» » » » Ирина Пигулевская - История, мифы и боги древних славян


Авторские права

Ирина Пигулевская - История, мифы и боги древних славян

Здесь можно купить и скачать "Ирина Пигулевская - История, мифы и боги древних славян" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Мифы. Легенды. Эпос, издательство Центрполиграф, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Пигулевская - История, мифы и боги древних славян
Рейтинг:
Название:
История, мифы и боги древних славян
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-227-02888-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История, мифы и боги древних славян"

Описание и краткое содержание "История, мифы и боги древних славян" читать бесплатно онлайн.



Славяне — один из самых многочисленных народов на планете. Они оставили заметный след в исторических событиях Европы и Азии на протяжении тысяч лет. Однако вопросов в их истории очень много. Откуда они пришли в Европу и приходили ли вообще? Кем были венеды — славянами или кельтами? Был ли единым язык славянских племен? Как произошли сами эти племена? Кем был вещий Олег? И как выглядит пантеон славянских богов?..

Многие ученые пытаются ответить на все эти вопросы, но каждый имеет свою точку зрения и выдвигает свои гипотезы. В этой книге читатель не найдет подробного разбора каждой из них, но будут упомянуты многие гипотезы, чтобы можно было представить, какие точки зрения существуют на затронутые вопросы. Книга написана доступным языком и будет интересна широкому кругу читателей, от взрослых любителей истории до детей, заинтересовавшихся языческими богами.






Русь от росомонов, племени, враждовавшего с причерноморскими готами.

Русь от роксаланов — ираноязычного племени Северного Причерноморья начала нашей эры.

Русы от борусков — племени, жившем на правом берегу в среднем течении Танаиса (Дона).

Русы от пруссов — поморских литовских племён.

Русы от ругов — племени то ли германского, то ли северо-иллирийского происхождения, жившего во II веке на балтийском побережье (о. Рюген) до переселения туда готов из Скандинавии. Писали о таком средневековые немецкие хронисты. Руги, варианты: роги, русы, розы, руци, руяны, рутены. В последней форме закрепилось в научной латыни: Ruthenia — Россия.

Русь от первого лена (владения) Рориха Ютландского, называвшегося Рустинген.

Русь от Руслаген — названия южного побережья Швеции («пристань гребцов, участников гребного похода»).

Следует сказать, что названия Русь и Рось (Россия) хоть и различаются одной буквой, но по всем правилам языка не могут произойти одно от другого. «Рос-» восходит к «рьс-», а «рус-» к дифтонгам ои, ей или аи. Совершенно невероятно для славянских диалектов того времени чередование о/у или ь/у. Варианты с «о» происходят из Византии, поскольку для греческого языка чередования о/у тогда вполне нормальны.

Восточные славяне и русы в языческое время

Самое известное и полное описание жизни предков восточных славян сделал академик Б.А. Рыбаков в своем труде «Язычество древних славян». Он пишет, что уже со II века н. э. обнаруживается «резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в свое время создала приднепровские сколотские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси — Среднего Поднепровья». Быстро росла торговля с античным Римом. Славяне экспортировали зерно, ведь основу их хозяйственной жизни

составляло земледелие. Славяне выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. Земледелие было подсечным, то есть выжигался участок леса и затем зерно сеяли прямо в золу. Очищенный от леса участок истощался после 3–4 лет обработки, и приходилось вырубать новые участки леса, а иногда и уходить на новое место жительства. Брошенная подсека не обрабатывалась лет 15.

Часть зерна продавали в Рим, часть оставляли для себя и перемалывали на мукомольнях с жерновами. Строили специальные хлебные печи. Также славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, лошадей, занимались охотой и рыболовством. Из ремесел были широко развиты кузнечное и литейное дело. Они изготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костяные предметы обихода.

По результатам археологических исследований можно сказать, что в VI веке славяне (склавины и анты) жили небольшими поселениями, в каждом из которых насчитывалось около десятка домов. В них жили небольшие семьи, которые вели общее для всех жителей хозяйство. У них были хозяйственные постройки общего пользования: сараи, хранилища, погреба. Они стояли чуть в стороне от жилищ.

Жилища представляли собой полуземлянки, на пол-метра-метр углубленные в землю. Напротив входа складывалась печь из камней, иногда грубо оттесанных. Камни складывались без связующего раствора, и когда горел огонь, дым выходил между камней.

К VII–VIII векам славянские племена расселились по всей покрытой лесами и болотами территории по Днепру и его притокам, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Обычно свои поселения они строили вдоль рек. На этих территориях уже жили прибалтийские и финно-угорские племена. Пришельцы-славяне постепенно ассимилировали его. Достаточно сказать, что до XVI, ато и XVII в. население Москвы по летописям и церковным метрикам писалось русским и носило православные имена, а по антропологическим исследованиям захоронений было почти сплошь финно-угорским.

Славяне, обитавшие на лесном севере, строили маленькие городища, за которыми и укрывались, а славяне лесостепи жили в ничем не огражденных больших селах. Эти поселения тянулись по берегам рек на 1–1,5 км. Наряду с обычными жилищами площадью 10–20 кв. м. строились большие дома-огнища площадью 100–120 кв. м. Они стояли по соседству с другими домами и предназначались, вероятно, уже не для большой семьи-задруги, а для челяди.

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Из огородных культур: репа, капуста, морковь, свекла, редька.

Поскольку восточные славяне в большинстве своем жили в лесной и лесо-степной зонах, то активно применялось подсечно-огневое земледелие. Лес на определенной площади вырубался и сжигался, пни выкорчевывались, зола после костра становилась удобрением. На таком поле 2–3 года выращивали рожь, овес или ячмень, потом участок забрасывали (поскольку земля истощалась) и корчевали новый.

В степных районах применялось переложное земледелие, там сжигали не деревья, а травы и кустарники.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, начинают использовать плуг с железным лемехом, тягловый скот и деревянную coxy.

Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).

При отдельном расселении семья или род обрабатывала столько земли, сколько могла поднять: свободных земель было много.

Если строилось городище, то лучшими считались участки земли как можно ближе к нему. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями. (То же самое сохранилось в крестьянской общине вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.)

Были у славян также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.

Кузнечное дело было в основном связано с земледелием, с производством сельскохозяйственных орудий. Из болотных и озерных руд производили железо в примитивных глиняных горнах (ямах).

Внешняя торговля была завязана на Балтийско-Волжский путь, по которому в Европу поступало арабское серебро, и на путь «из варяг в греки», связывавший византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Основой рода у славян была малая семья, а объединялись семьи в соседскую (территориальную) общину — вервь. Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI–VIII веках. Община просуществовала вплоть до начала XX века, и это было связано с тем, что большой объем сельскохозяйственных работ мог произвести только большой коллектив. При этом сельскохозяйственные работы нужно было сделать менее чем за полгода (от 4–4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5–6 месяцев в районе Киева).

С VIII века у восточных славян распространяются укрепленные поселения — «грады». Древнейшие из них были центрами племен. В них жили племенная знать, воины, ремесленники и торговцы.

В начале IX века усиливается дипломатическая и военная активность восточных славян. В самом начале IX века они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. — на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии.

Русы и славяне в описаниях восточных авторов

Много описаний славян и русов находится у восточных авторов. И описания эти достаточно любопытны, чтобы привести их здесь.

Вот что пишут различные восточные авторы IX–XI веков о русах:

«Русы проживают на острове, размер которого три дня пути в длину и ширину. На острове — чащи, заросли, земля — сырая. Царя русов называют каган. Русы — народ многочисленный. Русы нападают на славян, продают их в качестве рабов в Хазаране и Булгаре, грабят припасы славян, чтобы этими припасами кормиться самим. У русов — обычай оставлять в наследство имущество только дочери; если у руса рождается сын, отец вручает ребёнку меч, заявляя: это — твоё наследство, отец приобрёл мечём своё достояние, так и ты должен поступать. У русов нет недвижимого имущества, деревень, пахотных полей, их занятие — меховая торговля; за меха они берут чеканные монеты, которые прикрепляют к своим поясам. Русы опрятны, заботятся о своей одежде, так как занимаются торговлей; мужи их носят золотые браслеты. Русы оказывают почёт гостям и хорошо обращаются с чужеземцами, которые ищут у них приюта, они не позволяют никому обидеть гостя или чужеземца, защищают их. Русы мужественны и смелы, походы совершают не на конях, а на кораблях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История, мифы и боги древних славян"

Книги похожие на "История, мифы и боги древних славян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Пигулевская

Ирина Пигулевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Пигулевская - История, мифы и боги древних славян"

Отзывы читателей о книге "История, мифы и боги древних славян", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.