» » » » Максим Коломиец - Сухопутные линкоры Сталина


Авторские права

Максим Коломиец - Сухопутные линкоры Сталина

Здесь можно купить и скачать "Максим Коломиец - Сухопутные линкоры Сталина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Максим Коломиец - Сухопутные линкоры Сталина
Рейтинг:
Название:
Сухопутные линкоры Сталина
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-699-34275-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сухопутные линкоры Сталина"

Описание и краткое содержание "Сухопутные линкоры Сталина" читать бесплатно онлайн.



Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.






Судьба трех изготовленных Т-29 сложилась по-разному. Т-29-5 был разобран в 1938 году. В том же году эталонный образец Т-29 был перевооружен пушкой Л-10. После начала советско-финляндской войны этот танк отремонтировали, и 13 февраля 1940 года он «убыл в распоряжение АБТВ 13-й армии». Однако о боевом применении этой машины в ходе этого конфликта ничего не известно.

Летом 1941 года Т-29-4 и эталонный Т-29 числились среди «боевых музейных и трофейных машин» НИБТ полигона. 22 сентября 1941 года Т-29-4 вместе с рядом других машин полигона был отправлен в Казань, а эталонный Т-29 остался. 8 октября 1941 года он в составе роты Семенова убыл в распоряжение командования Можайского укрепрайона. В ноябре 1941 года Т-29 встречается в ведомости машин 22-й танковой бригады, ведущей бои в районе Павловский Посад. Дальнейшая судьба машины неизвестна.

Эталонный образец танка Т-29, перевооруженный 76,2-мм пушкой Л-10.

Лето 1938 года. Поручневая антенна с башни демонтирована.

Танки Т-28 в войсках

Первым получил на вооружение танки Т-28 2-й отдельный танковый полк Ленинградского военного округа, затем – 1, 3 и 4-й танковые полки. 12 декабря 1935 года эти полки развернули в отдельные тяжелые танковые бригады (ттбр), состоящие из трех линейных танковых батальонов, учебного батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений. Бригады дислоцировались: 1-я ттбр – Белорусский военный округ (г. Смоленск), 4-я ттбр – Киевский военный округ (г. Киев), 5-я ттбр – Харьковский военный округ (г. Харьков) и 6-я ттбр имени С.М. Кирова – Ленинградский военный округ (ЛВО) (г. Слуцк). Причем 5-я ттбр была смешанного состава, наряду с Т-28 в ней были и тяжелые танки Т-35. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 года бригады выделили в Резерв Главного Командования. Они предназначались для качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укрепленных позиций противника. В соответствии с этим велось и обучение танкистов. Подготовка танкистов на Т-28 осуществлялась во 2-й запасной танковой бригаде Л ВО, Орловском бронетанковом училище, а также на Ленинградских бронетанковых курсах усовершенствования командного состава.

Т-28 преодолевает ров на учениях. Белорусский военный округ,

1 – я тяжелая танковая бригада, лето 1936 года.


Небезынтересно привести «Расчет боевого экипажа танка Т-28» по состоянию на январь 1936 года:

«Командир танка (лейтенант) – помещается в главной башне № 1 справа от орудия у перископа. Ведет огонь из ДТ, заряжает при помощи радиста орудие, командует танком.

Техник танковый младший (воентехник 2 ранга) – помещается в передней части танка в отделении управления. Непосредственно управляет движением танка, отвечает за его техническое состояние. Вне боя руководит подготовкой механиков-водителей и моториста.

Механик-водитель (старшина) – помещается в башне № 2, ведет огонь из пулемета, обеспечивает уход за мотором.

Командир артиллерийской башни (младший командир взвода) – помещается в башне № 1 слева, ведет огонь из 76-мм орудия. Отвечает за состояние вооружения танка. Вне боя руководит подготовкой пулеметчиков.

Командир пулеметной башни № 3 (отделенный командир) – помещается в башне № 3, ведет огонь из пулемета. Обеспечивает уход за ходовой частью танка.

Радиотелеграфист (отделенный командир) – помещается в башне № 1, обслуживает радиостанцию, в бою помогает заряжать орудие.

Механик-водитель младший (младший командир вывода) – находится вне танка. Обеспечивает постоянный уход, чистку и смазку трансмиссии и ходовой части в предбоевой обстановке и после боя.

Моторист (младший технический состав) – находится вне танка. Обеспечивает постоянный уход за мотором, его чистку и смазку».

Первые маневры с участием Т-28 прошли в ЛBO в январе 1934 года. В них принимало участие 15 танков. Самое большое количество Т-28, одновременно задействованных в маневрах – 52 машины 1-й тяжелой танковой бригады во время учений Белорусского военного округа 8—17 октября 1936 года. В докладе об этом говорилось:

«Танками пройдено 250 километром за три дня боя. Мы имеем хорошие отзывы из частей о тактико-технических характеристиках Т-28, однако в части качества машин Кировский завод сделал еще не все».

ТанкТ-28 на учениях по преодолению препятствий. Белорусский военный округ,

1-я тяжелая танковая бригада, лето 1936 года.


Еще одним мероприятием, в котором регулярно участвовали танки Т-28, были парады. Начиная с 1934 года и до начала Великой Отечественной войны они регулярно 1 мая и 7 ноября проходили по Красной площади в Москве, площади имени Урицкого (ныне Дворцовая) в Ленинграде (ныне Петербург) и по Крещатику в Киеве. Количество Т-28, участвовавших в парадах, обычно не превышало 20 машин в Москве и по 10–12 в Ленинграде и Киеве.

По состоянию на 1 января 1938 года в Красной Армии имелось 262 танка в следующих частях и соединениях:

Харьковский военный округ: 5-я ттбр (г. Харьков) – 16;

Приволжский военный округ:

Ульяновское бронетанковое училище – 1; Казанские пехотные курсы – 2;

Ульяновское училище особой техники – 2;

Киевский военный округ: 4-я ттбр (г. Киев) – 80;

Московский военный округ:

ВАММ имени Сталина – 5;

Орловское бронетанковое училище – 3; Горьковское бронетанковое училище – 1; отдельная химическая рота 2-го стрелкового корпуса – 1;

НИБТ полигон – 3;

Ленинградский военный округ:

6-я ттбр им. Кирова (г. Слуцк) – 57;

2-я запасная танковая бригада – 6;

Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава – 4;

Ленинградское училище танковых техников – 3;

Белорусский военный округ: 1-я ттбр (г. Смоленск) – 65;

Вне округов: Кировский завод – 2 (в ремонте) и не отправленных новых танков —11.

В 1939 году тяжелые танковые бригады перешли на новый штат, а также сменили нумерацию: 5-я стала 14-й, 4-я – 10-й, 1-я -21-й, а 6-я – 20-й им. Кирова.

В сентябре 1939 года состоялось боевое крещение танков Т-28. В составе войск Украинского и Белорусского фронтов две тяжелые бригады – 10 и 21-я – участвовали в «освободительном походе» Красной Армии в Польше.

К моменту перехода частями Красной Армии советско-польской границы – 17 сентября 1939 года – в составе 10-й тяжелой танковой бригады, которой командовал полковник Иванов, числилось 98 Т-28, 30 БТ-7, 10 ХТ-26 и 19 бронемашин. В оперативном отношении бригада подчинялась командующему Винницкой армейской группы Украинского фронта. По первоначальному плану перевозка бригады в район сосредоточения у государственной границы должна была закончиться 15 сентября, но из-за несвоевременной подачи эшелонов выгрузка последних подразделений прошла только 19 сентября, когда боевые порядки бригады находились под Львовом.

К моменту перехода границы 10-я тяжелая танковая бригада имела в своем составе два танковых батальона и разведывательную роту (58 Т-28 и 20 БТ-7), а остальные части были еще в пути.

В 10.00 17 сентября 1939 года 10-я танковая бригада перешла границу, форсировав реку Збруч в районе Молчанувка, а в 13.00 командир Винницкой армейской группы комкор Голиков отдал приказ: ударом с востока по шоссе Воло-чиск – Тарнополь овладеть Тарнополем. Для усиления бригады на броню танков посадили батальон пехоты. В 18.30 в Тарнополь вошел 1-й батальон Т-28, а в 19.30 – 2-й батальон с пехотой, и до наступления темноты танкисты разоружали польские части, а также захватили переправы через реку Серет.

К утру 18 сентября подошли еще две роты Т-28, запоздавшие с выгрузкой. В это же время по приказу комкора Голикова бригада вошла в состав танковой группы, возглавляемой комбригом Волох, с задачей – к исходу дня выйти в район Львова.

Но из-за отсутствия горючего начать марш смогли только 27 Т-28 и 6 БТ-7, а остальные танки были остановлены на западном берегу реки Серет (они догнали передовой отряд вечером того же дня). Следуя по исключительно тяжелому маршруту Козлув – Езерна – Зборув – Злочув – Львов, 10-я танковая бригада вышла к 10.00 19 сентября и сосредоточилась в районе Унтербенген, недалеко от Львова. В ходе марша произошло несколько мелких стычек с польскими частями, в ходе которых танкисты разоружили артиллерийскую батарею, пехотный полк и велосипедный батальон.

Колонна танков Т-28 10-й тяжелой танковой бригады на марше в районе Львова.

Польша, 19 сентября 1939 года.


К 9.00 21 сентября части Красной Армии заняли исходное положение для атаки Львова, при этом танки Т-28 распределили для поддержки других частей – по одному взводу в 24 и 38-й танковых бригадах, 2-й батальон – с механизированным полком 5-й кавалерийской дивизии, 1-й батальон – с мехполком 3-й кавдивизии, а 3-й батальон (30 Т-28) и разведрота остались в резерве командующего армейской группы.

В 17.00 22 сентября части Красной Армии вошли во Львов. Впереди, разрушая препятствия и расчищая путь, двигались Т-28. Первые танки были встречены артиллерийским огнем из-за баррикад, но ответным огнем польские пушки были разбиты, баррикады разрушены, а вскоре польский гарнизон прекратил сопротивление. После занятия города танки Т-28 находились в нем до рассвета, а затем их вывели в Сихув.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сухопутные линкоры Сталина"

Книги похожие на "Сухопутные линкоры Сталина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Максим Коломиец

Максим Коломиец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Максим Коломиец - Сухопутные линкоры Сталина"

Отзывы читателей о книге "Сухопутные линкоры Сталина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.