» » » » Владислав Карнацевич - 500 знаменитых исторических событий


Авторские права

Владислав Карнацевич - 500 знаменитых исторических событий

Здесь можно купить и скачать "Владислав Карнацевич - 500 знаменитых исторических событий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Фолио, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Карнацевич - 500 знаменитых исторических событий
Рейтинг:
Название:
500 знаменитых исторических событий
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-966-03-3802-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "500 знаменитых исторических событий"

Описание и краткое содержание "500 знаменитых исторических событий" читать бесплатно онлайн.



Чтобы понять настоящее и предвидеть будущее, надо знать прошлое. А потому предлагаем вашему вниманию книгу о 500 ключевых событиях — поворотных моментах в истории человечества, — произошедших с древних времен и до наших дней. Одни из них «втискиваются» в рамки одних суток (как, например, Варфоломеевская ночь, «Бостонское чаепитие»), другие продолжались более длительное время — войны, революции, церковные соборы. Не меньшую роль, чем иные баталии или судебные процессы, сыграли в жизни людей выдающиеся достижения науки и техники. А еще эта книга о людях, которые жили в разные эпохи и в разных странах, о творцах и жертвах истории.






Диоклетиан показал себя мудрым, энергичным правителем, работавшим «с прицелом на будущее». Он искренне хотел стабилизации обстановки, возрождения великой державы. Все предпринятые им меры исходили, судя по всему, не столько от личных амбиций, сколько из желания действительно улучшить политическую, экономическую, культурную и религиозную ситуацию в империи. В годы правления Диоклетиана (284–305) на смену принципату пришла новая политическая система — доминат (от лат. «господин»). Императорская власть официально стала абсолютной и священной, что сопровождалось усложнением пышного церемониала, увеличением двора и созданием религиозного культа богочеловека — императора. Была создана стройная и необычайно разветвленная бюрократическая система, охватившая все стороны жизни римского населения. Диоклетиан провел административную реформу, увеличив количество провинций и нанеся, таким образом, удар по всевластию наместников.[34] Была проведена и военная реформа — увеличено количество легионов при уменьшении численности их состава (что опять же уменьшало опасность солдатских мятежей и гражданских войн); армию разделили на мобильные части и пограничные войска оседлых колонистов, куда в большом количестве набирались варвары. Приводилась в порядок налоговая система, хотя налоги и выросли, но были установлены строгие правила их сбора для всей империи, проведена дифференциация уровня сборов в зависимости от плодородия почвы, количества урожая и т. п. (При этом новая система привела к закреплению работников сельского хозяйства на одном месте.) Диоклетиан боролся с инфляцией, установил максимальные цены на все продаваемые товары и транспортные перевозки, а также единую по всей империи максимальную заработную плату для всех наемных работников. Он вел широкомасштабное строительство, не без успеха воевал с варварами в Мезии и Паннонии, подавлял восстание в Египте, отражал набеги сарматов.

Пытаясь определить политическую историю Римской империи на долгие годы вперед, Диоклетиан учредил так называемую тетрархию — правление четырех. Итак, наибольшим политическим злом эпохи, предшествовавшей правлению Диоклетиана, была узурпация власти, ставшая совершенно обычным явлением в III в. Императорский трон, казалось, перестал играть роль высшего поста в государстве: в течение полувека (с 235 по 284 г.) на нем успели побывать 29 «законных» императоров, а в разных частях империи в это же время приходили к власти десятки «незаконных» узурпаторов. Источником этого зла было то, что принципат не выработал четкой системы наследования власти. Для того чтобы покончить с этим неблаговидным наследием, Диоклетиан и ввел систему тетрархии. Помимо вопросов наследования для введения четырехвластия у него были и другие причины. Император понимал, что эффективно управлять огромной империей самостоятельно, даже разъезжая по ней, как в свое время Адриан, он не может.

Создание этой системы началось уже на второй год его правления, когда сначала цезарем, а затем в 286 г. августом был назначен Максимиан, ставший соправителем Диоклетиана и получивший в свое распоряжение Запад государства. Если сам Диоклетиан назывался Иовием (сыном Юпитера), то Максимиан получил титул Геркулия (сына Геркулеса).

Официального разделения империи при этом не было, хотя каждый август имел свою армию, своего преторианского префекта (управлявшего бюрократическим аппаратом) и свою резиденцию. Рим с этого времени утрачивает свое значение как столица: резиденцией Диоклетиана была Никомедия на востоке, а Максимиана — Медиолан (Милан) на западе. Эдикты и рескрипты издавались августами совместно, но инициатором всего законодательства оставался Диоклетиан.

Следующим шагом в создании новой политической системы стало назначение в 293 г. двух цезарей — помощников и заместителей каждого из августов — Гая Галерия (при Диоклетиане) и Констанция Хлора (при Максимиане). Оба цезаря были земляками Диоклетиана, все же четыре правителя были выходцами из низов. Констанций взял в жены Феодору, падчерицу Геркулия, а Галерий женился на дочери Диоклетиана Валерии. Новая система предусматривала переход всей полноты власти к цезарям в случае внезапной смерти или отречения августов. Предполагалось, что через 20 лет оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою очередь, провозгласят цезарями двух своих полководцев.

Вся Римская империя была разделена на четыре части. «Все галльские земли, лежащие за Альпами, были поручены Констанцию, Африка и Италия — Геркулию, побережье Иллирии вплоть до Понтийского пролива — Галерию; все остальное удержал в своих руках Диоклетиан». Столицами тетрархов стали Медиолан (а затем Равенна) у Максимиана, Трир у Констанция, Сирмий (в Паннонии) — у Галерия и Никомедия — у Диоклетиана. Главными заместителями цезарей и августов по гражданским, финансовым и судебным делам стали префекты претория. (Уже при Константине было завершено оформление из четырех частей империи четырех префектур.) На всей территории империи продолжали действовать одни законы, издаваемые от имени всех четырех тетрархов. Надо отметить, что основание этой системы было весьма хрупким — в принципе она держалась лишь на взаимном согласии четырех правителей и авторитете ее создателя.

Диоклетиан оставался верховным главнокомандующим, хотя воинские контингенты, находящиеся на территориях, подконтрольных другим членам тетрархии, находились под их непосредственным командованием, что в последующем и стало фактором гражданской войны, разгоревшейся после попытки передачи власти по предложенной Диоклетианом схеме. Впрочем, поначалу идея тетрархии оправдала себя именно в военном отношении. Так, Констанций в Галлии нанес поражение лингонам и алеманнам, а в 296 г. его полководцы вновь овладели Британией. В 297–298 гг. Геркулий закончил войну в Африке. Не столь удачно, но, в общем, успешно закончил войну с персами и Галерий.

Диоклетиан впервые посетил Рим в 303 г., когда приехал на празднование двадцатой годовщины своего правления. На следующий год он тяжело заболел, после чего совершил небывалый поступок: 1 мая 305 г. он отказался от власти и заставил поступить так же Максимиана, который вовсе не хотел этого. Власть была передана «младшим тетрархам». Практически сразу между ними и родственниками удалившихся на покой «старших» правителей разгорелась борьба за власть. Системе, созданной Диоклетианом, не суждено было продержаться долго. Она противоречила одновременно созданной им же абсолютистской системе домината: «господин» должен быть один.

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН ПРИ ДИОКЛЕТИАНЕ

Суть созданной им монархии — домината — Диоклетиан стремился отразить в религии. Для этого он использовал утративший было во время смут свое значение культ императора. Еще Август в свое время объявил умершего Цезаря богом Юлиусом и посвятил ему особый храм. Затем после смерти был обожествлен и сам Октавиан, так же поступали с его преемниками. Богом называл себя невменяемый Калигула, соответствующих титулов добивались даже императоры III в., находившиеся на престоле всего по нескольку месяцев. Диоклетиану с его несгибаемой волей и энергией удалось добиться на этом поприще больших успехов.



Суд над христианами. Рисунок по фреске из римских катакомб


В начале своего правления, летом 285 г., после назначения Максимиана цезарем, Диоклетиан присваивает себе титул Иовия — сына Юпитера и дает своему цезарю титул Геркулия — сына Геркулеса. Эта акция, с одной стороны, должна была ясно показать подчиненное положение цезаря августу, а с другой стороны — подчеркивала божественное происхождение императорской власти и ее высшее по отношению ко всем земным институтам положение. Бюст императора занял место под орлами легионов, и у алтаря его имени приводили воинов к присяге. Перед Диоклетианом, наряженным в золотые одежды, падали ниц и отдавали божеские почести. Связывая культ Юпитера с культом императора, Диоклетиан уже был близок к идее единобожия и к идее объединения власти государственной и церковной.

Установлению личного культа императора в качестве главной государственной религии, созданной на основе язычества, объективно мешало широкое распространение любых других культов, особенно монотеистического толка, приверженцы которых в принципе не могли признавать другого бога, кроме одного — своего. В конце III в. таким наиболее влиятельным течением было христианство. Из иудаистской секты, на которую мало кто из правителей обращал серьезное внимание, христианство превратилось в отдельную религию, имевшую разветвленную и достаточно сильную организацию и массу приверженцев. Население Римской империи приходило в христианские общины по разным причинам. Христианское учение обращалось к внутреннему, духовному миру человека, давало надежду на спасение, утверждало незыблемые моральные ценности, что во время постоянных войн, смут, общего упадка нравов, вероятно, должно было привлекать уставших людей. Немалую роль сыграла мода на восточные учения, объективное стремление людей к единобожию вместо почитания сказочных многочисленных богов из старых мифов. Важным фактором была атмосфера взаимовыручки, общности интересов, чувства локтя, которая царила в христианских общинах. Их церковная организация оказалась наиболее устойчивой в период всеобщего кризиса, она не знала границ, национальных и социальных ограничений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "500 знаменитых исторических событий"

Книги похожие на "500 знаменитых исторических событий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Карнацевич

Владислав Карнацевич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Карнацевич - 500 знаменитых исторических событий"

Отзывы читателей о книге "500 знаменитых исторических событий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.