» » » » Михаил Елисеев - Великий Александр Македонский. Бремя власти


Авторские права

Михаил Елисеев - Великий Александр Македонский. Бремя власти

Здесь можно купить и скачать "Михаил Елисеев - Великий Александр Македонский. Бремя власти" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Елисеев - Великий Александр Македонский. Бремя власти
Рейтинг:
Название:
Великий Александр Македонский. Бремя власти
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великий Александр Македонский. Бремя власти"

Описание и краткое содержание "Великий Александр Македонский. Бремя власти" читать бесплатно онлайн.



АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ был не только военным гением, но и ГЕНИЕМ ВЛАСТИ, – не просто великим полководцем, не потерпевшим ни одного поражения и заслужившим славу нового Бога Войны, но и гениальным политиком, создавшим первую всемирную Империю. Почему же эта Сверхдержава распалась сразу после его смерти, залив кровью половину Ойкумены? Кого винить в этой трагедии – «зависть богов», безжалостную судьбу, отпустившую Александру слишком мало времени, или самого Царя Царей, сломавшегося под тяжестью власти? Как уживались в одном человеке отважный воин, чья храбрость на поле боя вошла в легенду, – и малодушный деспот, страшившийся заговоров и покушений? Мудрый властитель, уравнявший в правах победителей и побежденных, – и жестокий тиран, убивавший друзей и соратников по малейшему подозрению? Покровитель искусств, один из самых образованных людей эпохи – и запойный пьяница, который в хмельном угаре спалил дворец в Персеполе, считавшийся восьмым чудом света? Грозный завоеватель, стиравший с лица земли целые города, – и великий строитель, заложивший на захваченных землях десятки Александрий? Может ли человек сравняться с богами и способен ли смертный, пусть даже гений власти, вынести ее чудовищное бремя?..






Сатрапом Геллеспонтской Фригии Александр назначил командира фессалийской конницы Калата, это была первая вражеская провинция, завоеванная им в Великом походе на Восток. При решении проблемы управления завоеванной территорией он не мудрствовал лукаво – назначил верного человека и все. Но со временем мы увидим, что он будет действовать гораздо тоньше и привлекать к управлению местную элиту. А пока перед Александром беззащитным лежало все Эгейское побережье Малой Азии – нужно было поторопиться и занять его.

Македонская армия двинулась на Сарды – столицу персидской сатрапии Лидии и бывшую столицу одноименного царства. Руины этого древнего города находятся в 75 км на восток от Измира, добраться туда не так уж и сложно. Там есть на что посмотреть, но самое главное, в этом древнем городе сохранились руины храма Артемиды, построенного царем Крезом и разрушенного греками во время Ионийского восстания. Вот этот-то храм, построенный в ионическом стиле, и велел восстановить царь Александр, когда прибыл в Сарды. Вообще, на Эгейском побережье Малой Азии довольно много мест, связанных с деяниями Великого Македонца, – тот же храм Афины в Приене построен на его деньги. А деньги, судя по всему, были немалые, потому что строил его не кто иной, как архитектор Пифей, тот самый, который построил Мавзолей в Галикарнассе, одно из семи чудес света. И будучи в Эфесе, царь вновь предлагает помощь в восстановлении местного храма. На этот раз это храм Артемиды, тот самый, который сжег Герострат за 22 года до прибытия македонского завоевателя. Именно с этим храмом была связана очередная легенда, касающаяся самого Александра: в 356 г. до н. э., в ночь, когда в Пелле родился будущий завоеватель, тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджег огромный храм, желая таким образом прославиться. Как впоследствии заметил один из эллинов, безумцу поджог удался только потому, что богини в храме не было – она присутствовала при рождении Александра. Вне всякого сомнения, царь все эти слухи и легенды знал, а потому вполне естественно, что он решил посодействовать восстановлению святилища. Но тут полководца заело тщеславие, и он выдвинул условие о том, что в храме должна быть надпись, восхваляющая его заслуги. Жители Эфеса к этому моменту уже надышались воздухом демократии, а потому сочли такое желание неприемлемым. Но страх перед победоносным царем был велик, и потому была придумана блестящая отговорка: « Негоже одному богу строить храм, посвященный другому богу » (Страбон) – и Македонцу пришлось с этим согласиться.

Но вернемся к походу на Сарды. Царь Александр помнил и то, что именно лидийцы во главе с легендарным царем Крезом оказали наиболее упорное сопротивление персидским завоевателям, за что в свое время и были лишены права носить оружие. Несмотря на то, что Лидия была завоевана персами в 547 г. до н. э., воспоминания о былом величии были живы, и за персов никто сражаться не собирался, а македонский царь воспринимался некоторыми кругами как освободитель от персидской власти. Все это прекрасно понимал и командир персидского гарнизона Мифрен, а потому, справедливо рассудив, что своя жизнь дороже, решил сдать Сарды. Вместе с лучшими людьми он встретил Александра на дальних подступах к городу и сообщил, что передает ему Акрополь и всю царскую казну; отцы города так же объявили о своей покорности. Сам он двинулся на Сарды. В итоге македонская армия заняла этот важнейший город без боя, а царь, вступив в город и осмотрев его мощнейшие укрепления, мог только порадоваться такому бескровному успеху. Соответственной была и его благодарность: « Мифрена он увел с собой, оказывая ему почет; жителям Сард и остальным лидийцам разрешил жить по старинным лидийским законам и даровал им свободу » (Арриан). Александра многие встречали как спасителя от персидского господства, и он этому образу решил соответствовать – от этого и такой широкий жест. Вне всякого сомнения, царь прекрасно понимал, что все древние законы однозначно восстановлены не будут – мир изменился, многие из них стали архаикой и не подойдут к современным реалиям. Но желание заработать политический капитал, а также подготовить почву для вторжения в Ионию были очень велики, и Македонец на это пошел. Находясь на вражеской территории, он действует не только силой оружия, он старается вести политику привлечения на свою сторону местного населения. Благо он в свое время посмотрел на то, как дипломатия облегчает достижение целей на войне, да и учитель был самый лучший – Филипп II, его отец. Далеко не каждый политический деятель может пойти на такое, например, представить Цезаря, дарующего право галлам жить по их старинным законам, просто невозможно – вот вам римские ценности, обогащайтесь ими, а кто не хочет, того заставим! А у Александра подход изначально другой, сейчас он только присматривается, смотрит, что из этого выйдет, но чем дальше он будет уходить на Восток, тем большие обороты будет набирать проводимая им подобная политика. А пока во главе Лидии он поставил македонцев – не одного, как в Геллеспонтской Фригии, а сразу трех: один командовал гарнизоном в Сардах, другой ведал финансовыми делами, а третий осуществлял власть на территории всей сатрапии. Судя по всему, царь решил, что так будет надежнее – много власти в одних руках, ему, воспитанному при македонском дворе, представлялось опасным. Теперь Македонцу предстояло вести армию в земли Ионической Греции, и вот туда-то он точно собирался явиться в образе Спасителя.

* * *

Но сама политическая ситуация в Ионии была достаточно сложной – олигархические режимы крепко держались Царя царей, да и в торговых кругах многие не хотели рвать устоявшиеся связи. То, что для своих деловых операций купцы на всю катушку использовали инфраструктуру империи, тоже сомнений не вызывает. А потому у Александра, пришедшего в Азию под лозунгом «Войны возмездия», выход был один – опереться на демократические силы. Что он и сделал и, как показало будущее, в своих расчетах не ошибся. Потому что именно для ионийских греков «Война возмездия» могла оказаться настоящим возмездием персам. Ведь если вспомнить историю, то мы увидим, что Греко-Персидские войны начались именно с Ионийского восстания (499–493 гг. до н. э.), когда ионийцы, попросив помощи у своих балканских сородичей, накликали на тех персидские полчища. Само восстание персы зверски подавили, города вновь присоединили к империи, а величайший город Ионии Милет разрушили до основания, прежнего величия он так никогда и не достиг. А эллины – народ, как известно, гордый, да и подобное унижение вряд ли забудется быстро. Так что претензии у многих ионических греков к Персии были вполне реальные, и они стремились воспользоваться выпавшим им шансом. И здесь интересы царя Македонии и демократических кругов вполне совпадали, и когда царская армия вступила на земли Ионической Греции, там все пришло в волнение. И еще необходимо помнить о том, что в состав армии Александра входили многочисленные греческие контингенты – тоже можно сказать, что шли освобождать угнетенных братьев.

Узнав о разгроме на Гранике и о том, что армия завоевателей в Сардах, персидский гарнизон Эфеса морем удрал в Милет. Вскоре в город явился македонский царь: « Александр прибыл в Эфес четыре дня спустя, вернул изгнанников, которых удалили из города за расположение к нему, уничтожил олигархию и восстановил демократию; взносы, которые эфесяне делали варварам, велел уплачивать Артемиде » (Арриан). Царь верен себе, он пришел освободителем, пусть на данный момент все так и считают. А в городе сразу же полыхнуло народное недовольство против персидских приспешников – граждане устроили на них охоту и убивали на месте; только вмешательство Александра остановило дальнейшие погромы. « Он понимал, что народ, если ему позволить, убьет вместе с виновными и невинных – одних по злобе, других грабежа ради. И если Александр заслуживает доброй славы, то, между прочим, конечно, и за свое тогдашнее поведение в Эфесе » (Арриан). Потому что очень часто бывало и так, что, выпустив на волю джинна в лице народных волнений, его не всегда удавалось загнать назад. Но здесь обошлось.

А дальше стало совсем интересно – к царю пришли посольства из Магнесии на Меандре (не путать с Магнесией на Сипле, где Антиох III сражался с римлянами) и города Траллы и объявили, что сдают ему свои города. Александр ответил в духе момента: « Он приказал всюду уничтожать олигархию, восстанавливать демократическое правление, разрешать всем жить по их законам и снять подати, которые платились варварам » (Арриан). Одним словом, процесс пошел, и демократические круги рьяно взялись за дело, всячески поощряемые царем Македонии. К Траллам и Магнесии выступил с войском Парменион, чтобы помочь народу обрести демократические ценности, другой македонский отряд под командованием Алкимаха понес демократию на север, в область эолийцев, туда, где в будущем возникнет Пергамское царство. Сам Александр в Эфесе принес жертвы местным богам (это станет у него нормой), провел военный парад и выступил на Милет – именно там, в бывшем центре антиперсидского восстания, теперь группировались отряды армии Ахеменидов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великий Александр Македонский. Бремя власти"

Книги похожие на "Великий Александр Македонский. Бремя власти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Елисеев

Михаил Елисеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Елисеев - Великий Александр Македонский. Бремя власти"

Отзывы читателей о книге "Великий Александр Македонский. Бремя власти", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.