» » » » Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]


Авторские права

Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]

Здесь можно скачать бесплатно "Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]
Рейтинг:
Название:
Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]"

Описание и краткое содержание "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]" читать бесплатно онлайн.



К книге первой - «Ренессанс в России», посвященной открытию и обоснованию ренессансных явлений в русской истории XVIII-XX веков, примыкает книга вторая - «Эстетика Ренессанса», в которой в форме статей и исторических воспоминаний рассматриваются отдельные периоды и виды искусства, творчество гениальных художников и композиторов, эстетика и философия Русского Ренессанса.






С Грецией связаны скульптурные группы «Сатир и вакханка», «Амур и Психея», статуи «Нимфа», «Нимфа воздуха», «Эвтерпа», «Талия», бюсты Александра Македонского, Демокрита и статуя Венеры, которая сразу оттеснила все другие скульптуры, даже Минерву, поскольку Петр I уже отдавал отчет всецело, откуда пришло Возрождение в Италии и в других странах.

В Летнем саду, где происходили ассамблеи и всевозможные празднества, устраивается нечто невиданное на Руси: чествование мраморного изваяния обнаженной женщины, языческой богини любви и красоты, белой дьяволицы, по представлениям христиан. Празднество воспроизведено в статьях «Венера Таврическая» [Литературно-художественный альманах «Феномен», № 4 Октябрь - Декабрь 2007 г. (http://www.renclassic.ru/Ru/Phenomenon/630/)] и «Эпоха Петра Великого» [Ренессанс в России. Книга эссе (http://www.renclassic.ru/Ru/35/, http://lib.rus.ec/b/421839)].

После смерти Петра постепенно Летний сад приходит в запустение. Там, где ныне Михайловский замок, был выстроен Франческо Растрелли Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, который был разрушен Павлом для возведения его замка. Статуя Венеры находилась в Летнем саду до середины XVIII века. С возведением Таврического дворца и сада, первоначально как подарок Екатерины II светлейшему князю Потемкину, со средоточением там произведений искусства, Венеру перевезли туда, что, возможно, спасло ее от новой угрозы гибели.

В 1777 году сильное наводнение с ураганным ветром нанесло большой урон Летнему саду: была разрушена фонтанная система, пострадали грот и значительное число скульптур. Вместо восстановительных работ, были засыпаны «гаванец» у Летнего дворца, поперечный канал и Овальный пруд, разрушен грот, разобраны галереи, беседки, птичники. Трудно сказать, какая судьба ожидала Летний сад, если бы не сооружение ограды со стороны Невы, начатое в 1770 году и завершенное в 1784 году.

Решетка Летнего сада, считают, по проекту архитектора Ю.М.Фельтена, который спроектировал гранитное оформление петербургских набережных, изготовленная тульскими кузнецами и каменотесами села Путилова, высокая, ажурная, прозрачная для вод Невы и неба над городом с золотым шпилем Петропавловского собора явилась венцом создания Петра I. Летний сад обрел уникальное оформление.

Ограда со стороны набережной реки Мойки, с изображением головы Медузы Горгоны на щитах, была отлита в 1827 году на Александровском заводе в Петербурге по проекту архитектора Л.И.Шарлеманя. На месте грота К.И.Росси выстроил павильон «Кофейный домик» (1826 г.). Статуя «Аполлон» в Летнем саду находится с 1830 года. Это копия итальянского скульптора П.Трискорни (1820 г.) с римского оригинала I в. из музея Ватикана. Это и есть Аполлон Бельведерский. Первоначально он был помещен в одной из ниш Михайловского замка.



Летний сад с Летним дворцом Петра I, который не занимает центрального положения, не был задуман изначально как царская резиденция, по примеру резиденций королей Европы. Он был создан в большей степени как общественный сад, где происходили приемы, ассамблеи, балы-маскарады и празднества. Уже в XVIII веке он превратился в городской сад для «прилично одетой публики».

Пушкин, привезенный в Петербург в 1811 году для поступления в Царскосельский Лицей, первым делом отправился на прогулку в Летний сад, где встретил подростка, которого тоже  определяли в Лицей, это был Пущин, «мой первый друг, мой друг бесценный...»

Впоследствии Пушкин расскажет с улыбкой о воспитании его героя Евгения Онегина в детстве, что заключало в итоге: «и в Летний сад гулять водил». Онегин, как юные поколения в дворянских семьях, не сознавая, впитывал с восприимчивостью детской души ту особую атмосферу, созданную впервые в России в Летнем саду, затем распространившуюся в Петергофе, в Царском Селе и в Петербурге вплоть до Москвы и других городов России, до дворянских гнезд, героическую и пленительную атмосферу эпохи Возрождения в России.

Пушкин жил всегда неподалеку от Летнего сада - и на Мойке, и на набережной Кутузова, и на Пантелеймоновской улице, в двух последних случаях (по времени первых) совсем близко. Обычно приводят слова Пушкина из его письма жене: «...Летний сад мой огород. Я вставши от сна иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома». Поэт говорит «мой огород», помня об «огороде» Петра I, где взошли, если витиевато выразиться, цветы русской поэзии и культуры. Конечно, Пушкин «в нем дома».



Вероятно, впервые в яви мраморные изваяния полуобнаженных женщин я увидел в Летнем саду, но этого не помню, Летний сад просто вошел в мою жизнь, как и город, чудесное воплощение устремлений Петра I. Это была данность, как небо и солнце, но и небо и солнце в прекрасном городе светят иначе, ни туманов, ни дождей не помню, какие болота, Боже! Самое чудесное - явление Ренессанса в России - не заметили, не осознали до сих пор!

Летний сад закрывается на реставрацию, с какими-то планами реконструкции, вплоть до оранжереи... Но идея Сада, как она прояснилась исторически, с сохранением лишь скульптур, предполагает, что ничего из первоначальных затей, вплоть до оранжерей, не нужно. Деревья и кусты, аллеи - все это требует обновления на будущие времена, а статуи - реставрации или замены на мраморные копии, хотя это по нынешним временам безумно дорого...

Пруды с рыбами или аквариумы, что будет в духе затей Петра на современный лад, и фонтаны, фонтаны с прекрасной отделкой могут быть воссозданы... Сад должен остаться открытым, как уже третье столетие, для  молодых мам и бабушек с детишками, местом свиданий и встреч все новых поколений... Вряд ли имеет смысл что-то восстанавливать из времен Петра I, вплоть до канала с причалом у Летнего дворца.


_______________________

© Петр Киле 2007 г.

[Литературно-художественный альманах «Феномен», № 4 Октябрь - Декабрь 2007 г. (http://www.renclassic.ru/Ru/Phenomenon/652/659/)]

_______________________



Северное Возрождение и Россия

(Заметки на полях)

Эпоха Возрождения, Ренессанс как понятие и ярчайшее представление - это прежде всего и по преимуществу Италия и даже ее отдельные города Флоренция, Венеция, Рим. Италия явилась страной классического Ренессанса, как некогда Афины - классической древности. Что касается других стран Европы, даже Франции и Испании, непосредственных соседей Италии, ренессансные явления в жизни и искусстве проявились там, по разным причинам, далеко не в полной мере и весьма специфически, что бросается в глаза, стоит нам выйти за пределы Аппенинского полуострова. Или раскрыть Универсальную энциклопедию для юношества «Искусство» (М., 2002 г.), прекрасное во всех отношениях издание.

О Возрождении в Нидерландах там объявляется без обиняков: «Выгодное географическое положение и блестящее развитие художественных ремесел к началу XV в. позволило Нидерландам синтезировать ренессансные эстетические завоевания Италии, Франции и Германии с мощным воздействием самобытной демократической культуры, с ее характерной для народного мировосприятия жанровой непосредственностью и поэтизацией скромного повседневного быта».

Если бы также, без предубеждений, отнестись к России и к русскому искусству! Между тем развитие городов и торговли в Нидерландах в самом деле создали, как во Флоренции и особенно в Венеции, условия для расцвета мысли и искусств, осознанных как Ренессанс.



В основе Ренессанса - гуманизм и красота, с созданием классического искусства и стиля. То, что мы видим в творчестве Ян ван Эйка, это скорее проторенессанс, чем синтез ренессансных эстетических завоеваний Италии, но Франции и Германии, можно сказать, что особенно относится к творчеству Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха и Питера Брейгеля. Это весьма специфическое мировосприятие и искусство, сохранившие тесные узы связи с христианством и народным творчеством, без обращения к классической древности как к первоистокам.



«Воз сена» и «Сад земных наслаждений» Босха - удивительные и в высшей степени самобытные картины, по цветовой гамме, как «Св. Мария Магдалина» ван дер Вейдена, отдают Востоком. Это миниатюры в книгах, вырастающие до станковой живописи. Это готика в живописи.

Ренессанс в Италии достиг классических вершин в архитектуре и живописи именно с преодолением готики, чего не произошло ни в Германии, ни во Франции.



О Питере Брейгеле, творчество которого воспринимается как «блистательная страница европейской культуры Возрождения», в энциклопедии сказано: «В 1552 г. Брейгель побывал в Италии, но остался чужд антропоцентрической философии итальянских мастеров». То есть чужд гуманизму. Что делать, сами художники Возрождения в Италии по эту пору впадали в разочарования и мистицизм, что мы находим в творчестве нидерландского художника. Утро, полдень Ренессанса, блистательные явления европейской культуры, клонились к ночи, с усилением трагического миросозерцания, что видят в картине Брейгеля «Слепые».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]"

Книги похожие на "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пётр Киле

Пётр Киле - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]"

Отзывы читателей о книге "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.