» » » » Елена Самоделова - Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций


Авторские права

Елена Самоделова - Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций

Здесь можно купить и скачать "Елена Самоделова - Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Самоделова - Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций
Рейтинг:
Название:
Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций"

Описание и краткое содержание "Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций" читать бесплатно онлайн.



До сих пор творчество С. А. Есенина анализировалось по стандартной схеме: творческая лаборатория писателя, особенности авторской поэтики, поиск прототипов персонажей, первоисточники сюжетов, оригинальная текстология. В данной монографии впервые представлен совершенно новый подход: исследуется сама фигура поэта в ее жизненных и творческих проявлениях. Образ поэта рассматривается как сюжетообразующий фактор, как основоположник и «законодатель» системы персонажей. Выясняется, что Есенин оказался «культовой фигурой» и стал подвержен процессу фольклоризации, а многие его произведения послужили исходным материалом для фольклорных переделок и стилизаций.

Впервые предлагается точка зрения: Есенин и его сочинения в свете антропологической теории применительно к литературоведению. Обстоятельно и подробно рассматривается новаторская проблематика: феномен человека как основа литературного замысла и главный постулат философии творчества. Поставленная задача решается с привлечением не только множества опубликованных и архивных данных, но и многочисленных фольклорно-этнографических и историко-культурных текстов, лично собранных исследователем в ходе многолетних полевых экспедиций в Рязанскую область, в том числе и на «малую родину» С. А. Есенина.






Но и в тех сочинениях Есенина, в которых прямо не назван Иисус Христос, а лишь угадывается его незримое присутствие, автор совершает попытку утвердить себя как талантливого литератора: «Говорят, что я скоро стану // Знаменитый русский поэт . // Воспою я тебя и гостя» (I, 116–117 – «Разбуди меня завтра рано…», 1917). Через два года Есенину стало казаться, что ему удалась попытка стать единственным и непревзойденным в своем роде: «Русь моя! Деревянная Русь! // Я один твой певец и глашатай » (I, 153 – «Хулиган», 1919).

Любой талантливый поэт творит новые миры, правит создаваемой им поэтической вселенной: в ней он царит как Бог. На этом основании (которое иногда превратно трактуется обыкновенными людьми, далекими от поэзии и не постигающими нюансов психологии художника-творца) Есенин, по свидетельству современников, иногда позволял себе «выкрики» вроде следующих: «Я бог!», «Я всё». [801]

Идея творчества, равная по значимости акту божественного первотворения и на новом этапе развития – творческому переделу мира и нового строительства, с «пафосом отрицания» провозглашена в «Инонии» (1918): «Даже Богу я выщиплю бороду // Оскалом моих зубов… Я иным тебя, Господи, сделаю, // Чтобы зрел мой словесный луг!» (II, 62). Запечатленное в «маленькой поэме» состязание с первотворцом в обустройстве Вселенной и даже богостроительство – сотворение иного Бога, – все эти идеи не только, что называется, «витали в воздухе» в революционную эпоху 1917–1918 гг., но уже имелись в фольклоре. В есенинских строках ощутима аллюзия на поговорку о счастливом человеке: «Он сумел ухватить Бога за бороду». [802]

Для воплощения идеи сотворения кумира из собственной личности показательно то обстоятельство, что поэт рассуждает с самим собой отстраненно, как с другим человеком, причем даже не с двойником, но при этом оставаясь в русле своей прежней юношеской логики, применяемой им ранее к образам Христа и Будды – «Я есть ты»: «Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, // Подымать глаза…» (I, 132 – «Проплясал, проплакал дождь весенний…», 1917).

Эту же черту есенинского характера – стремление создать нечто особо громадное и значимое, сотворить кумира из своего «я» при всей скромности житейского быта, непритязательности к бытовым условиям – подметил современник Ю. Н. Либединский:

...

А ведь все это сделал один поэт – Сергей Есенин! И при этом он был до такой степени чужд всякого фанфаронства и жречества, что можно было подумать, будто творческий подвиг дается ему легко и просто. [803]

Давняя традиция в буквальном смысле носить на руках героев в какой-то момент вошла в жизнь Есенина. Л. М. Клейнборт передал слова очевидца поэтического вечера в Петрограде в 1923 г.: «Но только Есенин перешел к стихам, в зале водворилась тишина. Кончилось же все тем, что его вынесли из зала на руках». [804]

Однако Есенин был довольно-таки критичен к себе, как минимум, по двум критериям оценки: 1) как к поэтической личности; 2) как к принадлежащему к поэтам вообще. Эта точка зрения отражена по крайней мере в двух стихотворениях: «На кой мне черт, // Что я поэт!.. // И без меня в достатке дряни» (II, 162 – «Мой путь», 1925); в сравнении с петухом как образом поэта – «И зачем в такую рань // Он поет – дурак и дрянь? // Но коль есть в том смысл и знак, // Я такой, как он, дурак» (IV, 280 – «Синий день. День такой синий…», 1925). Естественно, такое пренебрежительное отношение Есенина к себе как к представителю «поэтического племени» свидетельствовало исключительно о его самокритичности и никак не отразилось на всемирном признании его как величайшего поэта ХХ века, одного из лучших стихотворцев России.

Притягательность отрицательного персонажа

Есенин, питая несомненную слабость к «разбойничьей тематике», тем не менее характеризует лирического героя («автобиографическое Я») как наделенного асоциальными качествами лишь в незначительной степени: «Я всего лишь уличный повеса » (I, 165 – «Я обманывать себя не стану…», 1922). Поэт создает отрицательный персонаж методом «от противного» и отграничивает его деятельность от самых страшных преступлений, тяжких смертных грехов: « Не злодей я и не грабил лесом, // Не расстреливал несчастных по темницам» (I, 165 – «Я обманывать себя не стану…», 1922); «Не такой уж горький я пропойца » (I, 179 – «Письмо матери», 1924).

И все-таки поэт подчеркивает унаследованную родовую привязанность к буянству, генетическую предрасположенность к бунтарству, наследуемость отрицательных черт: « Непокорный разбойный сын » (II, 73 – «Пантократор», 1919). Возобновление негативных черт в потомках, их повторяемость в сыновьях и передача из поколения в поколение свидетельствует о «разбойничьем типаже» как одном из воплощений национального типа. Есенин даже усматривал наличие данного свыше человеку внутреннего стержня бунтарства: « Дух бродяжий! » (I, 163 – «Не жалею, не зову, не плачу…», 1921).

В сочинениях Есенина выстроен огромный семантический ряд асоциальных типов, осознающих свое противоречие с обществом и поданных от первого лица: «Только сам я разбойник и хам // И по крови степной конокрад » (I, 154 – «Хулиган», 1919); «Если не был бы я поэтом, // То, наверно, был мошенник и вор » (I, 155 – «Все живое особой метой…», 1922); «Отчего прослыл я шарлатаном? // Отчего прослыл я скандалистом? » и «Я московский, озорной гуляка » (I, 165, ср. 166 – «Я обманывать себя не стану…», 1922); «Чтил я грубость и крик в повесе » (I, 189 – «Ты такая ж простая, как все…», 1923) и др.

Поэтом воспеты активность, напористость, агрессивность, заложенные в детстве и пронесенные через всю жизнь: «Отражается прежняя удаль // Забияки и сорванца » (I, 155 – «Все живое особой метой…», 1922); «Все явилось, как спасенье // Беспокойного повесы » (I, 193 – «Дорогая, сядем рядом…», 1923); «Прокатилась дурная слава, // Что похабник я и скандалист » (I, 185 – «Мне осталась одна забава…», 1923).

Любимый и наиболее частотный персонаж есенинской лирики – хулиган (I, 173, 187, 203, 225, 234). Он возведен до вселенских масштабов и осмыслен на уровне стихии: «Плюйся, ветер, охапками листьев, // Я такой же, как ты, хулиган» (I, 153 – «Хулиган», 1919).

Известно, что отрицательный персонаж всегда активен и потому выглядит более убедительно в художественной литературе. Идеал «от противного» привлекает Есенина как средоточие главных жизненных устремлений – это вечный странник и первооткрыватель, соприродный типаж в стихийных проявлениях мироздания:

Позабуду поэмы и книги,

Перекину за плечи суму,

Оттого что в полях забулдыге

Ветер больше поет, чем кому.

Провоняю я редькой и луком

И, тревожа вечернюю гладь,

Буду громко сморкаться в руку

И во всем дурака валять.

И не нужно мне лучшей удачи,

Лишь забыться и слушать пургу,

Оттого что без этих чудачеств

Я прожить на земле не могу

(I, 161–162 – «Не ругайтесь! Такое дело…», 1922).

Идея «хулиганского позерства» Есенина, многообразно воплощенная им в творчестве, была также неоднократно и по-разному претворена в жизни. Хотя и не возведенная в ранг какого-нибудь определенного обряда, она проявлялась в окказиональном ряженье. Вот как описал характерный случай «хулиганского ряженья» Есенина М. Д. Ройзман в неопубликованном варианте воспоминаний (январь 1926):

...

Мы стали подыматься по лестнице. Вдруг Сергей наклонился ко мне и сказал, что хочет напугать буфетчицу. Он растрепал свои волосы, «сделался пьяным», и мы, поддерживая его под руки, повели наверх. Увидав буфетчицу за прилавком, он рванулся от нас и «страшным» голосом сказал ей, что сейчас перебьет все бутылки.

Буфетчица ахнула и нырнула за прилавок. Мы засмеялись. Тогда он спокойно подошел к зеркалу, поправил волосы, надел шляпу и, увидав, что буфетчица испуганно смотрит на него, – приподымая шляпу, сказал по-английски: «good bye!».

Буфетчица только руками развела. [805]

Критики возводили «есенинское хулиганство» в тип писательской личины, условной литературной маски, добровольно надетой на себя поэтом в знак наследования исконных национальных традиций бунтарства. Так, А. К. Воронский отмечал в 1924–1925 гг.:

...

Есть в этом опоэтизировании забулдыжничества нечто от деревенского дебоша парней, от хулиганства, удали, отчаянности, от неосмысленной и часто жестокой траты сил, а это, в свою очередь, связано с нашей исторической пугачевщиной и буслаевщиной. При этом забулдыжничество, юродиво сочетается со смиренностью, молитвой и елеем: нигде нет столько разбойных и духовных песен, как в нашем темном прошлом. [806]

Критик прослеживает постепенное изменение и трансформацию разбойничьей тематики на протяжении творческого пути Есенина: «Если раньше Есенин в кабацком пропаде и угаре старался “не видеть лицо роковое” и “подумать хоть миг о другом”, бравировал и пытался опоэтизировать кабацкое лихо, то теперь, позже, он все чаще и упорней подчеркивает пустоту, бесцельность и бессмысленность этого лиха». [807] Аналогично размышлял Д. Н. Семёновский: «Есенин надел маску хулигана и скандалиста». [808]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций"

Книги похожие на "Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Самоделова

Елена Самоделова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Самоделова - Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций"

Отзывы читателей о книге "Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.