Протопресвитер Михаил Польский - Новые мученики российские

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Новые мученики российские"
Описание и краткое содержание "Новые мученики российские" читать бесплатно онлайн.
"Никто не может быть безразличным к славе Церкви Христовой. Страдания за нее не могут быть забыты. Да не изгладится, но да прославится память о наших мучениках из рода в род. Собирая материалы о жизни, страданиях и мученической кончине за веру или просто в вере умученных и убиенных в российской смуте от большевицкого безбожного гонения, мы полагаем только начало этому делу. Всех, кто только может дать имена мучеников и свои хотя бы краткие сообщения о них, или указать на материалы о них и фотографии, а также дать дополнения и поправки к тем сообщениям, которые есть в этой книге, мы приглашаем их непременно сделать это и помочь этому начинанию."
Протопресвитер Михаил Польский
15. Арсений, митрополит Новгородский
В феврале 1936 г. умер в Ташкенте один из виднейших и достойнейших русских иерархов митрополит Новгородский Арсений.
Покойный святитель, в мире Авксентий Стадницкий, родился в Кишиневе 22 января 1862 г., окончил местную семинарию и сперва учительствовал в своей родной губернии. Поступив в 1881 г. в Киевскую духовную академию, он блестяще окончил курс наук и вскоре защитил магистерскую диссертацию. В 1897 г. он был назначен сперва инспектором, а потом ректором Московской академии, а в 1899 г. викарием Московского митрополита. В 1904 г. он защитил диссертацию на степень доктора церковной истории, а в 1907 г. избран в члены Государственного Совета. Назначенный архиепископом Новгородским в 1910 г., владыка Арсений остался на этой древнейшей русской кафедре и после революции.
При избрании всероссийского патриарха в 1917 г., он получил наибольшее после архиепископа Антония, потом митрополита Киевского, число голосов и был, таким образом, в числе трех кандидатов. Возведенный Собором вместе с архиепископом Антонием 23 ноября 1917 г. в митрополичий сан, он был одним из ближайших верных помощников патриарха, был местоблюстителем, несколько раз его ссылали в Сибирь и Туркестан.
Митрополит Арсений во все годы испытаний, ниспосланных Русской Церкви, сохранил твердую верность Православию и самую жизнь свою окончил в ссылке в Туркестане при исполнении подвига исповедничества.
Один из соузников митрополита рассказал в своих воспоминаниях следующее.
Много было любви у апостола Петра к Спасителю, но в час испытания он тяжко пал. Этот вечный пример стоит у меня в памяти во множестве новых иллюстраций. Кто в духовном мире не знает ныне покойного митрополита Арсения Стадницкого.
Широкий ум, большое образование, могучая воля, честность и прямота, очень твердый, решительный, непреклонный характер, строгость к подчиненным и себе. И сей славный и великий муж, митрополит Новгородский, член Синода и государственных Думы и Совета, мне, маленькому неизвестному священнику, чистосердечно рассказал в Бутырской московской тюрьме, где Господь нас соединил на недолгий срок, какие чувства малодушия и трусости он вдруг пережил во внутренней тюрьме ГПУ в ожидании расстрела.
«Я уже старик, — говорил он, — ждать впереди нечего, я монах от юности, наконец архиерей, пример и образец христианства и христианского мужества, и вот никак не мог собой овладеть. Такая жажда жизни, такое нежелание умирать, такая тоска и борьба с собой и страх смерти и малодушие, что просто ужас. Борюсь и не могу себя победить. Такое банкротство и такая грусть за себя».
Этот великий муж потом из туркестанской ссылки безбоязненно писал митрополиту Сергию свой протест против его соглашения с богоборными властями и отрицал всякую возможность компромисса с ними.
Человеческая слабость гефсиманского предсмертного борения была пережита и преодолена митрополитом Арсением, и в полной силе духа он отверг всякий соблазн, обрекая сам себя на долгие и тяжкие узы.
Тот же рассказчик передает следующий факт:
«Кстати сказать, ужасную роль посредников по делам ГПУ выполняли обычно впавшие в раскол епископы. Архиепископ Евдоким (Мещерский), обновленческий митрополит, в стенах ГПУ понуждал митрополита Новгородского Арсения перейти в обновленчество. Митрополит Арсений сказал ему, своему бывшему сослуживцу по Московской академии:
— Но ведь вы же знаете, что обновленчество беззаконно.
— Что же поделаешь, они требуют, — ответил архиепископ Евдоким, кивая головой на дверь чекиста.
Когда митрополит Арсений остался непреклонен, архиепископ Евдоким с гневом сказал ему:
— Ну и сгнивайте в тюрьме!..
И с этим покинул узника».
16. Арсений, архиепископ Серпуховский
Преосвященный Арсений происходил из рода Жадановских, давших Церкви Христовой ревностных пастырей. Родился он в 1875 г. в семье протоиерея Иоанна Жадановского и с детства отличался исключительным благонравием, кротостью и смирением. Печать Божьего избранничества проявилась следующим знаменательным событием: 9-летним отроком поступил он в Харьковское духовное училище и среди своих товарищей оказался самым малым по росту. Однажды посетил училище приснопамятный архиепископ Харьковский Амвросий. Всех учеников собрали в актовом зале и выстроили рядами. Владыка, проходя по рядам учащихся, обратил внимание на благоговейного маленького отрока Александра Жадановского, вывел его на средину зала и, обратившись ко всем, сказал: «Смотрите, вот теперь это самый маленький ученик, а будет архиереем!» Эти слова знаменитого церковного витии-святителя воистину оказались пророческими.
Через 30 лет, 8 июня 1914 г., он был поставлен в епископа Серпуховского. В истинном духе Пастыреначальника Господа Иисуса Христа совершал он свое святительское служение впредь до злосчастного 1917 г., когда вследствие тягчайших церковных переживаний он вынужден был устраниться от официального служения Церкви Христовой.
С захватом государственной власти большевиками епископ Арсений был выслан из Серпухова в Москву и через некоторое время — в Подольск под Москвою. По усиленному ходатайству его паствы ему было разрешено возвратиться в Серпухов, но владыка Арсений, совместно с Ефремовским епископом Сергием, вели открытую, смелую и самоотверженную борьбу с неверием. Тогда оба они в 1929 г. были арестованы и заключены в тюрьмах: владыка Арсений в Моске, а владыка Сергий — в Туле.
Вследствие вторичного усердного ходатайства православной церковной общины Серпухова обоих преосвященных выпустили из тюремного заключения, причем владыка Арсений был сослан в Звенигород, но затем ему вновь разрешили пребывание в Серпухове. Во внимание к его деятельности митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. Однако преосвященный Арсений с неизменной неустрашимостью продолжал свою защиту Церкви Христовой и обличение безбожия; тогда его опять арестовали и сослали в Соловки, где он находился в тяжких принудительных работах, а преосвященного Сергия выслали в Бузулук и там расстреляли.
По прибытии в Соловки архиепископ Арсений был лишен присвоенной его сану духовной одежды и облечен в убогое рубище, наголо острижен и помещен в общий барак с прочими заключенными, числом в триста человек, с общими нарами в два яруса.
Как духовное лицо, нарочито был он посылаем на особо тяжелые работы, при весьма скудном питании, плохой одежде и обуви.
Однако несмотря на эти притеснения, владыка Арсений не переставал поучать окружающих его слову Божию, воодушевлять и укреплять их в вере Христовой, чем, конечно, вызывал по отношению к себе еще большую ненависть чекистов.
В одинаковом положении находилось и прочее православное духовенство, томившееся тогда в Соловках.
В июне 1934 г. незначительная часть духовенства, вместе с архиепископом Арсением, была перемещена в концлагерь на материк — «Медгора».
Условия жизни в «Медгоре» были несколько лучше, нежели в Соловках, но все же владыка Арсений и здесь был помещен в общем бараке, с тем же количеством обитателей, в тех же условиях работы и полуголодного существования.
Это был уже последний год его страдальческой жизни. Владыка Арсений, не считаясь с тяжелыми условиями тюремного быта, непосильного труда, нищенского одеяния и весьма скудного питания, по-прежнему не уставал поучать в слове Божием своих сострадальцев, укреплять в святой вере, утешать, ободрять и нравственно поддерживать и в то же время предостерегал не доверять лживым обещаниям пленившей их богоборческой власти.
Конечно, последние знали все это и решили, наконец, совсем его «убрать».
В полуночный час на 17/30 июня 1935 г. чекисты пришли в барак, где томился архиепископ Арсений, взяли его самого и с ним еще 9 заключенных и приказали им выходить из барака.
Страдалец понял, что наступил его последний час; благоговейно осенил себя крестным знамением и всем, находившимся в бараке, преподал последнее Божие благословение, сопровождая его словами: «Мужайтесь и крепитесь!» И сказав это, вышел, сопровождаемый чекистами и прочими девятью смертниками. Обитатели барака, любившие и уважавшие владыку Арсения, горько заплакали…
Смертников посадили в машину и увезли за 5 километров от лагеря, где всех их расстреляли.
Перед смертью владыка Арсений имел мужество сказать своим палачам последнее слово прощального привета.
Тела расстрелянных были брошены в общую могилу и засыпаны хлороуглеродной известью, которая съедает и сжигает тела, так что остаются только одни почерневшие кости.
Так мученически закончил свою праведную жизнь преосвященнейший архиепископ Арсений, — православный наставник, благочестия учитель, архиереев украшение, монашествующих слава и похвала, воистину душу свою положивший за паству!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Новые мученики российские"
Книги похожие на "Новые мученики российские" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протопресвитер Михаил Польский - Новые мученики российские"
Отзывы читателей о книге "Новые мученики российские", комментарии и мнения людей о произведении.