» » » Оринэ Фидорович - Социология. Шпаргалки


Авторские права

Оринэ Фидорович - Социология. Шпаргалки

Здесь можно купить и скачать "Оринэ Фидорович - Социология. Шпаргалки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство АСТ, Сова, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Оринэ Фидорович - Социология. Шпаргалки
Рейтинг:
Название:
Социология. Шпаргалки
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-271-4603
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология. Шпаргалки"

Описание и краткое содержание "Социология. Шпаргалки" читать бесплатно онлайн.



В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Социология». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета.

Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.






Сначала социологи составляют общий эскиз программы , где указывают тему, цель и основные задачи предполагаемого исследования.

Она обычно включает в себя: методологическую часть – формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, выдвижение гипотез и задач исследования; методическую часть – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки.

Методологический раздел программы включает: 1) формулировку и обоснование программы; 2) указание цели; 3) определение объекта и предмета исследования; 4) логический анализ основных используемых понятий; 5) гипотезы и основные задачи исследования.

Методический раздел программы включает: 1) изложение методов сбора первичной социологической информации; 2) определение поля изучения обследуемой социальной совокупности; 3) логическую структуру инструментария для работы над первичными материалами и их компьютерной обработки.

Любое социологическое исследование начинается с выявления научной проблемы, которая может быть связана с:

· противоречиями реальной действительности (развития социальных систем, процессов и состояний);

· неизученностью тех или иных социальных явлений, событий;

· «конфликтом интерпретаций», когда социальные факты описываются и объясняются противоречиво, причем каждая из научных позиций недостаточно убедительна.

Объект – это часть действительности, нуждающаяся в социологическом познании. Предмет исследования – это определенные аспекты объекта, наиболее полно выражающие исследуемую проблему и подлежащие изучению, взаимосвязь проблемы и объекта исследования.

9. Социология в системе гуманитарных наук

Человеческое общество является объектом изучения многих наук, каждая из которых изучает свой предмет – отдельные сферы общественной жизни – и располагает своими категориями и методами. Современное обществознание представляет собой широко разветвленную систему знаний; социология развивается в постоянной взаимосвязи с другими науками: изучает общество в целом; законы функционирования и развития общества, установленные в социологии, применяются во всех гуманитарных науках; множество теорий и исследований создано и проведено совместно с другими науками (социально-экономические, социально-политические и другие исследования).

Социология имеет много общего с историей , поскольку изучает жизнь общества, но отличается от нее тем, что изучает то, что происходит сейчас (де фактум), а история – после того как что-то произошло (постфактум). Образуется социология истории, которая дает социологический анализ исторического процесса.

Общей чертой социологии и философии является то, что они рассматривают общество в целом. Но при этом социальная философия рассматривает общество как часть мироздания, а социология исследует само общество, явления, которые в нем происходят. Социология опирается на итоги, обобщенные результаты общественных наук, социальная философия опирается на достижения специальных наук. Поэтому социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Проблематика наук тоже совпадает.

Взаимосвязь социологии и политологии в том, что социальная организация и институты являются субъектами и объектами политики; политическая деятельность – важная форма и часть жизни человека; политика существует во всех сферах жизни и, как правило, определяет развитие общества. Каждая из наук имеет свой метод и предмет и по-разному рассматривает различные общественные явления.

Экономика изучает экономическую деятельность людей в социальных процессах; исследует только одну сторону общественной жизни, а социология исследует широкие закономерности в обществе в целом.

Пограничная дисциплина социальная психология является подтверждением тесной связи социологии и психологии. Прикладная социология соприкасается с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления .

В отличие от других наук, основной целью изучения общества в социологии является повышение уровня жизни человека.

10. Теоретические предпосылки социологии

Социология вышла из недр философии и является отчасти гуманитарной, отчасти социальной наукой. Весомый вклад в развитие социологии внесли как направления (социологические перспективы), ориентирующиеся на так называемый сциентизм (количественная методология, операционализация понятий, эмпирическая проверка гипотез, измерение и т. п.), в частности структурный функционализм и физикализм, так и направления, ориентирующиеся на так называемый гуманицизм (признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, главенствующей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальности бытия человека и т. д.), как, например, символический интеракционизм, феноменологическая социология и др.

Социология вбирает в себя понятия и конкретные результаты других наук, статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории. В конце XIX – начале XX в. социологами становились крупные ученые, выпускники факультетов права, экономики, политэкономии и философии. Из философии в социологию пришли такие понятия-категории, как «общество», «человек», «ценности», «индивид», «прогресс», «развитие» и др. Из сферы театральной жизни пришло ключевое понятие «роль», а из юриспруденции – «статус». Экономисты дали социологии свои термины: «капитал», «деньги», «прибыль», «рента», «товар» и др. Социологи внесли свои слова – социализация, девиантность, делинквентное поведение, интеракция. Их становится все больше.

Социология принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам. Ее двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, науку об объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтах. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека.

Социология – это пересечение гуманитарных знаний и социальных наук. Она занимает центральное место и выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам. Социология выполняет функцию философии для этих наук, т. к. дает им знания о структуре и законах развития общества в целом.

11. Социальное знание в эпоху античности

С древнейших времен человека интересовали проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Первыми социологами античности были Платон и Аристотель (IV в. до н. э.).

Социальные взгляды Платона отражены в трудах «Государство», «Законы», «Политика». В «Государстве» Платон утверждает, что главной причиной появления общества стала необходимость объединения, поскольку иначе люди не могли удовлетворить свои насущные потребности. По Платону, нужно стремиться к созданию идеальной общественной системы, управлять которой в соответствии с принципами разума и целесообразности должна интеллектуальная элита. Общество будет пребывать в состоянии хаоса, пока в нем не установится твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом и не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов. Наиболее стабильным может быть общество, разделенное на три сословия: первое (высшее), управляющее государством и состоящее из мудрецов (принадлежность к сословию обусловлена социальным происхождением); второе (среднее), включающее воинов, охраняющих государство от беспорядка и смуты; третье (низшее), состоящее из ремесленников и крестьян.

Платон предложил следующую классификацию форм власти: 1) аристократия (власть избранных); 2) монархия; 3) тимократия (власть воинов); 4) олигархия (власть группы богачей); 5) демократия (в том числе охлократия – власть толпы); 6) тирания; 7) идеальное государство.

Правильными типами государственного устройства Платон считал аристократию и монархию, остальные пять форм считал неправильными. Идеального государства в реальности быть не может.

Аристотель оплотом порядка считал средний класс. Он выделил еще два класса: богатую плутократию и лишенных собственности бедняков. По Аристотелю, наиболее эффективное управление обществом достижимо в случае, когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатых ограничены, а средний класс является наиболее многочисленным и сильным. Ученик Платона, Аристотель стал впоследствии противником учителя. Свои социальные взгляды Аристотель изложил в трактате «Политика», который стал первым сочинением на социальную тематику, предваряемым обширным эмпирическим исследованием. В основе государства Аристотель предполагал семью, в которую включал и рабов. Идеальным государственным устройством Аристотель считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою рабовладельцев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология. Шпаргалки"

Книги похожие на "Социология. Шпаргалки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Оринэ Фидорович

Оринэ Фидорович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Оринэ Фидорович - Социология. Шпаргалки"

Отзывы читателей о книге "Социология. Шпаргалки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.