» » » » Коллектив авторов - Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса


Авторские права

Коллектив авторов - Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса

Здесь можно купить и скачать "Коллектив авторов - Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Коллектив авторов - Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса
Рейтинг:
Название:
Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса"

Описание и краткое содержание "Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса" читать бесплатно онлайн.



Монография исследует динамику российской экономики в посткризисный период. Большое внимание уделяется изучению предпосылок развития кризиса в мировой и национальной экономике, его отраслевым и региональным проявлениям, анализу эффективности мер антикризисного регулирования на различных уровнях иерархии хозяйственной системы и обоснованию направлений посткризисного развития.

Монография базируется на материалах Всероссийской научной конференции «Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса и перехода к инновационному развитию».

Предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов, а также для специалистов, занимающихся исследованием проблем инновационного развития, экономической динамики, экономических реформ и работающих в области управления и государственного регулирования экономики.

Монография опубликована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 10-02-14033 г.

Редакционная коллегия монографии:

д-р экон. наук, проф. И.А. Максимцев, д-р экон. наук, проф. А.Е. Карлик, д-р экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольский, д-р экон. наук, проф. С.А. Дятлов, д-р экон. наук, проф. В.А. Плотников.

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Д.Н. Земляков

доктор экономических наук, профессор В.Т. Рязанов






В рамках реализации адресной модели социальной системы Российской Федерации можно выделить следующие этапы: антикризисное управление социальными процессами в обществе; достижение социальной стабильности; устойчивое развитие социальной сферы. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в социальной сфере соответствует первому этапу становления вышеуказанной модели. Управление социальными процессами в значительной степени осуществляется по принципу «пожарной команды», когда основные усилия прилагаются к решению самых неотложных проблем, представляющих угрозу существованию единого социального пространства на территории Российской Федерации.

В сложившейся ситуации Правительство России в документе «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране», принятом в декабре 1998 года, поставило на первый план оперативное решение вопросов нормализации сферы жизнеобеспечения, поддержания доходов населения, смягчения последствий финансового кризиса для населения. На этом этапе совершенствовалась нормативно-правовая база новой модели адресной социальной защиты Российской Федерации.

3. Третий этап формирования социальной политики в рамках перехода к адресной социальной системе характеризуется двумя основными тенденциями. Одна их основных черт системного изменения модели социальной политики – ее муниципализация, т. е. смещение по иерархии управления вниз, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств путем предоставления возможности в большей степени определять социальную политику на муниципальном уровне. При этом должно сохраняться единое социальное пространство на территории России путем установления федеральных минимальных гарантий в социальной области (минимальных социальных стандартов). Другой характерной чертой третьего этапа формирования социальной политики является «монетизация» социальных льгот. Данный процесс подразумевает замену основной массы социальных льгот для определенных категорий льготников ежемесячными денежными выплатами.

К основным задачам на 2010 год можно отнести разработку механизмов предоставления субсидий, которые по своему содержанию направлены на проведение мероприятий по модернизации в отраслях, но не увязаны с реформами в данных отраслях с целью стимулирования проведения социально-экономических реформ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, содействия повышению эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на решение вопросов территориального развития, а также включения в процесс социальноэкономических реформ средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На базе указанного вида субсидий предлагается разработать соответствующие механизмы финансирования, то есть сформулировать дополнительные условия их предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации, которые учитывали бы проведение реформ в соответствующих отраслях в субъектах Российской Федерации. Также предполагается разработка аналогичного механизма финансирования для отдельных субсидий, которые предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках ФЦП, в частности направленных на реформирование жилищно-коммунального хозяйства (подпрограммы в рамках ФЦП «Жилище»: «Обеспечение жильем молодых семей», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», «Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан»).

Таким образом, изменения в модели социальной политики Российской Федерации способствуют постепенной трансформации государственного патернализма в умеренно либеральную социальную систему. Только такая модель может обеспечить совпадение и непротиворечивость социальных целей и механизмов их достижения. Такая позиция находит отражение в официальной позиции Правительства России и закрепляется в государственных социальных программах.

Устойчивое развитие социальной сферы становится принципиальной особенностью перспективной стратегии социально-экономического развития России. При этом долгосрочными целями социальной политики является создание так называемого субсидиарного государства, которое предполагает: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; гарантию конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; нормализацию и улучшение демографической ситуации; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

2.7. Выбор методов регулирования в условиях преодоления кризиса: кейнсианство или монетаризм?

Вопросы, связанные с местом, ролью и функциями государства в экономике, занимали ученых с самого возникновения экономической науки. В мировой экономической литературе представлен довольно разнообразный спектр мнений касательно возможностей государственного регулирования рыночной экономики. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства – был ли это период мира или войны, бурного экономического роста или затяжного циклического кризиса, галопирующей инфляции или дефляции и др. Объективные процессы эволюции мирового хозяйства способствовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций развития экономики и разработке научно обоснованной экономической политики государства.

В процессе эволюции взглядов ученых на вопросы регулирования экономических процессов в прошлом столетии в западной науке сформировались две альтернативные концепции макроэкономического регулирования, получившие название «кейнсианство» и «монетаризм». Приверженцы кейнсианства исходили из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Поэтому требуется активное вмешательство государства в экономику посредством бюджетной, кредитно-денежной и социальной политики. В основе концепции монетаризма лежит положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. Глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году, еще раз заставил задуматься над поиском эффективных механизмов регулирования экономических процессов.

Кейнсианская концепция базируется на идеях одного из крупнейших экономистов ХХ столетия Дж. М. Кейнса. Разработанные им агрегированные модели макроэкономических показателей получили не только количественную определенность, но и собственный измеритель – деньги. Крайне скептически Кейнс относился к принципу «невидимой руки», сформулированному Смитом. Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Согласно этой теории изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство поощряет активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной фискальной политики.

Акцент в этой политике делается на совокупных расходах и их элементах. Следует отметить, что доля государственных расходов в бюджетах большинства стран мира на протяжении прошлого столетия имела устойчивую тенденцию к росту. За период с 1870 по 1996 гг. доля государственных расходов возросла в % к ВВП во Франции с 12 до 55, в Нидерландах с 9 до 50, в Германии с 10 до 49, Италии с 12 до 53, Японии с 9 до 36 и в США с 4 до 33. По данным ОЭСР, в 2006 г. доля государственных расходов в ВВП Франции составляла 54 %, Германии – 47 %, Великобритании – 45 %, США – 36 % [96] .

На протяжении 80-х и 90-х годов прошлого столетия наиболее эффективно кейнсианские методы фискальной политики использовали новые индустриальные страны Азии – Гонконг, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Тайвань. Особенно сложными проблемами Д. Кейнс считал подверженность рыночного хозяйства экономическим кризисам и безработицу. Поэтому одной из важных его заслуг является разработка основ антикризисной политики государства.

Современная трактовка кейнсианства не отрицает, а интегрирует и консолидирует в едином механизме «настройки»: финансовые инструменты регулирующие рыночные процессы; сильную финансовую политику государства; централизацию бюджетных ресурсов, используемых на цели социальноэкономического развития. Развивая идеи Д. Кейнса, его последователи в 4060-х годах прошлого столетия создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством, нередко называемую кейнсианской смешанной экономикой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса"

Книги похожие на "Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив авторов - Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса"

Отзывы читателей о книге "Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.