Александр Белов - Арийские мифы русов

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Арийские мифы русов"
Описание и краткое содержание "Арийские мифы русов" читать бесплатно онлайн.
В этой книге рассказывается о древних божествах индоевропейцев, послуживших прототипами славянских богов. Автор анализирует русские мифы и приходит к удивительному открытию мифы эти отражают реальное положение вещей на тот момент, когда они были созданы. К сожалению, мифы эти в наше прагматичное время никто не рассматривает серьёзно, а между тем они содержат кладезь бесценной информации, которую сохранила и донесла до нас народная традиция.
Заратуштра реформировал религию ариев и отменил жертвоприношение скота, широко практиковавшегося в ту эпоху. Позже запрет жертвоприношений восприняло христианство.
По существу конфликт, возникший в I тыс. в арийской среде, и в эпицентре которого оказался Заратуштра, имел не этническую, а социальную и сословную причину.
Войны-кочевники рассорились с оседлыми земледельцами, кого бы мы теперь назвали крестьянами. Отголоски этого давнего конфликта можно, как ни странно, проследить и в славянских мифах.
ТРИ БОГАТЫРЯ
Всем нам известны три богатыря земли русской: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Однако отношения между богатырями отнюдь не всегда были идеальными. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» описывается, как Илья победил Соловья-Разбойника и привез его в престольный город Киев князю Владимиру.
«Спасибо тебе у Илья Муромец, говорит Владимир — князь. — Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырем, над другими богатырями начальником…
Подошел к Илье вежливый Добрынюшка:
— Славный богатырь Илья Ивановичу будешь у нас в дружине старшим. Ты возьми меня и Алешу Поповича в товарищи.
Тут Алеша распалился, на ноги вскочил:
— Ты в уме ли, Добрынюшка? Сам ты роду боярского, я из роду поповского, а его никто не знает, не ведает, принесло его невесть откудова…
Тут Алеша криком закричал:
— Да что же это делается? Кого русские богатыри старшим выбрали? Деревенщину лесную, неумытую!
Алеша, как щенок на тура гавкает: — Много ли он славы добудет, на веселых пирах меды попиваючи!
Не стерпел Илья, вскочил на ноги:
— Верное слово молвит поповский сын — не годится богатырю на пиру сидеть, живот растить. Отпусти меня, князь, в широкие стeпи поглядеть, не рыщет ли враг по родной Руси, не залегли ли где разбойники.
И вышел Илья из гридни (помещение для воинов-дружинников) вон».
КОГДА ПОЯВИЛОСЬ ДОБРО И ЗЛО
По преданию, сам 77-летний Заратуштра погиб в сражении с кочевниками-тура. Однако его идеи явились основой для религии, получившей название Зороастризм, а также для последующего митраизма (по имени бога Солнца и договора Мирты) и христианства.
По крайней мере, так считает доктор исторических наук Э.О. Берзин. Вот что он пишет в своей статье «Чему учил Заратуштра?», опубликованной еще до перестройки в журнале «Атеистические чтения»:
«По существу идея дьявола — отца всяческого зла впервые появляется у Заратуштры. Тогда впервые появляется и мотив выбора между добром и злом, разрабатываемый поздними религиями — христианством и мусульманством. Передаточной инстанцией между зороастризмом и иными поздними религиями явились иудеи. Они познакомились с зороастризмом во время «вавилонского пленения» — в VI веке до н. э. Тогда Иудея входила в состав Ахеменидской империи. Характерно, что представление о рае, аде, страшном суде, воскрешении из мертвых, об ангелах и чертях появляются в Ветхом завете впервые только в книге пророка Даниила, который, по преданию, был министром у персидского царя Дария I.
Судя по всему, эти идеи были заимствованы иудеями из зороастризма. Кроме всего прочего, идеи священной войны против неверных попали в ислам, после того как в VII веке н. э. Иран был завоеван арабами.
Зороастризм в первые века нашей эры оказал влияние и на буддизм, в котором появляется идея грядущего спасителя мира — Будды Майтреи».
ЧТО КЛИЧЕТ ДИВ?
Религия ариев была дуалистична в своей основе. Арии не стремились изображать ни старых, ни новых богов в черном свете… Свет и тьма сменяли друг друга и являлись основой космического миропорядка, называемого древними индусами римой. Вероятно, с этим понятием этимологически связано русское слово «ритм».
Э.О. Берзин писал в своей статье «Чему учил Заратуштра?»:
«Если следовать идеям Заратуштры, то на стороне зла выступает целый легион дайвов (или дэвов). Судя по именам некоторых из них, это древние арийские боги Индра, Нанхатья, разжалованные Заратуштрой в демоны».
Добавим от себя, что Дэвы или Дивы вовсе не всегда были демонами. Эти имена встречаются и в литературных памятниках русской культуры. Так, в «Слове о полку Игореве»: «Див кличет верху древа…», а затем спускается вниз: «Уже врежеся див на землю». В древнерусских памятниках имеются упоминания о культе Дива, который выступает как отец Богов и людей, и создатель молний.
Согласно индоевропейской мифологии, главный бог именовался «Диво» — он олицетворял собой «дневное сияющее небо». В древнеиндийском языке Дева — означает бог, Диаус — небо, Дняус Петер — Отец. Нетрудно заметить сходство в произношении и написании этих имен с именем Дьявол.
Литовское имя древнего верховного божества — Диевас. Это означает Бог. «Диевас Патер» — «Бог-Отец». Прусское имя божества — Диве, латинское — Юпитер… Латышское имя верховного божества — Дебесс Тевс — «Отец Неба». Ему родственно по произношению и значению греческое имя верховного Бога — «Зевс».
МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ
Находящемуся на Небе Богу-Отцу соответствует оплодотворенная Земля. В авестийской традиции это — Ардвисура Анахита; в славянской Мать-сыра-Земля. Примечательно, что авестийское Сура совпадает со славянским «сыра». Плодоносящая функция Земли отражена в общем индоевропейском мотиве — человек произошел — родился от Матери-Земли.
Можно сравнить и имя самого человека: латинское «хомо», готское «гума», литовское «хумос». Русское «гумно» означает место, где молотят хлеб. Очевидно, это слово изменило свое первоначальное значение, но сохранило связь с плодородной функцией земли.
Наличие такой пары, как «Небо — Земля», в древней индийской мифологии — «Дьява-Пртхиви» указывает на единый источник возникновения подобных мотивов.
С этим же связаны мифы о плодородном дожде, о рождении всего сущего из чрева Матери-Земли и о смерти. Так русское слово «смерть» соответствует древнеиндийскому слову «мр-та». Человек, употребляющий напиток бессмертия — «амриту», уподобляется небесным Богам, обретшим бессмертие. Приставка «а» — «амрита» указывает на отрицание (смерти).
СЫНОВЬЯ НЕБА И ИВАН-ДА-МАРЬЯ
От божества Неба и божества Матери-Земли, согласно индоевропейским верованиям, происходят дети близнецы. В Греческой традиции это «Диоскуры» — дети близнецы, в древнеиндийской — «Диво парата» — сыновья Бога Неба, в литовской — «Диво сунелия» — сыновья Бога, латышской — «Диво дели» — дети Бога.
От литовского Дебесс Тевса и Матери-Земли рождаются близнецы, в более поздней версии мифа — разнополые. Сын и дочь вступают в инцестуозный брак. Этот мотив связан с «небесной свадьбой».
Символ божественных близнецов — кони. Парные изображения коньков крыши известны в германской, балтийской, славянской традициях. Древность близнечного мифа подтверждается находками археологов — использованием коня в упряжи боевых колесниц в 3–2 тыс. до н. э.
Разнополые близнецы вступают в инцестуозные отношения. Сведения об этом можно почерпнуть и из ведийского мифа о Яме и его сестре Ями. Яма был первым смертным человеком, а в дальнейшем стал божеством смерти, обитающим в подземном мире. Имя Яма практически тождественно авестийскому прародителю людей Йиме и кафирскому Имре. Вероятно, к этому восходит и происхождение имени первого человека Имир и древнеирландского — Майн, что означает «близнец». В Иранском предании рассказывается о браке Йимы и его сестры Йимак. Это предание послужило прецедентом для организации реальных браков у зороастрийцев. Весьма интересно, что имена небесных близнецов созвучны с русским словом «смерть». У славян также имеется аналогичный миф об инцесте Ивана и Марьи. Народная традиция приурочила этот миф к празднику Ивана Купалы.
ПАЛИКИ-КУПАЛИКИ
У италиков, как и других европейцев, в древние времена были широко распространены близнечные мифы. Так, Эсхил, живший в IV–V веке до и. э., упоминает древнейший культ близнецов Паликов. В местном народном мифе, обработанном Эсхилом, нимфа с красноречивым именем Фалия забеременела от Зевса-быка. (Имя нимфы поражает своим созвучием со словом фаллос.) Испугавшись кары небесных богов за незаконное деяние, нимфа спряталась глубоко под землю. Во время родов земля разверзлась и выбросила на свет двух близнецов.
Культ Паликов был связан с очистительным огнем. Очевидно, этим объясняется созвучие имен близнецов и русского слова «палить» — жечь. Во время празднества пастухи поклонялись своей богине Палее. Они обращались к ней с мольбой о защите и покровительстве. Вечером устраивались игрища, разжигались ритуальные костры и через них прогоняли скот; затем молодые девушки и парни прыгали через костры сами. После этого и скот и люди погружались в воды реки… Этот ритуал напоминает известный у славян праздник Ивана Купала. Исследователь Юрий Петухов утверждает, что имя Купала созвучно имени греческого бога света Аполлона. У италиков сохранялся культ Купавона, который в некотором роде является промежуточным звеном между Аполлоном и Купалой. Как раз в ночь под Ивана Купалу словно бы оживала древняя легенда о инцесте Ивана да Марьи. В русских деревнях до сих пор называют этот праздник «купалики», что созвучно итальянскому названию праздника «палики». Возможно, что расхожее современное выражение «как ты низко пал!» воспроизводит древний смысловой ряд, соотносимый с праздником очистительного огня и воды. Недаром говорят, что нужно пройти «огонь, воду и медные трубы».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Арийские мифы русов"
Книги похожие на "Арийские мифы русов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Белов - Арийские мифы русов"
Отзывы читателей о книге "Арийские мифы русов", комментарии и мнения людей о произведении.