» » » » Михаил Ципоруха - Вокруг света под парусами


Авторские права

Михаил Ципоруха - Вокруг света под парусами

Здесь можно купить и скачать "Михаил Ципоруха - Вокруг света под парусами" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство М.: Вече, 2012.— 288 с: ил., год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Ципоруха - Вокруг света под парусами
Рейтинг:
Название:
Вокруг света под парусами
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-9533-6242-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вокруг света под парусами"

Описание и краткое содержание "Вокруг света под парусами" читать бесплатно онлайн.




Книга рассказывает о кругосветных плаваниях российских военных моряков на парусных судах в первой половине XIX века — экспедициях И. Ф. Крузенштерна и О. Ф. Лисянского на шлюпах «Надежда» и «Нева», М. П. Лазарева на корабле «Суворов», О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик», В.М Головнина на шлюпе «Диана», Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» и многих других. Читателей ожидают встречи со многими замечательными российскими географами, исследователями океанов, адмиралами, офицерами, матросами, учеными-натуралистами, беззаветно служившими Отечеству и мировой науке.








Михаил Ципоруха


ВОКРУГ СВЕТА ПОД ПАРУСАМИ


ПРЕДИСЛОВИЕ

В 2011 г. исполняется 205 лет со времени завершения первого кругосветного плавания русских моряков. Впервые в истории андреевский флаг на борту трехмачтовых шлюпов «Надежда» и «Нева» русские моряки пронесли последовательно по просторам Атлантического, Тихого и Индийского океанов. В ходе этого кругосветного плавания корабли впервые побывали в ряде отдаленных районов Мирового океана, проводя научные наблюдения за состоянием погоды, течениями, определяя географические координаты местонахождения кораблей, склонение магнитной стрелки, уточняя географические координаты известных островов и полуостровов, описывая их побережье, а иногда и предпринимая поиски гипотетических земель. Правда, во время этих плаваний были открыты и ряд неизвестных до того времени островов, рифов и мелей, более того, в ходе последующих кругосветных плаваний был открыт целый ледовый материк — Антарктида.

Русских моряков в первом таком плавании не могли остановить ни жестокие тайфуны, ни тропическая жара, а в последующих плаваниях и ледяные айсберги… И это было только начало знаменательных кругосветных и полукругосветных плаваний русских моряков на парусных кораблях в первой половине XIX в., в ходе которых им приходилось не раз проявлять смелость, упорство и высокую морскую выучку.

Всего за этот период русскими моряками было совершено 28 кругосветных плаваний, из них по западному маршруту (вокруг мыса Горн из Атлантического в Тихий океан, а затем от тихоокеанских земель в Индийский океан, а далее вокруг мыса Доброй Надежды в Атлантику) —12 и по восточному (вокруг мыса Доброй Надежды и затем — мыса Горн) —16. Кроме того, было совершено более 10 полукругосветных плаваний, когда корабли шли на Дальний Восток и там оставались или возвращались в Кронштадт по тому же маршруту, по которому приплыли на Дальний Восток.

Важно, что во время большинства из этих плаваний командный состав кораблей проявлял мужество, стойкость и выдержку, стараясь в ходе их принести максимум пользы науке и обществу, а рядовой и старшинский состав проявлял лучшие качества, свойственные русскому моряку — смелость, стойкость и умение переносить все тягости длительных плаваний в самых различных климатических районах от тропиков до суровых областей Арктики и Антарктики.

Хочется верить, что их пример благотворно повлияет на мышление читателей. Особенно молодых, которые задумываются над тем, как строить жизнь, с кого брать пример. Так что в добрый путь, дорогие читатели, и семь футов под килем в этом, надеюсь, занимательном плавании по страницам истории морских путешествий.

Глава 1


ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

И оснащен, и замыслами полный,

Уже готов фрегат твой растолкнуть

Седых морей дымящиеся волны

И шар земной теченьем обогнуть.

Под бурями возмужествуй упрямо!

Пусть вал визжит у мощного руля!

Вот Азия — мир праотца Адама!

Вот юная Колумбова земля!

Владимир Венедиктов. 1852

Мысли о посылке военных кораблей из Кронштадта на Дальний Восток океанским маршрутом возникли у руководства российского В.М.Ф еще в начале 30-х гг. XVIII в. Уже в 1732 г. генерал-инспектор флота и адмиралтейств вице-адмирал Николай Федорович Головин (в следующем году произведен в адмиралы и назначен президентом Адмиралтейств-коллегии) во время подготовки Второй Камчатской экспедиции под руководством капитан-командора Витуса Беринга подал императрице Анне Иоанновне «представление» о посылке в северную часть Тихого океана русских военных кораблей.

В этом «представлении» Головин отметил, что капитан-командор Беринг, посланный на Камчатку по сухопутью через Сибирь, сможет выйти в море для плавания на восток по тихоокеанским водам в поиске неизвестного северо-западного побережья Северной Америки не раньше, чем через 4 года после выезда из Петербурга, так как должен добраться до Охотска, построить там суда и на них доплыть до Камчатки, а затем только выйти в Тихий океан. А первые сведения о результатах такого плавания могут быть получены в Петербурге приблизительно через 6 лет (на самом деле Беринг выехал из Петербурга в 1733 г. и вышел в плавание по Тихому океану только в 1741 г., т. е. почти через 8 лет, а Петербург вести о результатах плавания достигли еще через год).

Головин предлагал «в будущую весну [в 1733 г. — Авт.] отправить отсюда [из портов Балтийского моря. — Авт.] в Камчатку через море два фрегата военные российские с ластовым судном [транспортом — Авт] на которых положить всякого провианту в запас на год или больше, по рассуждению, которые имеют иттить отсюда через большое море окиян кругом Капагона [мыса Горн. — Авт.] и в Зюйдовое море [центральная часть Тихого океана. — Авт.] и между Японских островов даже до Камчатки. И оный путь оные фрегаты могут учинить во время одиннадцати месяцев или меньше, понеже галанские корабли всякий год до Японских островов ходят и назад в осмнадцать и в шестнадцать месяцев возвращаются… никого бояться в том вояже и на тех морях не надобно, ибо те… фрегаты снабжены быть надлежат каждый по малой мере по сороку пушек… А другие там народы, японцы и китайцы, таких кораблей с пушками не имеют, а когда те фрегаты в Камчатку прибудут, тогда оные могут снабдить командора Беринга… нужнейшими припасами, и по прибытии тех оных способнее без всякого опасения везде ходить и выискивать всякие земли и острова будут. Когда же те суда возвратятся благополучно, то надлежит тогда во всякой год отсюды оных в Камчатку посылать по два фрегата». Как станет ясно в дальнейшем, принцип желательности посылки в дальние и неизвестные моря одновременного двух судов выдерживался в ходе многих дальнейших русских кругосветных плаваний.

Головин отметил большую выгоду исследования Америки, «ибо имеются там мины [рудники. — Авт.] пребогатые, как серебряные, так и золотые, о которых еще неведомо (а как известно есть), какую пользу получает королевство Гишпанское, Аглинское и Португальское». Вице-адмирал еще раз напомнил о желательности установления торговых отношений с разными народами Тихоокеанского региона и, в частности, с японцами.

Главную же пользу от посылки военных кораблей в Тихий океан он видел в том, что русские моряки «будут непрестанно обучаться морской практике и от того всегда… флот будет снабжен добрыми и искусными людьми, с которыми и адмиралу или какому командиру в случае войны выйтить против неприятеля будет несумнительно и не так, как ныне есть». Он считал, что в «один такой путь [в Тихий океан. — Авт.] могут те офицеры и матрозы обучиться более, нежели при здешнем [Балтийском. — Авт.] море в 10 лет».

Головин отметил, что отправление в поход на Тихий океан фрегатов не будет стоить дорого, так как все равно команды судов, которые «в гаванях здесь гниют и ни в какой государственной пользе не употребляются», приходится одевать и кормить.

Он докладывал, что «те фрегаты надлежит послать и отправить отсюда в удобное время, а именно в июле месяце… сие время назначается (для некоторых морских резонов), которые могут показаны быть, когда за потребно изобретено то отправление фрегатов будет». И, действительно, впоследствии большинство русских парусных кораблей, совершивших кругосветные плавания, обычно выходили из Кронштадта в июле — августе.

В завершение «представления» вице-адмирал обратился к императрице со следующей просьбой: если его предложение принято будет, то назначить его «во оный путь следовать, и быть в том предводителем, ежели другого к тому более способного офицера в службе… не сыщется» [1, с 143,144].

Но в то время предложения вице-адмирала Николая Федоровича Головина не были приняты. Сам он уже в звании адмирала в 1742 г. во время Русско-шведской войны (1741–1743) был главнокомандующим войсками и флотом, успешно оборонявшим Петербург. В 1744 г. он уехал на лечение в Германию и скончался в следующем году в Гамбурге.

О необходимости доставки нужного оборудования и товаров для новых колоний России в Северо-Западной Америке высказывались и наиболее проницательные владельцы купеческих компаний, организовавшие там промысел пушного зверя. Так, известный предприниматель Григорий Иванович Шелихов, основавший в 1784 г. первое русское поселение на о. Кадьяк у берегов Аляски, и чья торговая компания стала одной из основ созданной в 1799 г. знаменитой Российско-американской компании (РАК), около 1785 г. подал Иркутскому генерал-губернатору проект, в котором предлагал мая избежания дороговизны и убытков, и вообще худого доставления… тяжелых, в цене же дешевых вещей… отправление сие делать морем, кругом света… от города Архангельска или Санкт-Петербурга» [1, с 144].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вокруг света под парусами"

Книги похожие на "Вокруг света под парусами" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Ципоруха

Михаил Ципоруха - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Ципоруха - Вокруг света под парусами"

Отзывы читателей о книге "Вокруг света под парусами", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.