Карл Маркс - Собрание сочинений, том 26, ч.1

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений, том 26, ч.1"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений, том 26, ч.1" читать бесплатно онлайн.
Двадцать шестой том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса содержит «Теории прибавочной стоимости» Маркса, образующие четвертый том «Капитала».
[14)] Граф Дестют де Траси [Вульгарная концепция происхождения прибыли. Провозглашение «деятельных капиталистов» единственными производительными работниками в высшем смысле слова]
[400] Le Comte Destutt de Tracy. Elemens d'ideologie. IV-e et V-e parties. Traite de la volonte et de ses effets. Paris, 1826 (первое издание вышло в 1815 году).
«Всякий полезный труд действительно производителен, и всякий трудящийся класс общества одинаково заслуживает названия производительного» (стр. 87).
Но в этом производительном классе Дестют де Траси различает
«трудящийся класс, непосредственно производящий все наши богатства» (стр. 88),
т. е. то, что Смит называет производительными рабочими.
Напротив, бесплодный класс состоит из богачей, потребляющих свою земельную или денежную ренту. Это — «праздный класс».
«Действительно бесплодный класс — это класс праздных людей, занятых исключительно тем, что они живут, как говорится, по-благородному, на продукты до них выполненного труда, которые либо овеществлены в земельном участке, сдаваемом ими в аренду, т. е. в наем, тому или иному работнику, либо же состоят из денег или вещей, отдаваемых ими взаймы за известное вознаграждение, что тоже представляет собой сдачу в наем. Это настоящие трутни пчелиного улья (fruges consumere nati{42})» (стр. 87). Эти праздные люди «могут тратить только свой доход. Если они расходуют [401] свой капитал, то последний ничем уже не возмещается, и их потребление, — после того как оно на короткий срок далеко вышло за свои пределы, — совершенно прекращается» (стр. 237).
«Доход этот представляет собой… не что иное, как вычет из продуктов деятельности трудящихся граждан» (стр. 236).
Как же обстоит дело с теми работниками, которых непосредственно применяют эти «праздные люди»? Поскольку эти последние потребляют товары, они потребляют не прямо труд, а продукты труда производительных рабочих. Речь здесь, следовательно, идет о тех работниках, труд которых покупается праздными людьми в порядке непосредственного расходования их дохода; стало быть, о работниках, получающих свою заработную плату непосредственно из дохода, а не из капитала.
«Так как люди, которым он» (доход) «принадлежит, праздны, то ясно, что они не управляют никаким производительным трудом. Все оплачиваемые ими работники имеют своим единственным назначением доставлять им наслаждения. Наслаждения эти, разумеется, различного рода… Расходы всего этого класса людей… кормят многочисленное население, существование которого они обеспечивают, но труд которого совершенно бесплоден… Некоторые из этих расходов могут быть более или менее полезны, как, например, постройка дома, мелиорация земель. Но это — исключения, благодаря которым праздные люди становятся на время руководителями производительного труда. За этими маловажными исключениями, все потребление этого рода капиталистов во всех отношениях является, с точки зрения воспроизводства, чистой потерей и представляет собой соответствующий вычет из произведенного богатства» (стр. 236).
{Политическая экономия в собственно смитовском духе рассматривает капиталиста только как персонифицированный капитал, как Д — Т — Д, как агента производства. Но кто же должен потреблять производимые продукты? Рабочий? Нет, не рабочий. Сам капиталист? Но тогда он выступает как крупный потребитель, как «праздный человек», а не как капиталист. Владельцы земельной и денежной ренты? Но они не воспроизводят того, что ими потребляется, и этим они наносят ущерб богатству. — И тем не менее, есть два правильных пункта в этом противоречивом взгляде, который усматривает в капиталисте лишь реального собирателя сокровищ, в отличие от того иллюзорного собирателя сокровищ, каким является собиратель сокровищ в собственном смысле этого слова: 1) капитал (а отсюда и капиталист, его персонификация) рассматривается только как агент, содействующий развитию производительных сил и производства; 2) здесь сказывается точка зрения восходящего капиталистического общества, для которого имеет значение не потребительная стоимость, а меновая стоимость, не потребление, а богатство. Потребляющее богатство представлялось излишней роскошью восходящему капиталистическому обществу, пока это последнее само не научилось соединять эксплуатацию с потреблением и не подчинило себе потребляющее богатство.}
«Чтобы найти, как образуются эти доходы» (на которые живут праздные), «всегда нужно восходить к деятельным капиталистами (стр. 237, примечание). «Деятельные капиталисты» — второй род капиталистов — «включают всех предпринимателей любой отрасли хозяйства, т. е. всех тех людей, которые, имея капиталы… употребляют свои способности и свой труд на то, чтобы самим использовать их, вместо того чтобы отдавать их взаймы другим людям, и которые поэтому живут не на заработную плату и не на доходы, а на прибыли» (стр. 237).
У Дестюта — как уже и у А. Смита — ясно обнаруживается, что кажущееся превознесение производительных рабочих на самом деле представляет собой лишь превознесение «деятельных капиталистов» в противоположность земельным собственникам и тем денежным капиталистам, которые просто живут на свой доход.
«Деятельные капиталисты держат… в своих руках почти все богатства общества… Эти люди расходуют в течение года не только ренту с этих богатств, но и самый капитал, а иногда они проделывают это и несколько раз в год, если дела идут достаточно быстро, чтобы это было возможно. Ибо, так как они в качестве деловых людей производят расходы только для того, чтобы эти расходы вернулись к ним с прибылью, их прибыли тем значительнее, чем больше они при этом условии могут расходовать» (стр. 237–238).
Что касается их личного потребления, то оно таково же, как и личное потребление праздных капиталистов. Но оно
«в общем умеренно, так как деловые люди обычно скромны» (стр. 238). Иное дело их производственное потребление. «Оно отнюдь не является окончательным; оно возвращается к ним с прибылью» (там же). Их прибыль должна быть достаточно велика не только для их «личного потребления, но также и» для оплаты «ренты с земель и с денег, которые они получили в пользование от праздных капиталистов» (стр. 238).
Здесь Дестют прав. Земельная рента и денежная рента представляют собой лишь «вычеты» из промышленной прибыли, те части последней, которые деятельный капиталист отдает из своей валовой прибыли земельным собственникам и денежным капиталистам.
«Доходы праздных богачей — это лишь ренты, взимаемые с производства; только производство и создает эти доходы» (стр. 248). Деятельные капиталисты «за ренту нанимают их» (т. е. праздных капиталистов) «земли, их дома, берут взаймы их деньги и пользуются всем этим таким образом, что извлекают отсюда прибыли, превышающие размеры этой, ренты» [стр. 237], т. е. ренты, уплачиваемой ими бездельникам и составляющей, стало быть, только часть этих прибылей. Эта рента, уплачиваемая ими таким путем праздным капиталистам, является «единственным доходом этих праздных людей и единственным фондом их ежегодных расходов» (стр. 238).
До сих пор все идет хорошо. Но как же обстоит дело с «наемными людьми»? (с производительными рабочими, которых применяют деятельные капиталисты?).
«Они не обладают никаким другим сокровищем, кроме своего повседневного труда. Этот труд доставляет им заработную плату… Но откуда берется эта заработная плата? Ясно, что из имущества тех, [402] кому наемные рабочие продают свой труд, т. е. из фондов, заранее находящихся во владении нанимателей и представляющих собой не что иное, как накопленные продукты прежде выполненных работ. Отсюда следует, что хотя потребление, оплачиваемое этими богатствами, и является потреблением наемных рабочих в том смысле, что оно поддерживает именно их существование, но в сущности оплачивают его не они, или, во всяком случае, они оплачивают его только из тех фондов, которые заранее находятся в руках их нанимателей. Их потребление следует, таким образом, рассматривать как потребление, осуществляемое теми, кто их содержит на жалованье. Они только и делают, что одной рукой берут, а другой отдают обратно… Не только все то, что они» (наемные рабочие) «расходуют, но и все то, что они получают, следует рассматривать как действительный расход тех, кто покупает их труд, и как собственное потребление этих последних. Это настолько верно, что для решения вопроса о том, причиняет ли это потребление больший или меньший ущерб наличному богатству или, наоборот, способствует его увеличению… необходимо знать, как капиталисты употребляют покупаемый ими труд, ибо от этого зависит все» (стр. 234–235).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений, том 26, ч.1"
Книги похожие на "Собрание сочинений, том 26, ч.1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл Маркс - Собрание сочинений, том 26, ч.1"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений, том 26, ч.1", комментарии и мнения людей о произведении.