Фридрих Хуземанн - Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология"
Описание и краткое содержание "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология" читать бесплатно онлайн.
Трехтомник Фридриха Хуземанна, переработанный Отто Вольфом (Т. 1. Анатомия и физиология, т. II. Общая патология и терапия, т. III. Специальная патология и терапия) представляет собой фундаментальное исследование - ответ на потребность времени в создании целостной медицины. Создание такой медицины возможно на основе познания целостного образа человека, состоящего из тела, души и духа, и развитии основанного на данном образе врачебного понимания и терапии.
Однако отдельные духовные личности всегда пытались преодолеть эту пропасть, например, Парацельс (1493-1541), который посредством познания природы хотел достигнуть «света природы», или его современник Мигель Сервет, а также платоники-натурфилософы и врачи, такие как Кардано, Бернардо Телезий и Франческо Патрицци.[66]
Но в целом пути мистиков, пытавшихся открыть внутренний свет, и естествоиспытателей, измерявших все видимое и подступивших также и к свету со своими физическими измерениями, расходились все дальше.
Пока этой проблемой не занялся Гете, вначале ведомый познавательным инстинктом, а затем все более и более осознававший, что здесь лежит одна из главных проблем нового времени. Хотя Гете ограничился главным образом учением о цвете, но при этом отчетливо указал на общенаучную и мировоззренческую основу проблемы. Для него свет был откровением существ Космоса, которое он хотел проследить во всех его жизненных проявлениях, в его «деяниях и страданиях». Учение Ньютона звучало для него как версия, которая с научной точки зрения может не вызывать возражений, однако, соответственно методу исследования, ничего не может содержать в себе от существа индивидуальности. Отсюда его непримиримая борьба против Ньютона, поскольку Гете чувствовал, что если станет преобладать этот односторонний подход к науке с его претензией на единственно правильную точку зрения, то в человеке будет убито всякое ощущение действительного существа света и живых космических сил. Эти глубокие взаимосвязи души человека с Космосом, посредником которых выступает свет, впечатляюще представлены в «Фаусте», где почти каждая сцена благодаря связи со светом представляет в художественном образе душевный настрой человека; так, например, сценическим фоном душевного настроя становятся ночь, восход и заход солнца, лунный свет. Когда же Мефистофель говорит о свете:
«Его удел - поверхность твердых тел.
Он к ним прикован, связан с их судьбой,
Лишь с помощью их может быть собой,
И есть надежда, что, когда тела
Разрушатся, сгорит и он дотла. »,
- то он характеризует свет как вдохновителя научности, которая считается только с той стороной самого света, которая доступна чувственному наблюдению и которая тем самым постепенно должна убить живые силы человеческой души и разорвать ее связь с Космосом.
И когда Гете во второй части приводит Фауста к живому постижению Космоса, то следует учитывать, что этот Фауст выражает то, что обрел сам Гете благодаря своим наблюдениям за миром растений, миром света, благодаря изучению геологии и метеорологии — лучше сказать: то, что он обрел благодаря этим познавательным усилиям.
Ибо поскольку он позволял каждой новой области, которую он осваивал в природе, изменять себя, то и каждая эта область могла открывать ему свои тайны. Так, его метеорологические и геологические занятия привели его к познанию, что Земля - это живое существо. Если внимательно изучить произведения Гете в этом ключе, то в них можно найти целое выработанное учение о жизни элементов в их отношении к жизненному процессу Земли, которое сконцентрированно выражено в его стихах:
Живую суть звезда проносит,
Когда меж звезд других проходит
Путь чистый, что сама избрала.
Пульсирует в земных глубинах
Та сила, что нас в ночь вводила
И снова к свету возвращала.
Если даже совсем ничего не знать о воззрении Гете на существо Земли, уже из этих стихов можно видеть, что он проник в знание о живой сущности Земли. И когда он свое переживание утра выражает в словах:
«Восторженно день юный занялся,
Все оживилось, оживив меня. »,
- то это отражает не только его здоровую связь с природой, но конкретное познание природы, где самым тонким инструментом для переживания природных процессов является собственный организм.
Посредством духовно-углубленного созерцания природы Гете пришел к познанию, что природа и человек не чужды друг другу, а теснейшим образом связаны. Природные ритмы вносят человека в жизнь, они же снова вбирают его в себя во сне и затем в смерти. Человек не смог бы быть живым существом, если бы таковой не была Земля. Человек не смог бы дышать, если бы не дышала она, и он не смог бы познавать ее, если бы в его сердце не пульсировало «ядро природы». Между человеком и Землей существуют не только мертвые, механические, просчитываемые связи, но здесь восходят и нисходят «небесные силы», как это может происходить только между живыми существами.
Утро и вечер - сон и бодрствование; лето и зима - жизнь и смерть; это отдельные феномены, которые представлены нам вначале изолированно, но которые стоят в единой великой живой связи.
Возможно, еще не созрело время для восприятия учения Гете о цвете и его целостного взгляда на природу (который, само собой разумеется, не исключает, а включает математическое изучение проблемы); люди сначала хотели научиться образовывать точные понятия при постижении мертвой природы. Гете был отнесен к области «литературы», естественнонаучное развитие прошло мимо его трудов. Победили Ньютон и Дарвин.
Было бы бессмысленно спорить относительно действительности и развития в том виде, как оно сложилось. Но мы также не должны бояться признать односторонность научного способа мышления и необходимость его расширения, когда признаки кризиса требуют пересмотреть научные методы.
Современная физика рассматривает свет вместе с электрическими волнами, а также инфракрасными, тепловыми, ультрафиолетовыми, рентгеновскими волнами и частью радиационного излучения как «электромагнитные колебания». Если мы рассмотрим малую часть, которую видимые лучи, то есть то, что мы называем светом, занимают внутри «электромагнитного спектра», то в действительности может показаться, что для нас закрыт не только «духовный мир », но также и наибольшая часть физического мира, как если бы посредством нашего «света» мы рассматривали невероятно большой мир через узкую щель, которая уже своим малым размером по отношению к остальной недоступной нашим органам чувств действительности приводит к признанию бесперспективности познания этой действительности.
В самом деле, разве на место прежней теории познания, задававшей «границы познания», не встали «границы светового восприятия» в общем «электромагнитном спектре»? Мы должны помнить, что эта точка зрения явилась результатом чисто количественного рассмотрения природы. Такой способ рассмотрения может только измерять мир света и остальных лучей, т. е. он пытается качественные различия свести к количественным, вследствие чего существо предмета ограничивается более или менее внешними данными, т. е. больше не может быть познано. Таким образом, этот процесс редукционизма определен не самой природой, но поведением человека в отношении природы. Само собой разумеется, такой способ рассмотрения не позволяет постигать жизненные явления; для этого, как мы уже видели, необходимо образование целостных понятий.
Но, как показывает повседневный опыт, проявления жизни на Земле находятся в тесных отношениях со светом, и возникает вопрос: являются ли эти отношения чисто физико-химическими, то есть постигаемыми при помощи количественных понятий, или в этих проявлениях мы имеем дело еще с выходящими за рамки количественного рассмотрения воздействиями?
Согласно современным данным физики и астрофизики, дело обстоит совсем не так, как можно подумать и как принимали ранее, что температура с нарастанием высоты убывает до абсолютного нуля. Скорее убывание температуры в атмосфере относится только к двум нижним ее слоям, тропосфере и стратосфере (до 30 км высоты), примерно до -57° С. Выше же, начиная примерно со 100 км, в мезосфере и ионосфере, температура начинает нарастать, достигая в экзосфере (до 10 000 км) уровня +1 200° С. Эти цифры зависят от солнечного излучения, от его активности, от пятен на Солнце, и подвержены постоянным флюктуациям, то есть здесь происходит живое взаимодействие Солнца с Землей.
Таким образом, Земля окружена со стороны Космоса «тепловым покровом», для нас поначалу неожиданным. Посредством этого теплового покрова Земля выделена из Космоса и образует некую замкнутую область. Всю эту область атмосферы, простирающуюся вплоть до экзосферы, в дальнейшем мы будем называть «космосферой».
С одной стороны, космосфера, как будет видно в дальнейшем, находится в непосредственной связи с живыми существами на Земле; с другой стороны, она сдерживает определенные космические силы, которые представляли бы опасность для жизни на Земле, если бы они беспрепятственно достигали ее поверхности. Космосфера играет для Земли во многом ту же роль, что и кожа для высших организмов, с ее защитными и регулирующими функциями.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология"
Книги похожие на "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фридрих Хуземанн - Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология"
Отзывы читателей о книге "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология", комментарии и мнения людей о произведении.