» » » » Моисей Радовский - Александр Попов


Авторские права

Моисей Радовский - Александр Попов

Здесь можно скачать бесплатно "Моисей Радовский - Александр Попов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Моисей Радовский - Александр Попов
Рейтинг:
Название:
Александр Попов
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2009
ISBN:
ISBN 978-5-235-03288-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Александр Попов"

Описание и краткое содержание "Александр Попов" читать бесплатно онлайн.



Имя А. С. Попова (1859–1905) золотыми буквами вписано в историю русской и мировой науки. Результатом его многолетних опытов в области радиосвязи стало создание в 1895 году первого в мире радиоприемника. Приоритет Попова в этой области оспаривается на Западе, где создателями радио считают других ученых — Г. Маркони, О. Лоджа, Н. Теслу. Прояснить причины этого, восстановить справедливость в отношении русского изобретателя, показать пути, приведшие его к эпохальному открытию, помогает самая полная на сегодняшний день биография Попова, написанная известным историком науки М. И. Радовским. Настоящее издание книги, выходящее к 150-летию со дня рождения ученого, актуализировано и дополнено новыми материалами.

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «КУЛЬТУРА РОССИИ».






Ближайшее знакомство с историей Минного офицерского класса убеждает в том, что не случайно именно в его стенах была одержана одна из величайших научно-технических побед XIX века. Сохранившиеся документы и материалы свидетельствуют о существовании здесь условий, благоприятствовавших смелым научно-техническим начинаниям. Следует поэтому несколько подробнее остановиться на этом учебном заведении.

Уже при начальных попытках практического применения электрического тока обнаружились его незаменимые свойства для взрывного дела. В России первые опыты в этой области были сделаны П. Л. Шиллингом (1786–1873)[246], а затем, в более широких масштабах, Б. С. Якоби, который с 1830-х годов, за три с лишком десятилетия до учреждения Минного офицерского класса, в течение ряда лет занимался вопросами использования гальванизма (как тогда называли учение об электрическом токе) для военных целей[247]. Первые отряды русских военных электротехников именовались «гальваническими командами», а специалисты, имевшие дело с электрическими запалами, — гальванерами[248].

И другие области электротехники оказались в военном деле необходимыми. Так, например, помимо электрических аккумуляторов, исключительно важное значение для флота приобретало специальное электрическое освещение. Для подготовки электромехаников старые гальванические команды оказались уже недостаточными; потребовались специальные учебные заведения. Таким учебным заведением в морском ведомстве и явился Минный офицерский класс, основанный в 1874 году. Ему было поручено наряду с минерами готовить также электротехников. Таким образом, Минный офицерский класс явился первым электротехническим учебным заведением в России, выпускавшим высококвалифицированных специалистов-электриков.

Командование флота не могло не учесть того, как широко и глубоко внедряется новая область техники в морском деле, в котором электротехника становится неотъемлемой частью. Поэтому по «Положению»[249] «для постоянной и неразрывной связи класса с флотом» училище должно было находиться в Кронштадте. На первых порах это было связано с большими трудностями, пока училище не получило возможность иметь штатных преподавателей, работающих исключительно в морском ведомстве[250]. Тем не менее к преподаванию в училище были привлечены лучшие специалисты из столицы, которые, обучая слушателей класса, в то же время готовили себе замену из своих помощников-ассистентов, специально предусмотренных штатным расписанием. Класс готовил преподавателей и из числа своих воспитанников; некоторые из них заняли потом в нем руководящее положение. Е. П. Тверитинов, например, в течение многих лет заведовал учебной частью, или, как тогда говорили, был инспектором[251].

Подготовка преподавателей изучаемых в классе дисциплин, наряду со специалистами-минерами и электротехниками, также имела решающее значение в смысле создания школы с собственным направлением. Но нужда в педагогическом персонале, постоянно живущем в Кронштадте, порождалась еще теми трудными условиями, в которые попадали преподаватели, приезжавшие на лекции из Петербурга. Через четверть века после открытия Минного офицерского класса его первый начальник В. П. Верховский[252], выступая на юбилейном собрании, поделился своими воспоминаниями и рассказал о том, как в первые годы существования класса во время распутицы приходилось добираться до Кронштадта на утлой рыбацкой лодке. «Пробыв около трех часов в море, — читаем мы в отчете о юбилейном торжестве, — причем дело доходило до „необходимости в помощи“, преподаватели, испытав своим телом температуру воды и льда, прямо направлялись читать лекции»[253].

Во главе Минного офицерского класса стоял заведующий, назначаемый особым приказом по морскому ведомству из состава командиров минного отряда. Вначале в класс ежегодно принимались всего двадцать слушателей из числа офицеров флота, поступавших в училище без экзамена. Это были так называемые «обязательные слушатели». Кроме них допускались и «вольнослушатели» из числа морских офицеров. В первый же год их было в классе в несколько раз больше, чем «обязательных слушателей» (70 человек)[254].

Курс обучения длился всего шесть с половиной месяцев — с 1 октября по 15 апреля (впоследствии он был значительно расширен, когда был введен так называемый дополнительный курс). После экзаменов и учебного плавания успешно окончившие курс определялись минными офицерами на суда флота. Вначале в классе изучались все три предмета. На первом месте стояла электротехника — «Экспериментальный и практический курс электричества, гальванизма и магнетизма». За ним следовал курс взрывчатых веществ и специальный курс о подводных минах. При классе была еще минная школа, в которой обучалось 40 человек, «избираемых из комендоров последнего выпуска, хорошо грамотных и знающих арифметику». Это была учебная команда, готовившая нижних чинов — матросов-минеров и унтер-офицеров этого рода оружия.

Попов пришел в Минный офицерский класс на десятом году его существования. За это время класс успел зарекомендовать себя высококвалифицированным преподавательским составом, в среде которого были специалисты-электротехники, способные решать исключительно сложные (для того времени) задачи. В те годы важнейшей новой технической проблемой прикладного применения электричества было электрическое освещение, которое начало уже широко применяться, вначале, правда, только в публичных зданиях — ресторанах, зрелищных залах и т. п. Электроосветительные установки были главным потребителем вырабатываемой электрической энергии и электромагнитные генераторы тока часто даже назывались «машинами для освещения». Первые такие опыты поручались специалистам из Минного офицерского класса. То, что в наши дни мог бы сделать любой электромонтер, в те времена было необычайно сложным, трудоемким и громоздким предприятием. Следующие строки, повествующие о пятом учебном годе Минного офицерского класса, характеризуют тогдашний уровень электротехники: «Минной части поручено было к предстоящему Георгиевскому празднику осветить электрическим освещением Михайловский манеж, для чего были сняты с 12 катеров динамо-машины, паровые поршни и котлы, а также 2 динамо-машины с судов, и на барже все отправлено 15 ноября (1878 г.) в Петербург. За 4 дня до праздника была получена из Парижа машина для 6 свечей Яблочкова и освещение ими устроено впервые в Петербурге, при этом лейтенант Тверитинов, устанавливавший это освещение, удостоился благодарности е. в. Эта грандиозная для того времени работа была в очень короткое время, и притом весьма удачно, выполнена минными офицерами, инженерами-механиками и минерами. Всего в манеже установлено 14 прожекторов и 6 свечей Яблочкова. После освещения манежа та же машина для 6 свечей Яблочкова установлена в Зимнем дворце, и 2 декабря произведены опыты освещения в присутствии государя императора Александра II»[255].

Но поистине грандиозной была произведенная через пять лет иллюминация Кремля во время коронации Александра III, где электрическое освещение в больших для того времени масштабах было установлено теми же воспитанниками Минного офицерского класса и школы. Это был экзамен на зрелость, и экзамен очень строгий и суровый. В России тогда не верили, что отечественные специалисты справятся со столь сложной и ответственной задачей. Надо только вспомнить, какую помпезность придавали царским коронациям, на которые съезжались высокопоставленные особы со всех концов мира. Перед ними надо было блеснуть всем великолепием придворных торжеств, и для этого никаких средств не жалели. Так как электрическое освещение наибольшие успехи делало в США, на родине Эдисона, то обратились к американской фирме с предложением взять на себя организацию иллюминации Кремля и всей Красной площади. Однако сумма, которую фирма запросила — миллион рублей, — показалась непомерной даже расточительному министерству двора. Поневоле пришлось вспомнить о Минном офицерском классе, питомцы которого еще за пять лет до того доказали, что приобрели квалификацию, соответствующую самым строгим требованиям. Они это доказали и теперь; при этом обнаружилось, что оборотистые американцы запросили сумму, в пятнадцать раз превышавшую фактические расходы[256].

Во введении к «Истории Минного офицерского класса» достигнутые результаты вполне справедливо расцениваются как исключительно важные: «После успехов минеров на Дунае[257] это была вторая, но мирная, победа Минного офицерского класса, обратившая на него общее внимание, подтвердившая правильность ведения дела и характеризовавшая минных офицеров флота как знатоков своего дела, высоко поддерживающих русское имя»[258].

Занятия в классе начались 1 октября 1874 года лекцией профессора Ф. Ф. Петрушевского, на которой присутствовали высшие чины флота. Профессор имел ассистента, руководившего практическими занятиями и демонстрировавшего на лекциях опыты. Место такого ассистента сначала занимал А. С. Степанов. Впоследствии он заменил Ф. Ф. Петрушевского, вынужденного из-за болезни отказаться от курса, который он читал в течение шести лет — до 1880 года[259].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Александр Попов"

Книги похожие на "Александр Попов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Моисей Радовский

Моисей Радовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Моисей Радовский - Александр Попов"

Отзывы читателей о книге "Александр Попов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.