» » » » Светлана Кочкуркина - Корела и Русь

Светлана Кочкуркина - Корела и Русь

Здесь можно скачать бесплатно "Светлана Кочкуркина - Корела и Русь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Кочкуркина - Корела и Русь
Рейтинг:

Название:
Корела и Русь
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Корела и Русь"

Описание и краткое содержание "Корела и Русь" читать бесплатно онлайн.



В книге на основании археологических, этнографических, фольклорных, лингвистических и естественно-научных данных воссоздается история корелы — одного из северных финно-угорских народов, ближайшего соседа Великого Новгорода. Упоминания о кореле появились в летописях в XII в. и с тех пор не сходят с их страниц. Автор раскрывает историю взаимоотношений корелы с Новгородом и ее роль в защите северо-западных границ Руси.Книга рассчитана на историков и широкий круг читателей.





ВВЕДЕНИЕ


Современная карельская народность в силу сложившихся исторических обстоятельств оказалась разделенной на три группы. Одна группа, основная, располагается в Карельской АССР, вторая — в Калининской области, третья, самая небольшая, — на территории Восточной Финляндии. Отдельные карельские поселения имеются в Новгородской области и некоторых других местах. По данным Всесоюзной переписи 1979 г., в СССР проживают 146 тыс. карел, из них 83.1 тыс. — в Карельской Автономной Советской Социалистической Республике.

Формирование карельской народности до XVII в. происходило в основном на территории современной Карелии. Национальную государственность в границах РСФСР карелы получили в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Твердый курс партии на ликвидацию отсталости национальных окраин России, тесное сотрудничество с русским народом в подъеме экономики и культуры способствовали гармоничному развитию карельской социалистической народности. В постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик» подчеркивается: «Октябрь разбил цепи социального и национального гнета, поднял к самостоятельному историческому творчеству все народы нашей страны. Установление власти рабочего класса, общественной собственности на средства производства заложило прочный фундамент свободного развития всех наций и народностей, их тесного единства и дружбы». Далее говорится; «История не знает государства, которое в кратчайшие сроки сделало бы так много для всестороннего развития наций и народностей, как СССР — социалистическое Отечество всех наших народов. Их единство акалялось и крепло в ходе индустриализации, коллекти-изации сельского хозяйства и культурной революции, в оорьбе за построение социализма».1

В начале 30-х гг. с созданием Карельского научно-исследовательского института культуры развернулись работы по изучению истории, этнографии, устного народного творчества, языка карельского народа. В них принимали участие ученые Москвы и Ленинграда. С именами исследователей Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР связаны определенные достижения в разработке различных аспектов истории и археологии древних карел.

В предлагаемой книге на надежной источниковедческой базе, с использованием новейших археологических материалов и достижений гуманитарных и естественных дисциплин освещается этническая, социально-экономическая и политическая история древних карел в период с I тысячелетия н. э. до XVII в. За этот отрезок времени древние карелы прошли сложный путь развития — от племенного объединения на стадии первобытно-общинного строя до раннефеодальной народности.

«В то же лето ходиша корела на емь и отбежаша 2 лоиву бити» — это печальное событие о неудавшемся водном походе корелы 2 на соседнее финское племя хяме (емь — в русских летописях), в результате которого корела потеряла два парусных судна, помещено в Новгородской первой летописи под 1143 г.3 С того времени дела корелы находились под пристальным вниманием летописцев. Записи о тех или иных событиях появляются на протяжении XII–XV вв. с разными интервалами. О древних карелах рассказывают берестяные грамоты и «Слово о погибели Русской земли», скандинавские саги и другие документы. Такое частое упоминание объясняется тем, что Северо-Западное Приладожье, где проживала корела, было втянуто в сферу политических отношений государственного масштаба. В борьбу Новгорода и немецких орденов, Новгорода и Швеции, длившуюся несколько веков, включилась и корела, оказавшаяся в конфликтной зоне враждующих государств.

Нашло отражение в письменных источниках и активное участие корелы во внутренней жизни Новгорода, так как Корельская земля при некоторой самостоятельности и свободе в торговых делах находилась в зависимости от Новгородской феодальной республики, Без помощи и поддержки новгородских военных сил древние карелы не в состоянии были обеспечить безопасность своих рубежей, а следовательно, И рубежей Новгородского государства.

При всей важности и незаменимости письменных документов для воссоздания истории народа их недостаточно. На страницы летописей попадали лишь чрезвычайно важные события, которые затрагивали судьбы не только окраинной части Древней Руси, но и государства в целом. Письменные источники скупы или вовсе молчат о повседневной жизни народа, его бытовой деятельности — это летописцев не интересовало. Где и как жила корела, уровень ее материального и духовного развития, вклад в куль туру, экономику, политику и в конечном счете — в историю нашей страны — все указанные вопросы возможно раскрыть, лишь используя собранные по крупицам результаты многолетних исследований ученых различных специальностей.

Каждая из наук вносила свой вклад, раскрывала те или иные ранее неизвестные стороны и явления в жизни древних карел. И в первую очередь следует назвать лингвистику — науку о языке. Установлено, что карелы, как и другие прибалтийские финны (эстонцы, ливы, водь, ижора, финны и вепсы), составляют западную ветвь финно-угорской семьи языков. Лингвисты считают, что существовал общий язык-основа — древнекарельский, от которого происходит и ижорский язык, и восточно-финские диалекты финского языка. По мнению лингвистов, карельские наречия: собственно карельское, ливвиковское и людиков-ское — возникли в результате сложных этнических процессов у населения Карельского и Олонецкого перешейков в начале II тысячелетия н. э.

Собственно карельское наречие распространено в Средней и Северной Карелии, в Калининской, Ленинградской и Новгородской областях; ливвиковское — на восточном побережье Ладожского озера и в глубине Олонецкого перешейка; людиковское — на узкой полосе вдоль восточного края ареала ливвиковского наречия и вблизи Онежского озера. Собственно карельская речь резко отличается от ливвиковской и людиковской, что затрудняет общение между их носителями. Наречия делятся на диалекты, а диалекты — на говоры.

В результате контактов с другими языками в карельский язык проникли различные и по времени, и по характеру заимствования. Наиболее древние — литво-латыш-ские, или балтские, датирующиеся примерно I тысячелетием до н. э., т. е. тем временем, когда карельский язык еще не стал самостоятельным. Поэтому балтские заимствования имеются почти во всех прибалтийско-финских языках. Подсчитано, что они составляют около 1000 слов и касаются техники, промыслов, природы, семейных отношений.

Более длительным было германское влияние; происходило оно, как полагают, на рубеже нашей эры. Слова германского происхождения относятся и к явлениям природы, и к промыслам, а также к мореходству, торговле, домашнему хозяйству и т. д.

Влияние восточных славян на прибалтийских финнов началось давно, но главные языковые контакты приходятся на рубеж VIII–IX вв. и отразились они не только на словарном составе языка, но и на фонетике (звуковом строе языка), грамматике. К русским заимствованиям относятся термины из области христианской религии, ткачества, строительства, земледелия, домашнего хозяйства и т. д.

В настоящее время карельский язык не имеет письменности. На нем говорят преимущественно в сельской местности.4

Важная роль принадлежит и топонимике — науке, изучающей географические названия. В этой области много и плодотворно работает В. Ниссиля. В последнее время появились интересные исследования Ё. Вахтола.5 Топонимические данные как языковые свидетели далекого прошлого являются надежным источником при выяснении территории расселения, путей передвижения отдельных племен и народов, этнической истории и хозяйственной деятельности. В топонимии Северо-Западного Приладожья основной фон составляют финско-карельские названия мест; римско-католических, скандинавских и нижненемецких немного. Наиболее древний пласт представляют топонимы саамского происхождения. По топонимам славянского происхождения можно сделать вывод (а также по-археологическим, историческим и этнографическим источникам), что славянское влияние охватило все сферы хозяйственной и культурной деятельности древних карел, и главным образом тех, которые жили в центральной и южной частях Карельского перешейка, т. е. в местах, близких к культурным центрам того времени.6

Этнографами осуществлены успешные реконструкции традиционной материальной культуры карел: одежды, утвари, домов, декоративного искусства. Проведена огромная работа по выявлению карельско-вепсских взаимовлияний и контактов. В меньшей степени разработаны карельско-саамские связи, хотя роль саамов в формировании и развитии карел и обратное влияние — карел на саамов, по лингвистическим и историческим данным, бесспорны.

О духовной культуре карел свидетельствует богатейшая фольклорно-эпическая традиция: древние народные песни (руны), ёйги,7 причитания, сказки, предания, загадки, пословицы, поговорки и т. д. Они же — неисчерпаемый источник для характеристики различных аспектов материальной культуры и социально-экономического развития. Вместе с тем надо помнить, что события, о которых рассказывается в народном эпосе, опоэтизированы и их нельзя приравнивать к документальным сообщениям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Корела и Русь"

Книги похожие на "Корела и Русь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Кочкуркина

Светлана Кочкуркина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Кочкуркина - Корела и Русь"

Отзывы читателей о книге "Корела и Русь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.