Алексей Подъяпольский - Пропавшая история

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пропавшая история"
Описание и краткое содержание "Пропавшая история" читать бесплатно онлайн.
В предлагаемой читателю книге автор пытается приподнять завесу тайны над рядом таких спорных сюжетов отечественной и зарубежной истории, как убийство царевича Дмитрия в Угличе, дело княжны Таракановой и Пугачёва и др., а также ответить на вопрос о причине русских побед на льду Чудского озера и в Куликовской битве, даёт неординарную трактовку роли и места Сергия Радонежского в русской истории. Суждения автора, хотя подчас и спорны, отличаются свежестью взгляда на затрагиваемые им проблемы, а вопросы, которые он задаёт себе и читателю, — новизной постановки.
Книга адресована широкому кругу читателей.
В 1245 году в столицу империи Каракорум был вызван князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Ярослав Всеволодович прибыл в Каракорум через Золотую Орду в дни, когда на престоле империи утверждался Гуюк, враг Батыя.
В Каракоруме знали, что Ярослав Всеволодович является на Руси «ставленником» Батыя, а «друг нашего врага — наш враг», это и решило судьбу князя. Он был отравлен и умер в Каракоруме 30 сентября 1246 года.
Но после отъезда Ярослава Всеволодовича из Золотой Орды Батый получил известие, что русский князь будет отравлен в Каракоруме, — вот подтверждение того, что Батый внимательно следил за событиями в империи с помощью информаторов, что позволяло ему вовремя реагировать на события.
Батый немедленно отрядил гонца, чтобы предупредить Ярослава Всеволодовича, но тот опоздал. Это беспокойство за судьбу русского князя косвенно свидетельствует о том, что Ярослав Всеволодович действительно был ставленником Батыя и вдобавок хан Золотой Орды относился к нему даже с симпатией.
На путь от Золотой Орды до Каракорума уходило минимум 3 месяца, следовательно, отец Александра Невского выехал от Батыя примерно в середине июня. Батый получил весть из Каракорума не раньше конца июля, иначе гонец догнал бы князя и предупредил бы его об опасности — скорость передачи информации в огромной империи Чингисхана была гораздо выше, чем скорость передвижения торговых караванов и иностранных посольств.
Такое беспокойство Батыя о судьбе русского князя как-то не увязывается с тем, что в том же 1246 году в Орде был убит черниговский князь Михаил Всеволодович. Этот случай стал хрестоматийным, подтверждающим жестокость Батыя и всех остальных татарских ханов, однако хотя подробности этого преступления известны, но их никогда и никто не пытался рассмотреть внимательно. Вот и попробуем это сделать.
Князь Михаил Черниговский и боярин Фёдор, согласно монгольскому обычаю, должны были перед шатром Батыя пройти сквозь огонь костра и поклониться «кусту и солнцу». Они отказались исполнить «поганский» обряд, за что тут же на месте были зверски убиты ханскими телохранителями. В конце того же года к Батыю приезжает Александр Невский с братом, вызванный в Каракорум. Ему предписывается исполнить тот же обряд, и Александр Невский также отказывается это сделать. Ханская охрана запрашивает Батыя: что делать? Ответ приходит мгновенно: пропустить без исполнения обряда.
Как говорят историки, ссылаясь на русские летописи, убийств русских князей в Орде было немало, но почему при одинаковых обстоятельствах одного русского князя убили, а другого пропустили?
Михаилу Черниговскому было в 1246 году 67 лет, Александру Невскому — 25, оба были русскими князьями и согласно обычаям той эпохи должны были быть одеты примерно одинаково — и не только одеты. Князья носили одежду с длинными полами и рукавами, которые при прохождении через «огонь костра» могли если не вспыхнуть, то затлеть, однако главной причиной отказа была боязнь повредить не одежду, а… бороду.
Достаточно вспомнить остриженные в Каракоруме бороды послов Батыя, и можно понять, что именно повреждения своих бород и боялись русские князья, ведь идти через огонь нужно было с опущенными руками, в этом случае незащищённую бороду обязательно бы опалило, что по тогдашним обычаям явилось бы для князя неслыханным позором. Вот почему князья отказались пройти «поганский» обряд, даже рискуя своей жизнью — честь была дороже!
Батый знал об этом, поэтому Невского и пропустили без обряда, к тому же он был сыном убитого в Каракоруме его «ставленника», Ярослава Всеволодовича. Ещё хан знал, что Невский смог уничтожить в одном сражении 400 рыцарей, с которыми татарам пришлось столкнуться в Европе. Батый помнил по боям в Европе, что свалить в бою даже одного рыцаря стоило больших потерь, а сын Ярослава «завалил» аж четыреста. Поэтому хан Золотой Орды мог отнестись к Александру даже с некоторым уважением, как к талантливому полководцу, однако с Михаилом Черниговским дело могло обстоять иначе.
В 1238 году Михаил Черниговский княжил в Киеве, при вторжении на Русь татар бежал в Венгрию, вернувшись лишь много позже уничтожения Киева и своего родного Чернигова, после чего поехал в Орду. И тут, по мнению Батыя, этот трус вдруг начал выпячивать свою честь, которую он потерял, бросив в трудную минуту своих подданных, — вот и убили князя Михаила в Орде «позорной смертью» согласно татарским обычаям, ударяя пяткой против сердца.
А сын покойного князя Ярослава хотя и не сталкивался в бою с татарами, но чести своей нигде не запятнал, так за что же его убивать?
Мало того, Батый знал или предполагал, что обоих Ярославичей могут в Каракоруме убить, как убили их отца. Поэтому он задержал князей у себя на целый год в качестве почётных гостей и лишь в конце 1247 или в начале 1248 года разрешил им ехать в столицу империи.
Братья прибыли в Каракорум весной 1248 года, когда великий хан Гуюк, замысливший поход против Батыя, мог уже «скоропостижно» умереть. В империи тут же началась борьба за освободившийся великоханский престол, и всем стало не до русских князей. Пробыв бесполезно в Каракоруме целый год, Ярославичи едут обратно опять через Золотую Орду. Теперь Батый их не задерживает, однако он обязательно должен был встретиться с Невским и обстоятельно расспросить о положении в столице. В начале 1250 года князья благополучно вернулись на Русь.
В 1263 году, через восемь лет после смерти Батыя, Александр Невский будет отравлен в Золотой Орде, но татарские ханы здесь уже будут ни при чём. Теперь же ещё раз взглянем на Батыя.
Рыцарское отношение к героически погибшему Евпатию Коловрату и его уцелевшим воинам, к киевскому воеводе Димитрию, до последнего сражавшегося за Киев, ненависть к нему подчинённых ему татарских командиров; попытка предупредить об опасности Ярослава Всеволодовича и спасение его сына Александра Невского, даже убийство утратившего свою честь Михаила Черниговского — все эти данные косвенно свидетельствуют о том, что разоритель Руси хан Батый отличался от остальных «цепных псов» империи Чингисхана умением разбираться в психологии людей. И это качество могло быть обусловлено наличием у него образования и более высокой культуры.
О культуре хана свидетельствует и его жалоба Угедею на оскорбления командиров частей — Батый пытался действовать по закону и совести, но на такие вещи в империи Чингисхана никто внимания не обращал…
Образование и культура стали для него трагедией — Батый видел творящееся в империи страшное зло, понимал, что это приведёт империю к гибели, и ничего не мог изменить. Поэтому он и пил, что было отмечено европейцами, но образование, полученное от китайских советников Чингисхана и заключавшееся в умении прекрасно понимать психологию своих необразованных подданных, а также умение мыслить логически позволили Батыю держать Золотую Орду в «ежовых рукавицах», что также не прошло мимо европейцев.
После похода в Европу Батый должен был понять, что в империи его не любят именно за образование и культуру, поэтому он и не претендовал на верховную власть в ней открыто, предпочитая выдвигать на ханский престол родственников, того же Менгу. Но после расправы со своими врагами в начале правления Менгу Батый мог несколько успокоиться, полагаясь на «своего» верховного хана. Именно это спокойствие, видимо, стоило ему жизни — во все эпохи различные протеже всегда старались избавиться от своих «опекунов» и стать полновластными правителями — так было везде, в том числе и в Азии. Явно не случайно Батый умер в возрасте 47 лет и уж точно не случайно единственным из всех Чингизидов был похоронен вне Монголии в тайной могиле — в империи его даже после смерти недолюбливали.
Яблоко от яблони недалеко падает — гласит русская пословица. Но иногда случается, что из яблока вдруг начинает прорастать хороший побег, однако ему никогда не дают вырасти многочисленные «дички», что и произошло с внуком Чингисхана Батыем. Ничего удивительного в этом нет — «серое» большинство всегда с опасением смотрит на тех, кто намного превосходит его в образовании и культуре. Если же этот человек вдобавок был руководителем и лидером, то ненависть к нему может пережить поколения и эпохи, будучи основана на свидетельствах современников, которые в абсолютном большинстве мало чем отличались от дикарей, для которых слова «образование и культура» являются либо пустыми звуками, либо препятствиями на пути к личным корыстным интересам…
Всё вышесказанное ни в коем случае не претендует на какое-либо историческое открытие, а является примером того, что при изучении истории всегда необходимо учитывать психологию людей прошедших эпох.
ЛитератураЧивилихин В. Память. М., 1993.
Шишов А. Александр Невский. Ростов-на-Дону, 1999.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пропавшая история"
Книги похожие на "Пропавшая история" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Подъяпольский - Пропавшая история"
Отзывы читателей о книге "Пропавшая история", комментарии и мнения людей о произведении.