» » » » Александр Субетто - Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы


Авторские права

Александр Субетто - Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы

Здесь можно купить и скачать "Александр Субетто - Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Субетто - Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы
Рейтинг:
Название:
Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы"

Описание и краткое содержание "Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы" читать бесплатно онлайн.



В монографии доказывается, что за последнее столетие в России сложилась Ноосферная научная школа, имеющая мировое научно-культурное значение, у истоков которой стоит творчество В. И. Вернадского, 150-летие со дня рождения которого все человечество и Россия будут отмечать в 2013 году. Книга адресуется ко всякому читателю, интересующемуся историей научного поиска, в том числе историей становления ноосферной научной картины мира в XXI веке.






И все ж таки, на наш взгляд, коэволюционная трактовка ноосферы является неадекватной содержанию ноосферы, как нового состояния биосферы, в котором человеческий разум становится частью ее гомеостатических механизмов. Она может рассматриваться только как момент ноосферогенеза XXI века. Поскольку любая эволюция сложной системы подчиняется системогенетическому закону системного времени и гетерохронии систем (ЗСВГС) [19] , она есть всегда гетероэволюция, и как гетероэволюция включает в себя коэволюцию как момент своей динамики.

В «Ноосферизме» (2001) А.И.Субетто писал: «… «коэволюция» не снимает вышеуказанное противоречие. Любая эволюция всегда есть гетероэволюция […], как система взаимодействующих эволюций («каналов эволюции» по меткому определению Н.Н.Моисеева [20] ). Поэтому коэволюция есть момент эволюции, ведущая к появлению новой системы – носителя эволюции. Коэволюция человечества и Биосферы, как раз, по моему мнению, диалектически «снимается» переходом ее в эволюцию новой системы – ноосферы, в которой совокупный разум человечества, отдельных обществ превращается в «биосферный разум», т. е. в разум, репрезентирующий не только человечество, но и Биосферу как суперорганизм» [21] . Близкую к авторской концепции гетероэволюции Биосферы занял Г.П.Мельников, который через свои открытия в системологии приходит к выводу, что выход человечества на арену эволюции Биосферы был предустановленным и что человеческий совокупный разум и появляется как «надорган» Биосферы, выполняющий функцию ее «разума», по аналогии с тем, как мозг человека выполняет функцию «надоргана» в организме человека [22] .

Особенностью концепции ноосферы Н.Н.Моисеева является абсолютизация им дарвиновской парадигмы эволюции, закона конкуренции и механизма естественного отбора, которые он положил в основу своей теории универсального эволюционизма. Он писал в 1986 году, что за основу «теории ноосферы» «может быть принят язык дарвиновской теории» [23] . По нашей оценке, это сузило методологический базис его рефлексии, привело к отрицанию возможности регулирования социоприродных отношений. Признавая особую роль в будущем коллективного интеллекта человечества, он вводил понятие «направление», чтобы подчеркнуть, что человечество не может управлять ноосферным развитием, а только направлять по определенному руслу развитие биосферы. Думаю, что понятийная оппозиция в научном дискурсе Н.Н.Моисеева «управление – направление» есть ложная оппозиция, в котором управление трактуется очень узко, ведь «направление» – это тоже «управление», только «мягкое управление», то «мягкое управления», модель которого в свое время разрабатывал Ю.А.Шрейдер.

Важным в концепции Н.Н.Моисеева является положение о том, что становление ноосферы составит целую «эпоху ноосферы» [24] . Очевидно, именно Н.Н.Моисеев впервые продекларировал необходимость создания теории ноосферы. «И, наверное, первый шаг, который человечество должно совершить на пути перехода в ноосферу, состоит в создании теории ноосферы. Я имею в виду, – писал он, – превращение общефилософского, или, точнее, общенаучного учения В.И.Вернадского в современную теорию, т. е. в теорию, которая, обладая собственным инструментарием, позволяла оценить возможные последствия тех или иных крупномасштабных человеческих действий. И на пути создания теории ноосферы, даже, можно сказать, ее первой главой должно стать изучение мелких изменений, непрерывно происходящих в биосфере. При этом очень важно выделить факторы антропогенного воздействия и изучить их влияние на характеристики биосферы… это – путь создания системы математических моделей, имитирующих функционирование биосферы как единого организма» [25] . Интересно, что в значительной мере эту программу создания такой системы математических моделей, правда, еще далекой от завершения, реализовала в 90-х годах XX века исследовательская группа ученых АН СССР – РАН, возглавляемая К.Я.Кондратьевым (хотя он относился к учению ноосферы В.И.Вернадского скептически, и, однако, был другом Н.Н.Моисеева) [26] .

Важным моментом в поиске механизмов становления ноосферы в концепции Н.Н.Моисеева является положение о « системе Учителя». «И так куда же идти и как идти?» – задавал он себе и читателю вопрос. И отвечал, что «решающую роль здесь предстоит сыграть все тому же институту, который я назвал «Учитель». Именно этому институту наши далекие предки обязаны тем, что они стали людьми, тем, что человечество есть сегодня, всем достижениям цивилизации, своей моралью и нравственностью… Когда я слово «Учитель» пишу с большой буквы, то имею в виду всю систему воздействия на человеческое сознание, его психику, воздействия, которые оказывает на него семья, школа, общественная среда… В системе «Учитель» центральной фигурой является сам учитель. В эпоху ноосферы его личность станет играть решающую роль… Проблема строительства системы «Учитель»общепланетарная. И в наступающем веке именно ей, я думаю, будут посвящены мысли и усилия ученых и государственных деятелей, всех передовых людей, обеспокоенных будущим человеческого общества. «Мыслить по-новому»этот принцип своевременен сегодня во всех сферах деятельности» [27] (выдел. мною, С.А.). Влияние идей Н.Н.Моисеева на развитие учения ноосферы во второй половине XX века огромно. Думаю, с учетом специфических черт, характерных для моисеевской концепции ноосферогенеза, можно и правомерно говорить о локальной научной школе Н.Н.Моисеева, входящей в состав Ноосферной научной школы в России.

5. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа В. П. Казначеева

Большой и несомненно оригинальный вклад в развитие Ноосферной научной школы в России внесли В.П.Казначеев и его ученики. Автор думает, что весь комплекс научных идей и результатов, полученных В.П.Казначеевым и его соратниками и учениками, позволяет говорить о локальной ноосферной научной школе В.П.Казначеева, которая отличается от моисеевской школы и вносит свой огромный вклад в развитие Ноосферной научной школы в России.

В 80-е годы – 90-е годы В.П.Казначеев создает работы: «Учение о биосфере» (1985), посвященную анализу основных идей В.И.Вернадского, «Космическая антропоэкология» (1988), «Экология человека» (1988), «Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере» (1989), «Возможные пути ноосферного освоения приполярных территорий» (1989), «Проблемы живого вещества и интеллекта» (1995), «Проблемы человековедения» (1997), «Здоровье нации, просвещение и образование» (1996), совместно с Е.А.Спириным — «Комплексные проблемы экологии человека и социальной экологии» (1987), «Феномен человека: Комплекс социоприродных свойств» (1988), «Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения» (1991), совместно с А.В.Трофимовым — «Новые данные о взаимодействии человека с информационным полем Земли в приполярных районах» (1992), «Энерго-информационные взаимодействия в биосфере» (1992), «Проблемы новой космологии (1994), «Полевая форма живого вещества – перспектива XXI века», «Интеллект планеты как космический феномен» (1997).

Каковы главные характеристики системы воззрений научной школы В.П.Казначеева в том виде, как она сложилась в 80-е – 90-е годы XX века, и затем получила развитие в первом десятилетии XXI века, на логику происходящего ноосферогенеза?

1. Это космопланетарное измерение ноосферогенеза. Данный взгляд на ноосферогенез совпадает полностью с тем, что позже в 2006 году И.Ф.Малов и В.А.Фролов назвали «Космическим меморандумом организованности живого вещества» или «Меморандумом Вернадского-Чижевского», который А.И.Субетто в его названии был расширен и переименован в « Меморандум С.Н.Булгакова – В.И.Вернадского – А.Л.Чижевского», поскольку одним из первых заявил о космической природе хозяйства человечества на Земле С.Н.Булгаков [28] . В.П.Казначеев и Е.А.Спирин при этом подчеркнули «кардинальную противоречивость становления ноосферы и человека как ее создателя. На космопланетарный процесс ноосферогенеза, – отмечали они, – ложится печать возможного социоприродного апокалипсиса» [29] , поскольку, на что обратил внимание А.Печчеи в 1981 году, «разлаживается такой важнейший саморегулирующийся механизм, как способность природы к регенерации» [30] .

В.П.Казначеев и Е.А.Спирин в книге «Космопланетарный феномен человека» (1991) подчеркивают, что космопланетарная природа ноосферогенеза была продекларирована В.И.Вернадским и они только развивают этот «системный планетарно-космический аспект проблемы, поставленной В.И.Вернадским » [31] . «…определяя биосферу как естественно-природное явление, В.И.Вернадский в основе его видит, прежде всего, процесс – космопланетарную эволюцию Земли и деятельности живого вещества как главного фактора этой эволюции. Биосфера в условиях Земли является своеобразным вместилищем живого вещества, включая его как основу. В этом плане она предстает как сложная саморегулирующаяся космопланетарная система, новая оболочка Земли. Напомним, что географическая оболочка формируется в пространстве, входящем в области поверхности суши и океана. Биосфера же, активно поглощая солнечную энергию и космические излучения, превращает ее компоненты в высокоорганизованные живые биокосные тела» [32] (выдел. нами, С.А.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы"

Книги похожие на "Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Субетто

Александр Субетто - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Субетто - Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы"

Отзывы читателей о книге "Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.