Авторские права

Жак Жуана - Гиппократ

Здесь можно скачать бесплатно "Жак Жуана - Гиппократ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.— 480 с., год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жак Жуана - Гиппократ
Рейтинг:
Название:
Гиппократ
Автор:
Издательство:
Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.— 480 с.
Год:
1997
ISBN:
5-222-00390-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гиппократ"

Описание и краткое содержание "Гиппократ" читать бесплатно онлайн.



Открывая эту книгу, вы попадаете в демократическую Грецию V века до нашей эры, когда начинал свою карьеру великий Гиппократ, «отец медицины» и потомок Эскулапа.

За что потомственный врач, уроженец острова Кос, был удостоен священного культа и почему при жизни стал соперником богов? Правда ли, что на приеме у древнего врача все были равны, — и сам император, и простой раб? Кто придумал «Клятву Гиппократа»? Зачем греческие доктора изучали риторику, философию и даже географию? На сотни любопытнейших вопросов отвечает эта книга. А если вы режиссер, попробуйте снять по ней фильм — книга дает невероятно живую и подробную картину из жизни тех времен.

«Гиппократ» не оставит равнодушным ни специалиста, ни просто любознательного читателя.



© «Hippocrate» Librairie Artheme Fayard, 1992






— «Предположим, тебе пришла мысль пойти к твоему тезке Гиппократу из Коса, Асклепиаду, и предложить ему деньги, чтобы он занялся тобой. В качестве кого он принял бы твои деньги?» — «Я ответил бы, — сказал он, — в качестве врача». — «А кем бы ты сам хотел тогда стать?» — «Врачом. — А если бы ты задумал пойти к Поликлету Аргивскому или Фидию Афинскому, предлагая им деньги, чтобы они тобой занялись, и тебя спросили: в каком качестве Поликлет и Фидий примут эти деньги? Что бы ты ответил?» — «Я бы ответил: в качестве скульпторов». — «А ты сам кем бы хотел стать в этом случае?» — «Конечно, скульптором».

Предполагают, что сцена этого диалога, написанная Платоном в начале IV века до н. э., происходила гораздо раньше, около 430 года. Это упоминание свидетельствует, однако, что в конце V века учение врача Гиппократа было известно, и в глазах своих современников он уже считался парадигматическим представителем медицинского искусства, как Поликлет и Фидий в искусстве скульптуры. Следовательно, Гиппократ — самый известный врач века Перикла.

Платон в своих диалогах о зрелости второй раз упоминает Гиппократа в «Федре». «Сократ стремится дефинировать настоящее искусство риторики. По его мнению, это искусство предполагает знание не только самих речей, но также и психологии публики, которую нужно убедить. Сократ спрашивает Федра о методе, которому нужно следовать, чтобы узнать психологию или «науку о душе»:

«Сократ: Как ты думаешь, можно ли узнать природу души, не зная природу всего?

Федр: Если верить Гиппократу из семьи Асклепиадов, без этого метода невозможно узнать даже тело.

Сократ: Что ж, друг мой, он сказал это с полным правом. Однако нужно изучить, согласуется ли с Гиппократом разум.

Федр: Согласен.

Сократ: Тогда что касается природы, изучи, что могут сказать Гиппократ и истинный разум».

Этот отрывок подтверждает предшествующий и уточняет его. Врач из Коса был известен в Афинах не понаслышке. Имелось точное представление о его учении, хотя Гиппократ никогда не жил и не преподавал в этом городе. Итак, свидетельство обнаруживает значимость Гиппократовых идей и одновременно воздействие медицинской мысли на интеллектуальную историю Греции классической эпохи. Философ может сослаться на идеи врача. Медицина, наука о теле, могла служить моделью для философии, науки о душе.

Неудивительно, что еще один философ, Аристотель, сорок лет спустя упоминает Гиппократа. У Аристотеля тем более были причины знать Гиппократа и его труды, так как он сам был сыном врача и рекомендовал философу приобщиться к медицине. В своей «Политике» он приводит Гиппократа в качестве примера человека, превосходящего скорее своей наукой, а не ростом.

«Можно сказать, что Гиппократ высок не как человек, а как врач, которого любой может превзойти ростом».

В этом коротком упоминании имя Гиппократа не сопровождается уточнениями о его родине и семье, которые были еще необходимы у Платона. Это доказательство неоспоримой известности.

Для среднего же афинянина V века имя Гиппократа само по себе не ассоциировалось с врачом. На это указывает театральная пьеса Аристофана. Какое-то время думали, что афинский комедиограф намекает на «Клятву» Гиппократа в следующем отрывке из «Женщин на празднике Фесмафорий»:

«Еврипид: Клянусь Эфиром, жилищем Зевса!

Родственник: А почему не домочадцами Гиппократа?

Еврипид: Значит, я клянусь всеми богами без исключения».

В XIX веке считали, что «домочадцы Гиппократа» означало «братство врачей» из Коса и что Аристофан еще раньше Платона упоминал о его учении, в частности о «Клятве» Гиппократа. В действительности же упоминание было более прозаическим. Речь идет о сыне одного афинского военачальника по имени Гиппократ, племяннике Перикла: он был известен всему городу своей глупостью и уже высмеян Аристофаном в «Облаках».

Между «Женщинами на празднике Фесмафорий» Аристофана и «Политикой» Аристотеля — почти век. Слава Гиппократа, очевидная еще при жизни, возросла после смерти до такой степени, что затмила всех других Гиппократов и не только политиков, но и другого ученого, его современника, математика Гиппократа из Хиоса.

Эти древние свидетельства философов Платона и Аристотеля подтверждают историческое существование Гиппократа, его семейные и географические связи, общеизвестность его учения при жизни и величие его славы после смерти.

Другие свидетельства о жизни Гиппократа

Другие свидетельства менее скупы на подробности жизни Гиппократа, но они более поздние и потому не равнозначны первым по ценности.

В самом творчестве, сохранившемся под его именем, многие тексты дают биографические сведения. Большинство из них, особенно «Письма», адресованные Гиппократу или написанные им самим, следует использовать с большой осторожностью. Эта эпистолярная литература датируется эпохой между I веком до н. э. и I веком н. э. События из жизни Гиппократа, которые она излагает, или мысли, которые она ему приписывает, вызывают сомнения. Например, в одном из писем, затрагивающем гипотетические отношения Гиппократа с философом Демокритом из Абдеры, обвиненном соотечественниками в безумии, говорится, что врач из Коса, приглашенный жителями Абдеры для лечения философа, перед отъездом рассказывает своему другу Филопемену вещий сон, который ему был послан Асклепием, и в заключение говорит:

«Я не отвергаю сны, особенно те, которые содержат предсказание. Медицина и пророчество — близкие родственники, потому что Аполлон, общий отец этих искусств, — также наш предок, ведающий болезнями, которые есть и которые будут, исцеляющий нынешних больных и больных будущих».

Эта вера в тесную связь между медициной и пророчеством не согласуется с древними трактатами Гиппократа, где медицинский прогноз основывается только на наблюдении и здравом смысле, и ничего не сказано об Аполлоновом пророчестве.

Тем не менее не следует полностью отвергать эту эпистолярную литературу. Многие отрывки могут опираться на более древнюю традицию, более ранние свидетельства которой исчезли.

Выберем один пример из сборника этих писем, посвященных отношениям Гиппократа и Демокрита. Жители Абдеры прибыли, чтобы официально пригласить врача для лечения философа. Ответ Гиппократа начинается так: «Гиппократ приветствует сенат и народ Абдеры. Ваш согражданин Амелесагор прибыл на Кос. Это было в день обновления жезла и ежегодного праздника, который, как вы знаете, собирает всех нас в пышном шествии до кипарисов. По обычаю во главе его идут те, кто породнен с богом».

Подробности этого религиозного праздника в храме Асклепия Косского так детальны, что они привлекли внимание историков. Каждый год обновлялся жезл культовой статуи. Пышная процессия поднималась в священную кипарисовую рощу. Во главе ее шли родственники бога, то есть семья Асклепиадов, к которой принадлежал Гиппократ. Конечно, нет оснований утверждать, что этот ритуал существовал во времена Гиппократа, но также нет оснований это отрицать.

Многие с большим скептицизмом относятся к трудам, приписываемым Гиппократу, которые содержат сведения о его жизни и историю его семьи с тех пор, как Эмиль Литтре без разбора отнес все эти тексты к легенде. Если «Письма» явно содержат поздние биографические элементы, то другие труды заслуживают большего доверия. Особенно это относится к «Пресбевтику» или «Посольской речи». Считалось, что эту речь произнес Фессал, сын Гиппократа, перед собранием афинян во время распрей между островом Кос и Афинами в конце V века. Она содержит много подробных сведений, часть которых нашла подтверждение в относительно недавних эпиграфических находках.

Кроме трудов Гиппократа, самым известным биографическим свидетельством является «Жизнь» Гиппократа Сорана. Эта короткая биография является каноническим источником — она фигурирует во главе рукописей и старых изданий Гиппократа. Традиционно приписываемая Сорану из Эфеса, врачу I–II века н. э., эта биография использует более древние источники, среди которых следует выделить труды Эрастофена из Кирены, который в эллинистическую эпоху был директором Александрийской библиотеки.

Вторая биография Гиппократа обычно называется «Брюссельской биографией», так как она сохранилась в архивах Брюссельской библиотеки. Она менее известна и была обнаружена только в начале века. Речь идет об анонимной и неполной рукописи, написанной на народной латыни. Но она не лишена интереса там, где дает некоторые новые указания, которых нет у Сорана.

Кроме того, некоторые сведения о Гиппократе можно получить в энциклопедических статьях византийской эпохи, а именно в статье «Кос» Стефана Византийского и в статье «Гиппократ» Суды (X век) и, наконец, в рифмованной заметке эрудита периода Комменов — Иоанна Цецеса в его «Хилиадах» (XII век).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гиппократ"

Книги похожие на "Гиппократ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жак Жуана

Жак Жуана - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жак Жуана - Гиппократ"

Отзывы читателей о книге "Гиппократ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.