» » » » Максим Горький - Детство. В людях. Мои университеты


Авторские права

Максим Горький - Детство. В людях. Мои университеты

Здесь можно скачать бесплатно "Максим Горький - Детство. В людях. Мои университеты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Классическая проза, издательство Художественная литература, год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Максим Горький - Детство. В людях. Мои университеты
Рейтинг:
Название:
Детство. В людях. Мои университеты
Издательство:
неизвестно
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Детство. В людях. Мои университеты"

Описание и краткое содержание "Детство. В людях. Мои университеты" читать бесплатно онлайн.



Вступительная статья Даниила Гранина. Иллюстрации Б. Дехтерева.






132

«Нетовщина» — одна из крайних форм того направления в старообрядчестве, которое получило название беспоповщины. Нетовщина, зародившаяся в конце XVII в. в керженских лесах, отрицала таинства и учение о благодати, церковную иерархию; была распространена в Нижегородской, Ярославской и Костромской губерниях. Мартин Лютер (1483–1546) — родоначальник протестантского религиозного движения на Западе.

133

«Имя себе прилично сочета…» — Цитата из кн. «Послание к неизвестному против люторов. Творение Парфения уродивого, писателя XVI века». СПб., 1886, с. 2.

134

Шалопуты (шелапуты) — секта, родственная мистической секте хлыстов; возникла в середине XIX в. Штунда — название секты, близкой к лютеранству; в дальнейшем слилась с баптизмом.

135

Богомилы — христианская ересь, зародившаяся в X в. в Болгарии и распространившаяся в странах Западной и Восточной Европы; Богомилы признавали двух сынов бога — Сатанаила (восставший и падший ангел, начало зла, творец материального мира) и Логоса (духовное начало мира, Христос). Богомильство требовало аскетической жизни и призывало к неподчинению мирским властям.

136

Хлысты — мистическая секта, возникшая в России во второй половине XVII — начале XVIII вв. Противопоставляли внешней обрядовости и «букве» церковной книги истинную, «духовную» церковь. По представлениям хлыстов, праведный человек сам по себе может стать «Христом» или «богородицей». Наставник Данило — крестьянин Юрьевецкого уезда Костромской губернии Данила Филиппович, считающийся основателем хлыстовства. По хлыстовскому преданию, сам бог Саваоф вселился в его «пречистую плоть». Старик начетчик здесь пересказывает хлыстовское сказание о том, как Данила Филиппович, объявив народу, что ни старые, ни новые книги не ведут ко спасению, собрал те и другие в один куль и бросил в Волгу.

137

Алексаша, Александра Васильев. — По свидетельству Горького, сектант-бегун, которого он в юности встретил в иконописной лавке — это П. В. Рябинин, беглый каторжник. В дальнейшем был опознан полицией, арестован и умер в тюрьме до суда. С судьбой этого человека был связан у Горького замысел романа «О российском Жане Вальжане».

138

«Господи, Владыко живота моего» — великопостная молитва Ефрема Сирина.

139

Ну — трегубая аллилуйя, ну — сугубая… — Речь идет об одном из спорных вопросов церковной обрядовости, породивших раскол. Старообрядцы стояли за то, чтобы при богослужении произносить «аллилуйя» два раза (сугубая аллилуйя) — в противоположность «трегубой аллилуйе» никониан.

140

Бегуны, или странники — секта, разновидность нетовщины. Проповедовали духовное странничество, «бегство» от общества, уклонялись от гражданских повинностей, военной службы, платежа податей, не признавали паспортов. В приволжских губерниях это движение было особенно распространено.

141

Палех, Холуй, Мстёра — села Владимирской губернии, старинные центры иконописания.

142

Симеон Столпник — христианский подвижник-аскет V в.

143

«Э, и-ах за-апрягу я тройку борзых…» — цыганская песня.

144

По-византийски, по-фряжски и «живописно», итальянской манерой — По-византийски — в традициях древнего иконописания. С конца XV в. оно осложняется влияниями западноевропейской живописи (писать «по-фряжски»), искусства итальянского Возрождения.

145

Связали нас подлиннички эти… — Подлинники — особые руководства, которым должен был следовать иконописец; так, одежда того или иного святого должна была быть определенного цвета.

146

«Взгляни: вот женщины прекрасной…» — Из стихотворения В. Г. Бенедиктова «Бездна» (1838). У Бенедиктова: «Взгляни, как высится прекрасно // Младой прельстительницы грудь!»

147

Голицинский А. П. — автор рассказов из народного быта и «Очерков из фабричной жизни» (1861). «Иван Выжигин» — нравоописательно-дидактический роман Ф. В. Булгарина (1789–1859), реакционного журналиста, сочинителя мещанской беллетристики. Барон Брамбеус — литературный псевдоним О. И. Сенковского (1800–1858), журналиста и писателя, а также ученого-востоковеда, автора бытовых и «восточных» экзотических повестей.

148

«Кочующие караваны…» — из поэмы Лермонтова «Демон» (ч. I).

149

Иов — библейский праведник, герой одной из книг Ветхого завета.

150

Мой-сей, значит — богов человек. — Своеобразная народная этимология имени библейского пророка. В Библии имя Моисей означает: взятый из воды (Исход, гл. 2, ст. 10).

151

Легенда о китайском черте. — Роман Р. Зотова «Цын Киу-Тонг, или Три добрые дела Духа тьмы. Фантастический роман в 4-х частях». СПб., 1840. В романе рассказывается о тщетных попытках падшего ангела делать на земле не зло, а добро.

152

Иордань — в православном обиходе место на реке или озере, где в день крещения производится водосвятие (в память евангельского крещения Христа в реке Иордан).

153

«Жизнь актера Яковлева» — А. С. Яковлев (1773–1817) — знаменитый русский трагический актер. Его жизнеописание было составлено Р. М. Зотовым и издано без имени автора под титулом: «Описание жизни актера г-на Яковлева». СПб., 1817.

154

Мария Стюарт — шотландская королева, казненная в 1587 г. после 18-летнего заточения английской королевой Елизаветой; героиня одноименной трагедии Шиллера. «Испанский дворянин» — пьеса, популярная в репертуаре русских провинциальных театров; переделка с франц. (драмы Д’Эннери и Дюмануара) К. А. Тарновского и М. Н. Лонгинова. Дон Сезар де Базан — герой этой пьесы, написанной по мотивам романтической драмы В. Гюго «Рюи-Блаз».

155

Без сожаленья, без участья… — Из поэмы «Демон». У Лермонтова: «Смотреть на землю станешь ты…»

156

В день моих именин… — В мастерской Салабановой А. Пешков работал зимой 1882–1883 гг.; в день именин 17 марта 1883 г. ему было не 13, а 15 лет.

157

Елисей — ветхозаветный пророк-чудотворец, в наказание за отступничество и идолопоклонство истребил династию нечестивого Ахава в Израильском царстве.

158

На фоминой — вторая неделя после пасхи.

159

«Море синее, // Море бурное…» — песня на стихи И. И. Козлова (1779–1840).

160

«Бурса» — «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского (1835–1863). «Смерть» и «Живые мощи» — рассказы из «Записок охотника» И. С. Тургенева. «Три смерти» — рассказ Л. Н. Толстого. «Знамения времени» — роман Д. Л. Мордовцева (1830–1905). «Хроника села Смурина» — П. В. Засодимского-Вологдина (1843–1912), писателей народнического направления. «Шаг за шагом» (1870) — роман И. В. Омулевского-Федорова (1836–1883), повествующий о «новых людях». Горький вспоминал позднее, в статье «Беседы о ремесле»: «Еще более соломенными и бумажными видел я фигурки Светлова, Стожарова, Володина и других „революционеров“, которых наспех делали для „воспитания юношества“ Омулевские, Мордовцевы, Засодимские».

161

Мамаша, дайте мне еще (искаж. франц.).

162

«Искушение святого Антония» — произведение Гюстава Флобера (1821–1880), написанное по мотивам жития христианского отшельника III–IV веков. «Мемуары Упилио Файмали, укротителя зверей» — собраны Павлом Мантегацца, профессором антропологии во Флоренции; оба произведения печатались в «Еженедельном Новом времени» (1880).

163

«Рече безумен…» — Псалтырь, псалом 13, ст. I.

164

Петр «Плотничьей артели» — герой рассказа А. Ф. Писемского (1821–1881).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Детство. В людях. Мои университеты"

Книги похожие на "Детство. В людях. Мои университеты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Максим Горький

Максим Горький - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Максим Горький - Детство. В людях. Мои университеты"

Отзывы читателей о книге "Детство. В людях. Мои университеты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.