» » » » Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)


Авторские права

Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн, издательство Государственный Эрмитаж, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)
Издательство:
Государственный Эрмитаж
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"

Описание и краткое содержание "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)" читать бесплатно онлайн.








Развитие фейерверочного искусства в конце XVII — начале XVIII в. способствовало улучшению сигнальной службы в армии и флоте. Это вполне очевидно, если принять во внимание, что именно в то время ракеты и другие фейерверочные фигуры стали применяться для подачи сигналов не только в военном деле, но и в других случаях. Праздничные салюты из пушек и ружей, например, стали впервые производиться именно тогда по сигналу ракеты. В начале XVIII в. был введен в морском флоте и тщательно разработанный устав сигнализации в ночное время посредством разноцветных фонарей.

Праздничные иллюминации способствовали также организации в начале XVIII в. постоянного уличного освещения в Москве и Петербурге. [75]

Об иллюминации, устроенной в Москве в ознаменование Полтавской победы, Юст-Юль писал: «Вечером по всему городу у домов знатных лиц были зажжены иллюминации, изображавшие разного рода аллегории. Потом они зажигались в течение всей зимы, пока вечера были долгие, и горели чуть не ночи напролет».

Иллюминация, устроенная в Москве в связи с торжествами, посвященными Ништадтскому миру, также не разбиралась и точение многих месяцев. При этом на некоторых улицах фонари были подвешены на столбах, расположенных на расстоянии всего трех сажен друг от друга.

Другие факты также говорят о том, что праздничные иллюминации прокладывали путь к регулярному уличному освещению. В 20-х годах XVIII в., особенно в Петербурге, организация этого вида городского благоустройства проводились уже в сравнительно широких размерах.

* * *

Разносторонняя практика устройства фейерверков и иллюминаций в Петровское время оказала большое влияние на дальнейшее развитие фейерверочного искусства. На протяжении всего XVIII в. огненно-световые зрелища занимают первостепенное место в программах различных празднеств. В Петербурге, на стрелке Васильевского острова, в 1730-х годах был сооружен даже особый открытый театр столь значительных размеров, что на площадке его показывались великолепные фейерверочные представления. Проекты таких представлений разрабатывались в XVIII в. Академией наук и Академией художеств совместно с артиллерийским ведомством. В этом принимали участие такие видные деятели русской культуры как Ломоносов, Кулибин, академик Штелин, рисовальщик и гравер Соколов, архитектор Казаков и другие.

С 20-х годов XIX в. начался новый этап в развитии увеселительной пиротехники. На основе химических открытий стали изготовляться составы, дававшие разнообразные цветные огни яркого пламени. Наряду с этим фейерверочные средства обогатились другими нововведениями: ракетами с парашютом, применением к фейерверкам боевых ракет и т. п. Все это способствовало устройству еще более эффектных и красочных зрелищ.

До второй половины XIX в. сравнительно часто давались сложные фейерверочные представления по поводу различных официальных торжеств. Как и прежде, в них показывались декорации театрального типа, иногда участвовали актеры, многочисленные хоры и оркестры.

К концу столетия, в силу ряда причин, специальные декорации фейерверков создавались все реже, мельчали в масштабах, становились менее интересными по содержанию и художественному исполнению. Но при этом продолжали совершенствоваться чисто пиротехнические эффекты.

Для конца XIX и начала XX в. характерно широкое использование фейерверочных развлечений на празднествах, устраиваемых частными лицами, обществами и учреждениями.

В настоящее время все больше возрастает интерес к фейерверкам, украшающим общественный быт советских людей. Они стали сжигаться не только в дни больших торжеств, но часто и на обычных народных гуляньях. Тем не менее, фейерверочное искусство не получило еще у нас должного развития. На основе современных технических возможностей и богатого опыта прошлого, при участии художественно-творческих и политико-просветительных учреждений, можно организовать исключительно разнообразные и красивые фейерверочные представления, в которых огненно-световые композиции сочетались бы с театрализованными сценами и декорациями, создавая совершенно особый, яркий и глубоко впечатляющий тип массовых зрелищ.


Примечания

1

В. И. Ленин. Сочинения, т. 35, стр. 93.

2

Ракета — фейерверочная фигура, которая быстро и высоко взлетала вверх, оставляя за собой, длинный огненный след, называвшийся обыкновенно лентой. При окончании своего полета ракета разрывалась и выбрасывала из себя горящие мелкие фейерверочные изделия.

3

Фейерверочная фигура, змейка или шутиха, имела почти одинаковое устройство с ракетой. При полете в воздухе она описывала змеевидные, наподобие молнии, огненные линии. Это фигура часто служила составной частью других более крупных — обычно ракет, которыми и выбрасывалась.

4

Фонтан — фейерверочная фигура, которая во время своего сгорания выбрасывала на довольно значительную высоту струю блестящих искр. Своим действием фигура напоминала сильную струю высоко поднимающегося водяного фонтана.

5

Геркулес (Геракл) — герой античной мифологии, отличавшийся необычайной силой и мужеством.

6

Марс — бог войны у древних римлян.

7

Фоторепродукция с этой уникальной гравюры, хранящейся в Амстердамском музее, предоставлена нам доктором искусствоведения В. К. Макаровым. По его сведениям, гравюра была выполнена А. Шхонебеком еще до приезда в Россию, по указанию Петра I, в период пребывания последнего в Голландии.

8

В античной мифологии — властелин морей.

9

На гравюре отчетливо видна прямая линия полета ракет, запускавшихся орлом в полумесяц.

Кстати, отметим, что двуглавые орлы, часто показывавшиеся в фейерверках начала XVIII в. и олицетворявшие Россию или русскую армию, не представляли собой официальный герб русского государства. Эти орлы были лишены таких присущих гербу атрибутов, как держава и скипетр в лапах, а также щитков (на груди и крыльях) с изображениями гербов царств и княжеств, вошедших в состав России.

10

Под водяными ракетами подразумеваются фейерверочные фигуры, сгоравшие на воде.

11

Шлагами назывались изделия, производившие различные выстрелы посредством пороха. В фейерверочных зрелищах шлаги употреблялись для создания эффектов, подобных раскатам грома, артиллерийским залпам и пр.

12

К. Маркс. История секретной дипломатии XVIII века, гл. VI. Лондон, 1899.

13

Василию Дмитриевичу Корчмину приходилось много заниматься устройством фейерверочных представлений.

14

Доношсние Корчмина хранится в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА), Кабинет Петра Великого, отд. I, кн. 55, л. 9.

15

Здесь говорится о фейерверке, сожженном осенью 1699 г. по поводу возобновления мирных переговоров между Россией и Турцией.

16

Двуглавый орел олицетворял в фейерверочном зрелище русское государство.

17

Вообще указанное изображение означало на языке аллегорий: крепость, прочность, безопасность и т. п. Надпись же «единыя кроме союзных» (одна без союзников, — В. В.)была, вероятно, связана с тем обстоятельством, что выступавшие против Турции Австрия и Венеция, стремясь к получению наибольших выгод, вступили с ней, каждая в отдельности и втайне от России, в мирные переговоры.

18

В то время Керчь и Керченский пролив принадлежали Турции.

19

Селение в пятидесяти километрах от Дерпта (ныне Тарту, Эст. ССР).

20

Т. е. обманута хитростью.

21

Подразумевались шведская армия и лично Карл XII.

22

Богиня счастья и удачи у древних римлян.

23

На гравюре более точно передан текст надписей.

24

ЦГАДА, Кабинет Петра Великого, отд. I, кн. 64, л. 40.

25

Аналогичное изображение Фортуны можно видеть в книге «Символы и эмблемата».

26

Подобное изображение представлено также в книге «Символы и эмблемата».

27

Указанная аллегория аналогична изображению, помещенному в книге «Символы и эмблемата».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"

Книги похожие на "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Васильев

Владимир Васильев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"

Отзывы читателей о книге "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.