» » » » Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]


Авторские права

Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]

Здесь можно скачать бесплатно "Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]
Рейтинг:
Название:
Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]"

Описание и краткое содержание "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]" читать бесплатно онлайн.



К книге первой - «Ренессанс в России», посвященной открытию и обоснованию ренессансных явлений в русской истории XVIII-XX веков, примыкает книга вторая - «Эстетика Ренессанса», в которой в форме статей и исторических воспоминаний рассматриваются отдельные периоды и виды искусства, творчество гениальных художников и композиторов, эстетика и философия Русского Ренессанса.






Таким образом, развитие новой культуры в России связано непосредственно и с формированием русской нации, в которой мы видим представителей почти всех народов и народностей Российской империи. Единая нация возникает как государственное и культурное явление. Русская нация этнически многообразна, впрочем, как и любая другая, итальянская, испанская, французская, английская или американская, только в отличие от последних она еще не осознала себя единой.

Тому были причины. В Российской империи многие народы, как и крестьяне, находились в подневольном состоянии; в СССР, вместо деления страны на губернии, образованы были республики в полном соответствии с советской демократией, что прозвали «тоталитаризмом», теперь ясно, с какой целью. А ведь укоренились было понятия «советские люди», «советский народ», в чем проступала та же русская нация, носительница русской культуры. Поэтому распад СССР стал катастрофой для всех союзных республик и РФ, пусть это не осознается еще до конца в пылу устремлений к независимости и т.п.

У маленьких республик и культура теперь предстает в малом виде, по сути, как этническая, что имеет лишь этнографический интерес, как танцы раскрашенных африканцев для туристов. При этом и история этих республик обретает усеченный вид, с переменой знаков с плюса на минус, все сводится к угнетению от царизма и гонениям при Советской власти, а великая история Российского государства за последние три столетия вычеркивается, с величайшими достижениями русского искусства. Утратить связь с великим, значит, впасть в ничтожество.

Как ни печально, эта общая ситуация на постсоветском культурном пространстве проступает и в пределах РФ, поскольку она основана на антисоветизме, по сути, антируссизме. Все народы и народности потянулись к этнической культуре, с подчеркиванием своей конфессиональной принадлежности. Как бы к этому ни относиться, это возврат в далекое прошлое, к элементам средневековой культуры.

И это не обошлось без антисоветской пропаганды, цель которой, конечно же, не культура, а чистоган. В историческом плане это феодальная реакция на Ренессанс в России. Подобная феодальная реакция, с сожжением на костре Джордано Бруно, прокатилась и по странам Западной Европы на закате эпохи Возрождения. Но такой возврат в Средневековье в Европе был уже невыносим, с тем и выступает эпоха Просвещения.

Новая русская культура сформировалась в течение XVIII - XX веков именно как ренессансная. Программа преобразований Петра I по своим результатам, что бесконечно важнее, чем устремления гуманистов, предвосхищала все основные идеи просветителей, что недаром подхватила Екатерина II, разумеется, весьма непоследовательно, с окончательным закрепощением крестьян ради вольности и процветания дворянского сословия, опоры ее самодержавно-личной власти.

Петр I отодвинул церковь в сторону, сохраняя веру и обряд богослужений; при Елизавете Петровне вполне оформляется новая идеология Российского государства, это русское барокко как эстетика и образ жизни и мышления от императорского двора до помещичьих усадеб, что вполне сохраняется и при Екатерине II, несмотря на то, что в архитектуре утверждается классицизм, поскольку и в образе жизни дворян, и в поэзии, что демонстрирует Державин, всецело господствует барокко, смыкаясь в сфере миросозерцания с классицизмом, то есть с обращением к классической древности, и с просветительством, даже с вольтерьянством в обиходе.

Придворная жизнь и жизнь богатейших фамилий в России все более напоминает эпоху Возрождения в Италии, с меценатством императрицы, вельмож и разбогатевших купцов из крестьян, соответственно и роскошь, и нравы.  Дети получают классическое образование; знание древних и новых языков, с переходом в светском обиходе на французский язык, не было понято как ренессансное явление, наравне с переводческой деятельностью, обретшей всеобъемлющий характер в СССР.

Идеология Русского Ренессанса, проступающая отчетливо уже в программе преобразований Петра I, изначально просветительской, смыкается с идеями века Просвещения в Европе, а затем и с идеями Великой французской революции, поскольку они соответствуют интересам всех слоев населения Российской империи, кроме царизма.

Россия не только выходит на мировую арену, она определяет ход мировой истории; это она кладет конец эпохе наполеоновских войн, как позже - конец Первой и Второй мировым войнам. Россия оказывается в эпицентре всех мировых событий, начиная с Отечественной войны 1812 года, с атмосферой эпохи, пронизанной гражданственностью, героизмом, культом красоты и античной мифологией, как в век Перикла в Афинах. Даже в Италии XIV - XV веков классическая древность не проступала столь непосредственно, как в России, с зарождением и блистательным развитием классической русской лирики и прозы, живописи, архитектуры и музыки.

Подавление выступления декабристов, - Николай I не ведал, что творил, - стало началом конца дворянского периода русской истории и культуры, и впервые возникает резкий разрыв между идеологией царизма в виде формулы «самодержавие, православие, народность» и идеями нового гуманизма, взлелеянного ренессансными явлениями русской жизни и русского искусства, в первую очередь великой русской литературой от Пушкина до Чехова.

Отныне уже не цари - от Петра I до Александра I - определяют поступательное развитие русской истории и культуры, а идеология Русского Ренессанса, носителем которой выступают уже не дворяне, те же декабристы, а крестьянство с его мечтой о воле и земле, купечество, из тех же крестьян, и разночинная интеллигенция, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности: порыв к образованию и к свободе объединяет народы и народности Российской империи, с формированием русской национальной культуры, «просвещенной», блистательной по достижениям в сфере искусства,  носительницей которой выступает русская нация.

Это молодая, этнически многообразная, в массе своей не очень цивилизованная нация, еще не осознавшая своего единства, без самосознания носительницы ренессансной культуры и нового гуманизма. Так всегда и бывает, даже в наиинтеллигентной среде, молодость бьет через край, фонтанирует жизнерадостностью и красноречием. О том оставил свидетельство Александр Бенуа в рассказе о русских артистах, участниках знаменитых Русских сезонов в Париже, которые громогласно разговаривали и перекликались в номерах отеля, а окна настежь, или шли гурьбой в сторону театра, «громогласно беседуя», производя на парижан впечатление «дикарей».

Между тем... «Оказалось, что русские спектакли нужны были не только для нас, для удовлетворения какой-то «национальной гордости», а что они нужны были для всех, для «общей культуры», что утверждали сами французы. С «культурой» на уровне быта и моды решалось просто: «Те из наших дам и девиц, у кого было больше собственных денег, те сразу обзавелись новыми шляпочками и летними костюмами, и иных из них, только что выглядевших провинциалками, теперь можно было и впрямь принять за парижанок».

Именно эта молодость русской нации проявилась в Русском модерне, в трех революциях и в героическом строительстве нового мира, с разгромом фашизма, прорывом в Космос, вопреки всем тяготам, гонениям и т.п. Советская культура развивалась как русская культура с ее достижениями в дворянский и отчасти буржуазный период истории Российского государства, в русле преобразований, начатых царем-реформатором, с культурной революцией, охватившей все народы и народности СССР, а цель та же - общее благо.

Русская национальная идея обрела социалистическую окраску. В ней проступала вера, только без религиозной мистики. Атеизм в СССР, как бы к нему ни относиться, - это венец ренессансного вольномыслия и утверждения достоинства человека, с выдвижением его, вместо Бога, в центр мира. Переводческая деятельность еще в первые годы Советской власти получает невиданный размах; школьным образованием вскоре охвачены все дети, даже народностей, не имевших письменности, и это образование классическое, всеобъемлющее, какого не было и нет нигде в мире. Неудивительно, программы составлялись поколением интеллигенции из начала XX века, с их гуманистическими устремлениями и всесторонней образованностью.

Октябрьская революция не прервала хода народной жизни, как и преобразования Петра I, по представлениям славянофилов, а придала ей невиданный динамизм, вопреки тяготам войн и гонений. Эмиграция части дворян и интеллигенции, о чем ныне много говорят, не имела какого-либо существенного значения для хода народной жизни и развития русской культуры в новых условиях, какие возникли еще задолго до революции.

Дягилев, устроив грандиозную выставку исторических портретов в Таврическом дворце в разгар первой русской революции, сделал, казалось бы, странное заявление о конце быта в старинных дворянских усадьбах, о конце дворянской культуры. Культура в России, даже в царской семье, приобрела буржуазный характер, что отвергалось демократической интеллигенцией изначально.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]"

Книги похожие на "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пётр Киле

Пётр Киле - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]"

Отзывы читателей о книге "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.