» » » » Мишель Шово - Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры


Авторские права

Мишель Шово - Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры

Здесь можно скачать бесплатно "Мишель Шово - Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Молодая гвардия, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мишель Шово - Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры
Рейтинг:
Название:
Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры
Автор:
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2004
ISBN:
5-235-02639-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры"

Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры" читать бесплатно онлайн.



Книга Мишеля Шово, почетного члена французского Института восточной археологии Каира, открывает неизвестные страницы истории Египта в эпоху, когда безраздельно царствовала великая Клеопатра. В повседневной жизни обитателей этого могущественного и таинственного региона перемешивались древние традиции фараоновских времен и греческая культура, проникшая в Египет вместе с воинами Александра Македонского. Используя самые последние археологические открытия, автор словно оживляет египетскую цивилизацию, которая долго сопротивлялась Риму, прежде чем покориться его власти, окончательно установленной с победой Августа в битве при Акции.

Книга дополнена хрестоматией и снабжена интересным иллюстративным материалом.






Все эти земли не возделывались одновременно. Происходило это по той или иной причине: прорыв плотины или ошибка при обработке земли, превращавшей поле в болото, поднятие соли, опустынивание земли — наделы становились непригодными для обработки и посевов в течение того или иного сезона. С другой стороны, годы, освещенные в архивах (121–110), совпадают с кризисом в сельском хозяйстве, вызванным династическими войнами. Период, предшествующий выходу указов об амнистии в 118 году, был достаточно сложным. Из всей царской земли общей площадью примерно 670 гектаров, обрабатывалось всего 364 гектара в 121 году, а к 118–117 годам количество возделываемой земли уменьшилось до 317 гектаров, что составляло, таким образом, лишь 47 % всей используемой территории. Такая ситуация объяснима лишь нехваткой рабочей силы, связанной с массовыми побегами крестьян. Принятые меры по амнистии не имели быстрого и ощутимого эффекта, судя по документам, подтверждающим, что использованные площади не достигли в 112–111 годах (351 гектар) уровня 121 года. Для царской семьи дефицит возделанных участков был настолько велик, что арендная плата была понижена в несколько раз. Таким нехитрым способом Лагиды рассчитывали повысить у крестьян стимул к работе. Более загадочными, в конце концов, выглядят цифры, отображающие ситуацию на дарованных клерухам землях: в период с 119–118 до 116–115 годов их неиспользованные наделы возросли от 17 до 48 %. Невозможно найти логического объяснения подобному феномену. Было ли это вызвано общими причинами или только местными условиями? Очевидное отдаление от земель явственнее прослеживается у греческих кавалеристов (от 24 до 58 %), чем у египетских махимов (от 18 до 24 %). С другой стороны, соотношение участков клерухов, которые они возделывали сами, представляет интересную эволюцию: в 119 году только треть катойков (кавалеристов) и 44 % махимов (пехотинцев) сами возделывали свои земли; тремя годами позже ситуация первых не изменилась, тогда как египетские пехотинцы сами возделывали 98 % своих наделов. Ясно, что причина заключалась в демобилизации военных частей, которая последовала за официальным окончанием гражданской войны в 118 году. Египетские махимы, освобожденные от царской службы в армии, не имели других способов существования, как возвращение на собственные поля, напротив, греческие кавалеристы могли довольствоваться взиманием налогов с ренты собственной земли и заниматься более выгодной деятельностью.

Что же выращивали в Керкеозирисе? Пшеница занимала больше половины общей посевной площади — это примерно 50–55 % царских земель и еще больше земель клерухов (до 62 % в 119–118 годах). После пшеницы следовала чечевица (примерно от 13–15,5 % царских земель), которая с ее высокой питательной ценностью, должна была занять важное место в местной пищевой промышленности вместе с бобами, выращиваемыми, однако, в небольшом количестве. Также постоянно собирали урожай чины, которой кормили тягловых животных, и ячменя, основного ингредиента при изготовлении египетского пива. Чину высаживали по очереди с зерновыми культурами, следуя трехлетнему ритму. Другие кормовые культуры и некоторые виды приправ, например, чеснок, черный тмин и тригонелла — последняя использовалась в приготовлении похлебки, — довершали этот список. Стало заметно увеличение в использовании местных зерновых культур, например, олиры, а также масленичных (оливы, кунжута и клещевины) и льняных культур. Так как Фаюм был ведущим районом в производстве масла и льна, то недостаток этой продукции возможно объяснить только особенностями почвы. Керкеозирис специализировался на производстве пшеницы. Невозможно установить, чем руководствовались при выборе той или иной культуры в различных деревнях.

Домашние животные играли важную роль в ведении хозяйства. Главным образом использовались коровы и быки, которые разводились исключительно для работ в поле. Иногда крестьяне брали их в аренду у своих хозяев. Стадо баранов и коз принадлежали либо частным владельцам, либо (что случалось намного чаще) храмам, которые доверяли их пасти полукочевым пастухам, главным образом бедуинам. Такая практика известна и в наши дни. Из домашней птицы разводили гусей, чье мясо считалось священным и часто приносилось в жертву богам, а для крестьян было хорошей белковой пищей. Мясо курицы, о существовании которой египтяне не знали во время правления фараонов, постепенно вошло в местный рацион, как и употребление яиц. Одним из самых поразительных элементов деревенского пейзажа оставались огромные голубятни, которые располагались на краю деревни. В Керкеозирисе в одной из таких конструкций было около 1000 гнезд, треть из которых была посвящена богу Собеку из Тебтиниса. Голуби, чьим мясом любили полакомиться египтяне, кормились чечевицей и пшеницей.

Также в стране широко распространилось производство меда, чье развитие подтолкнула деятельность греков, которые были большими любителями этой «пищи богов». Искусство пчеловодства, уже хорошо знакомое египтянам, велось передвижным методом. Перемещая ульи к местам цветения различных видов растений, они получали различные сорта меда. Такой род занятий провоцировал огромное количество конфликтов между пчеловодами, озабоченными доходностью своих ульев, и местной администрацией, заботившейся больше о соблюдении внутренних границ и не способной постичь все тонкости природного цикла пчел.{125}

Ремесленники и торговцы

Сословие ремесленников и торговцев играло одну из определяющих ролей в формировании египетского благосостояния. Сельскохозяйственные продукты в большинстве своем перерабатывались, чтобы стать пригодными для употребления. Маслосодержащие семечки должны быть спрессованы до состояния масла, которое уже было готово для употребления (кунжут и оливы), или же для использования в освещении (касторовое масло). Мы видели, что переработка и продажа масла были закреплены в качестве царской монополии за ремесленниками и торговцами, обладающими исключительным правом на продажу под жестким контролем государственных представителей и высокопоставленных особ. Такая же ситуация была и с производством папируса, технология по изготовлению которого была исключительно египетской специализацией. Следуя экономическим и политическим интересам, Птолемеи развивали экспорт папируса по всему Средиземноморью, где он служил основным материалом для письма: использовался для написания государственных писем, а также, в частности, для издания литературных, философских и научных текстов. Как и в большинстве случаев, наследуя древнюю традицию фараонов, местное ремесленное сословие, призванное снабжать своей продукцией городские и деревенские рынки, активизировалось благодаря проведенной при Птолемеях денежной реформе. Облегчая оборот средств, она позволила сформироваться предприятиям, которые могли отправлять свой товар для сбыта на большие расстояния. Некоторые регионы или городские районы специализировались в той или иной области, следуя распространенной в греческом мире традиции. Ремесленники иногда объединялись в корпорации, которые платили налоги как одна организация. Среди множества областей, в которых они были заняты, можно упомянуть те, которые касались текстиля: прядение, ткачество, валяние и окраска.{126} Двумя основными материалами были лен и шерсть; хлопок (растительное волокно) оставался экзотическим товаром, которого не было в самом Египте.

Работы по выращиванию и производству льна также происходили по старым местным традициям. Чтобы получить ткацкую нить, нужно было использовать касторовое масло и соду во время кипения волокон, отдельно же эти два продукта принадлежали царской монополии, что позволяло правителям вести жесткий контроль над всеми стадиями производства ткани. Лучшее качество льна называлось «царским льном» или виссоном, производившимся исключительно в мастерских, находившихся при храмах, которые придавали большое значение божественным одеяниям. Взамен этой привилегии храмы обязаны были поставлять определенное количество ткани в качестве налога или же уплатить деньгами. Лен другого качества производился независимыми ремесленниками, собирающимися в корпорации, ответственные за квоты производства, навязанные администрацией. Орудия для выработки ткани, не используемые на той или иной стадии работы, опечатывались, чтобы помешать тайному производству неучтенного льна. Шерстяные ткани мало ценились в Египте фараонов, потому что наложенное на них табу запрещало использовать в повседневной жизни все, что касалось жрецов, богов и мертвых. Это ничуть не смущало греков, которые с избытком производили священную для египтян ткань, благодаря ввозу в страну баранов милетской породы (из города Милета в Малой Азии), дававших в изобилии шерсть высшего качества. Для производства шерстяной ткани требовалось мылящееся растение, называемое струтейон, заготовка которого, как и соды, тщательно контролировалась и облагалась налогом. Организация производства шерстяных изделий не должна была сильно отличаться от производства льна. Государство было больше всех заинтересовано в снабжении армии шерстяной одеждой. Также шерсть служила для изготовления ковров и гобеленов, мода на которые постоянно росла.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры"

Книги похожие на "Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мишель Шово

Мишель Шово - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мишель Шово - Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры"

Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.