» » » » Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]


Авторские права

Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]

Здесь можно скачать бесплатно "Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]
Рейтинг:
Название:
Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]"

Описание и краткое содержание "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]" читать бесплатно онлайн.



К книге первой - «Ренессанс в России», посвященной открытию и обоснованию ренессансных явлений в русской истории XVIII-XX веков, примыкает книга вторая - «Эстетика Ренессанса», в которой в форме статей и исторических воспоминаний рассматриваются отдельные периоды и виды искусства, творчество гениальных художников и композиторов, эстетика и философия Русского Ренессанса.






Автор статьи говорит о новой эстетике, непосредственно связанной с классической древностью, что и есть эстетика Ренессанса даже там, где она соприкасается с библейской мифологией в творчестве Микеланджело и Рафаэля. При этом греческая пластика в лирике Пушкина проступает непосредственно, что в живописи Рафаэля воспринимается как грация, если точнее по значению в духе эпохи, как благодатная грация.

Становится ясно, Пушкин в условиях ренессансной эпохи в России, восходящей к зениту, и в исключительной обстановке Царского Села вырос как бы непосредственно из классической древности. Поэтому его век стал Золотым веком русской поэзии и культуры.

Пушкин - Рафаэль в поэзии; такого поэта, чистого классика в Новое время, не было нигде в мире, кроме России. Классическая древность входила в его миросозерцание, как русская старина, как библейские легенды или поэтические мотивы Корана, как воспоминания детства и юности, словом, как «золотая мера вещей - красота», что лежит в основе эстетики Ренессанса, или ренессансной классики.



_______________________

© Петр Киле, 2007 г

_______________________



Золотой век Санкт-Петербурга

(в иллюстрациях).

Понятие Золотого века русской поэзии и культуры связано напрямую с основанием города на Неве, с утверждением Российского государства у Балтийского моря в результате победоносной войны со Швецией и с празднествами Петра Великого в честь русского оружия и античной гостьи Венеры (Таврической), с явлением в миросозерцании русских поэтов и художников богов Греции.


Царь-реформатор знал, что делал, но ни славянофилы, ни западники  - и их современные последователи - до сих пор не разобрались в истоках и последствиях жизнетворчества Петра Великого, ренессансных в своей основе.. Говорят лишь о заимствованиях и приобщении, об отставании...

Можно заметить, эпоха Возрождения в собственном смысле слова была лишь в Италии, а в Германии, в Испании, во Франции, в Нидерландах и в Англии лишь частично, когда впору говорить о заимствованиях и приобщении, что отнюдь не снимает всплесков ренессансных явлений в отдельных странах и в отдельных видах искусства.

Закат эпохи Возрождения наиболее ярко просиял в Англии рубежа XVI-XVII веков в расцвете драматического искусства, высшим представителем которого выступил Уильям Шекспир. Что же удивительного в том, что Российское государство, молодое в отношении европейских государств, вступило в эпоху Ренессанса к концу XVII - к началу XVIII века? Увидели лишь заимствования и приобщения, увидели лишь жестокости царя, за коими проглядели ренессансные явления в русской истории и в русском искусстве.

И все это сегодня повторяют вновь и вновь, впадая в самоуничиженье и юродство, как царевич Алексей, который из своей лени и ничтожества, не мог вынести гения своего отца, воистину ренессансного мастера во всех сферах жизнедеятельности и творчества.



Как бы то ни было, город был заложен у моря, и это определило его предназначение - открытие не окна в Европу, это всего лишь метафора, столь крохотная связь с европейскими странами давно существовала, а открытие мира в его прошлом и настоящем, вплоть до Древней Греции, в чем вполне отдавали отчет царь Петр, его сподвижники и мастера из иноземцев, - строить корабли, новый город на пустынной земле у моря - это всегда начинание из ряда вон выходящее, что поднимает дух народа, несмотря на тяготы и лишения.



А у нас и поныне твердят о болотах, не ведая о целях и задачах, какие решала блистательно и Венеция, основанная на воде.



Город быстро оформился в основных доминантах, как Флоренция в XV веке, или Венеция, или Рим в эпоху Возрождения, - какие там заимствования и приобщения к стилям в Западной Европе, - ренессансная эпоха в России европейское барокко, чем завершается эпоха Возрождения в Италии и в Испании, полное смятенья и мистицизма, превращает в стиль возвышенный и праздничный, поскольку жизнь и развитие искусства идут по восходящей линии, через классицизм, как было и в эпоху Возрождения в Италии, к высокой классике - в архитектуре Росси, в поэзии Пушкин, в живописи Кипренский, Карл Брюллов, Александр Иванов, в музыке Глинка...

Как ни странно, Санкт-Петербург со дня основания не воспринимался русской общественностью в подлинном свете. Даже в эпоху, которую мы ныне воспринимаем как пушкинскую, как Золотой век русской поэзии и культуры, город внушал мыслящей части населения Российской империи неприязнь, неприятие, страх, нежели радость. Это была официальная столица империи, все в мундирах - чиновники и военные, даже студенты.

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит -
Всё же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.
Лишь в поэме «Медный всадник» Пушкин, бросая на город на Неве исторический взгляд, воскликнет:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла...



У нас забывают или просто не ведают, что такое восприятие Петербурга, впервые запечатленное у Пушкина, было ново и для него, и станет откровением для художников «Мира искусства» на рубеже XIX-XX веков. Вместо Петербурга Гоголя, Некрасова, Достоевского, мы впервые увидим поэтические силуэты города в графике Остроумовой-Лебедевой и Добужинского.

Здесь имеет смысл привести картины Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Александра Иванова без разъяснений, за которыми можно обратиться к статьям, посвященным им.







Но лишь после революции, с превращением царских дворцов в музеи, сокровищницы искусства, и город на Неве, переименованный с началом Первой мировой войны в Петроград, а после смерти вождя революции в Ленинград, да с перемещением ранее столицы в Москву, предстал впервые во всей ничем более незамутненной красоте высокой классики, в чем проступал и новый гуманизм, выработанный классической русской литературой.



И на его долю выпало еще одно испытание - блокада Ленинграда фашистскими варварами, ярчайшая страница героизма, столь характерная для ренессансных эпох.



Пора осознать величие и смысл такого удивительного явления, как Ренессанс вообще и Русский Ренессанс в особенности. Это высокая и трагическая история, каковыми были все величайшие эпохи расцвета искусства и мысли, как в Древней Греции, в странах Азии и Европы в свое время. Осознать это - значит испытать катарсис, с прояснением русской национальной идеи, представление о которой ныне утрачено, между тем под ее знаком явилась на мировой арене новая Россия, все возраставшая в своем могуществе последние три столетия.





Если отрешиться от европоцентризма, заведомо односторонней и узкой точки зрения на ход мировой истории, станет ясно, что именно Российское государство с началом преобразований Петра Великого все чаще оказывало решающее воздействие на мировые события, с разгромом армий Карла XII, Наполеона, фашистской Германии, не говоря о воздействии Русской революции на распад колониальной системы, на утверждение демократии в XX веке, пусть всячески извращенной пропагандистскими клише различных систем.




300-летие Санкт-Петербурга стало мировым событием, но мало кто, даже из устроителей юбилейных торжеств, осознал вполне: почему? Весь мир отмечал три века Русского Ренессанса, полным и прекрасным воплощением которого строился и стал Санкт-Петербург. Правда, в условиях его заката, как в 1913 году отмечали 300-летие династии Романовых. Отсюда скорее ностальгия и грусть, чем гордость и вдохновение.


К сожалению, публика имеет весьма смутное представление, что такое Ренессанс, а специалисты не всегда способны к переоценке установившихся взглядов на события русской истории и русского искусства, разве кроме перемены плюсов на минусы или наоборот, чем ныне заняты все. Время крайне неблагоприятно для подлинного осознания ренессансных явлений русской истории и русского искусства. Но это необходимо, ибо стереотипы западников и их современных последователей уже привели к распаду СССР, а стереотипы славянофилов и их современных последователей, независимо от благих целей, не смогут остановить распад РФ, а скорее спровоцируют, ведь недаром либеральные СМИ так возлюбили религиозную тематику - батюшки в средневековых одеяниях сделались постоянными персонажами в теленовостях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]"

Книги похожие на "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пётр Киле

Пётр Киле - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пётр Киле - Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]"

Отзывы читателей о книге "Эстетика Ренессанса [Статьи и эссе]", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.