежнему в центре внимания местного и приезжего люда. Крупнейший из них расположен рядом с соборной мечетью Идках, фотографии которой можно увидеть в любом издании с иллюстрациями, посвященном Кашгару. Возвели ее в 1426 (1442) году, но затем здание много раз расширяли и перестраивали. Нынешнее название она получила в 1798 году.

Самая большая в Китае мечеть занимает площадь 16800 кв. м, ее планировка и оформление достаточно типичны для арабского культового зодчества. Каждую пятницу сюда приходят около 10 тыс. мусульман, на религиозные праздники собирается до 120 тыс. При этом молитвенный зал вмещает 500 человек, а на территории мечети одновременно могут находиться порядка 20 тыс. верующих.

По своему обыкновению я подошел к воротам рано утром. Они были уже открыты, но входной билет приобрести было негде, поскольку кассир еще не подошел.

В просторном дворе посажены цветы и деревья, есть бассейн с водой. Вдоль северной и южной стен отведены специальные помещения для чтения Корана. Для того, чтобы попасть во внутрь молитвенного зала, следовало обратиться к служителю мечети, который охотно откликнулся на прозвучавшую просьбу и буквально через минуту принес ключи. Он обратил мое внимание на резные опорные столбы, изготовленные из дерева: с одной стороны, они создают впечатление прочности и надежности всего здания; с другой — высокое качество обработки строительного материала вызывает ощущение его легкости.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайны великой пустыни"

Книги похожие на "Тайны великой пустыни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ахметшин Наиль

Ахметшин Наиль - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ахметшин Наиль - Тайны великой пустыни"

Отзывы читателей о книге "Тайны великой пустыни", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.