» » » » Спартак Никаноров - Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР


Авторские права

Спартак Никаноров - Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР

Здесь можно купить и скачать "Спартак Никаноров - Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Спартак Никаноров - Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР
Рейтинг:
Название:
Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР"

Описание и краткое содержание "Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР" читать бесплатно онлайн.



Работа является оригинальной попыткой найти систематическое разрешение противоречий между практикой образования социальных форм, создаваемых социалистической революцией при неблагоприятных условиях, и необходимым, но исторически неподготовленным, теоретическим обеспечением этой практики. Попытка проводится на примере истории возникновения, развития и угасания СССР.

Уделяется большое внимание интеллектуальной подготовке читателя к изучению, освоению и применению знаний, приведенных в работе.

Средством решения поставленной задачи является сопоставление фактографических основ интересующей практики и фактически применяемых теоретических представлений с потенциально необходимыми, но отсутствующими, теоретическими представлениями.

Это позволяет объяснить особенности образования рассматриваемых социальных форм и сделать существенные выводы, называемые «уроками СССР», для подготовки к решению задач наступающего будущего.

Рассматриваемая практика образования социальных форм описывается для трех эпох, которые называются «Эпохой Ленина», «Эпохой Сталина» и «Эпохой преемников Сталина». Полученные при этом выводы обобщаются на наступающее будущее.

В Заключении подводятся итоги проведенной работы.

Работа рассчитана на читателя, уже знающего состояние теорий социального формообразования и их отношения с практикой в этой области, или уверенного в своей способности изучать предметы, подобные тем, которые представлены в этой работе.






1.6. Разрыв между абстрактными и конкретными понятиями, используемыми в политике. Политические идеалы могут (или – могли?) зажечь передовую и образованную часть населения. Однако повседневность, всегда предельно конкретная, может длительное время, превышающее терпение населения, не иметь ничего общего с выдвинутыми идеалами. Напротив, повседневность, которая не является конкретизацией абстрактных идеалов, ведет к бытовизму и, в конечном счете, к превращению людей в полуживотных. Пока методов преодоления разрыва между абстрактным и конкретным ни в теориях предметных областей, ни в практике не предложено. Показано, что для практического применения должно быть использовано 10–20 уровней конкретизации категории. Абстракция «социализм», используемая СССР в политработе, имеет мало общего с реально достигнутыми в СССР конкретными формами социализма, которые не были определены как таковые и не имели названий. В этом смысле концепция коммунизма, утверждающая материальное благополучие, духовность и свободу, при ее реализации может приобрести форму рафинированного бытовизма. Дифференциация плохо понимаемого будущего на конкретные, доступные шаги не подготовлена. Драгоценные находки Советского Союза пока не находят действенного обобщения. Опыт России ясно показывает, что труд становится обузой, а достижением – деньги.

1.7. Проблема формирования адекватной теории движущих сил исторического развития до сих пор не только не решена, но в научно-теоретическом плане даже не поставлена.

Не известны ни законы, определяющие социогенез и жизненный цикл этих сил, ни факторы, определяющие этот процесс, ни методы оценки потенциала движущих сил исторического развития и даже измерения самого уровня этого развития и т. д. К каким неудачам в управлении историческим процессом может еще привести неразвитость этих понятий, пока остается только догадываться.

На этапе взятия власти и экспроприации частной собственности основателям СССР казалось, видимо, достаточным ограничиться указанием на пролетариат как на основную силу революции, а за всеми другими классами и социальными группами признавать их роль в революции лишь постольку, поскольку они способствовали (или противодействовали) достижению классовых интересов пролетариата. Однако изменившееся в последующий период отношение различных социальных слоев к собственности – не говоря уж о других (в т. ч. цивилизационных) сдвигах – существенно изменило сложившуюся в дореволюционное время картину движущих сил исторического процесса. А теоретическая неготовность к решению (и даже к обсуждению) возникших в результате этого проблем привела, вкупе с факторами политической борьбы, к усугублению деформирования замысла социалистического общества.

2. Взятие власти и победа в Гражданской войне

Характеристика этапа

События 1917 года

Революционные настроения широких масс (а не народовольцев) были вызваны рядом причин. Среди них – возмущение проигрышем войны с Японией, а также невыносимым разгулом взяточничества. Коррупция в России заняла первое место среди причин, препятствующих ее экономическому росту. Наибольшая коррупция – в правоохранительных государственных органах, в системе образования, в медицинском обслуживании (Н. Крижевский, В. Иноземцев). Все это и вызвало революцию 1905 года. До начала Первой мировой войны оставалось 9 лет. Германия правильно оценила слабость России.

Подготовка взятия власти большевиками началась еще до Февральской революции 1917 г. В Петрограде 14 февраля были распространены листовки. Начались отдельные выступления. 23 февраля начались антивоенные митинги в связи с поражениями России на фронте и нехваткой продовольствия, их сменили стачки и демонстрации, стычки с полицией. 25 февраля началась всеобщая забастовка. 26 февраля – бои с вызванными царскими войсками. 27 февраля – вооруженное восстание, переход войск на сторону восставших. Созданы Советы рабочих и солдатских депутатов. Большевики считали, что это движение перерастет в социалистическую революцию, а затем – в мировую революцию.

В этот же день создан Временный комитет Госдумы, который сформировал буржуазное Временное правительство. 2 марта царь Николай II отрекся от престола (через 36 лет, тоже 2 марта, был убит Сталин). 1 марта 1917 г. власть Временного правительства была установлена в Москве, в течение марта – по всей стране.

В марте 1917 г. на основе отрядов рабочих, вооруженных в феврале большевиками, была создана Красная гвардия. В Петрограде большевики организовали Комендатуру, Главный штаб, городской и районные штабы Красной гвардии. В октябре-ноябре 1917 года отряды Красной гвардии по всей России объединяли около 200 тыс. человек, в Петрограде и Москве – по 30 тысяч. В стране возникло двоевластие.

В июле 1917 г. Г. В. Плеханов утверждал, что «Упрочив свое торжество, русская революция даст могучий толчок экономическому и политическому развитию других стран».

К 1917 году Лениным было издано 7 книг: «Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов» (1894), «Развитие капитализма в России» (1899), «Что делать?» (1902), «Шаг вперед, два шага назад» (1904), «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), «Империализм как высшая и последняя стадия капитализма» (1916), «Государство и революция» (1917). Они обосновывали и разъясняли политику крайнего крыла левых сил.

Ленин с группой соратников вернулся из эмиграции в Петроград в апреле 1917 г. На вокзальной площади, стоя на броневике, он обратился к толпе встречавших его с речью, которая потом стала называться «Апрельские тезисы». Они содержали политические задачи большевиков – курс на вооруженное восстание, которое, как считали большевики, было началом перерастания буржуазной революции в социалистическую. Меньшевики в 1917 г. не влияли на ход событий, поскольку у них не было партии «профессиональных революционеров».

Ленин тогда был уверен, что передовые страны Европы созрели для мировой социалистической революции. 1 октября 1917 г. он уверенно говорил, что в Германии явно началась революция. Он считал, что мировую социалистическую революцию должна начать Россия. В 1922 г. он отказался от этих идей, приблизился к меньшевикам.

Руководство подготовкой взятия власти было сосредоточено у Ленина. Момент переворота был определен Лениным точно: «Завтра либо никогда».

Силами отрядов Красной гвардии, возглавляемых Антоновым-Овсеенко, 7 ноября 1917 г. Временное правительство было низложено в Зимнем дворце («Кто тут временные, слазь!») и распущено. Операция была проведена почти бескровно.

На Втором Всероссийском съезде Советов в 1917 г. Ленин избран Председателем Совета Народных комиссаров (СНК) – высшего исполнительного и распорядительного органа государственной советской власти. Одновременно Высший законодательный и представительный орган советской власти – ВЦИК – возглавил Свердлов, ближайший сподвижник Ленина. При этом Петроградский Совет рабочих и крестьянских депутатов фактически находился под контролем Л. Д. Троцкого.

При подготовке и проведении переворота убеждения основателей СССР заключались в немногих принципах, имевших характер лозунгов: «ликвидация частной собственности», «экспроприация экспроприаторов», «землю – крестьянам, фабрики и заводы – рабочим», «немедленное прекращение войны», которые в этот момент имели важное политическое значение, но не определяли ни новых действий, ни новых организационных форм общества. Существенным было понимание основателями СССР настроения и поступков отдельных лиц, групп и слоев населения, которое позволяло выбрать эффективные формы политики. Поддержка исходила от широких кругов населения, с которыми еще до переворота велась многолетняя политическая работа.

Успех переворота, особенно его бескровность, показали, что никаких специальных знаний, кроме уроков истории, для фактического овладения властью не требуется. Требуются вооруженные силы, точное оперативное руководство и решительные действия. Сложившаяся перед переворотом ситуация, точно отслеживаемая Лениным, привела к необходимости внезапного, как для основателей СССР, так и для Временного правительства, восстания. Поэтому у основателей не было времени для подготовки решений о действиях после переворота, у Временного правительства не было времени подготовить противодействие. Задачи, следующие за переворотом, – формальное учреждение нового государства и другие – рассматривались после переворота.

Ленин одобрил создание в декабре 1917 года во главе с Ф.Э. Дзержинским Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией, саботажем и антисемитизмом.

Главная задача, которую после захвата власти решали основатели СССР, состояла в распространении их реальной власти на всю территорию России, в то время как формальное закрепление власти нужно было еще подготовить. К тому же опыт Парижской коммуны 1870 г. ясно им показывал, что буржуазия сделает все возможное, чтобы до последнего человека уничтожить внезапно возникших «преобразователей» общества. Поэтому большевики стремились установить власть Советов солдатских депутатов в действующей армии, что поможет создать Красную армию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР"

Книги похожие на "Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Спартак Никаноров

Спартак Никаноров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Спартак Никаноров - Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР"

Отзывы читателей о книге "Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.