Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
Умирая, гностики, испытавшие духовное пробуждение, сбрасывали с себя обветшавшие одежды смертного тела и возносились ввысь, минуя подвластные року планетарные сферы. Пройдя через чистилище этих сфер, гностики в конце концов достигали предела (horos), или края (иногдаего называли "крестом"), где их, освобожденных от всего, что производит зло, допускали в вечную обитель. Нек-рые исследователи усматривают связь между католическим учением о чистилище и представлениями, характерными для гностической мысли.
Все вышеизложенное поможет читателю гностических текстов усвоить структурные особенности сирийского типа гностицизма и послужит своего рода рабочей моделью в интерпретации текстов. Однако при этом всегда необходимо помнить о синкретической природе гностицизма и многообразии его форм. Так, напр., у сифиан бытовало представление о том, что непосредственную передачу знания осуществляет бог Сет, тогда как у офитов эта функция принадлежала змею. Широкие возможности для интерпретации и структурного анализа гностических мифов делают их исследование не только увлекательным занятием, но и способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Основными источниками, к-рыми пользовались гностики, были, конечно же, Платон, сего дуализмом, религиозная мысль Востока, а также нек-рые идеи, заимствованные из христианства. Однако пользование всем этим материалом нередко сопровождалось у них нападками и резкой критикой. Так, напр., понятие мудрости (венец стремлений греческой философии) становилось у гностиков причиной всего зла в мире. Столь резких обличений мудрости нет дажеу ап. Павла(1 Кор 1:222:16).
В дополнение к системе гностика Валентина и многих ее разновидностей сходный вертикальноструктурный дуализм мы находим в герметической литературе. Герметизм зародился в Египте, и большая часть его текстов, по всей видимости, не связана с христианством и иудаизмом, хотя круг идей " Поймандра", важнейшего трактата из т.н. "герметического корпуса" текстов, в чемто близок теологическим представлениям Ин. Поэтому, задаваясь вопросом об истоках гностицизма, мы не случайно обращаемся к герметической литературе.
Проблема датировки. Поскольку в связи с вопросом об истоках гностицизма возникает ряд методологических проблем, будет уместно вкратце коснуться феномена мандеизма. В 1930е гг. многие ученые утверждали, что мандеизм имеет дохристианское происхождение, хотя тексты, на к-рые они опирались в своих теоретических допущениях, имели хождение среди членов небольшой современной секты в Иране. Нет никаких сомнений в том, что традиции секты мандеев (их называют также сабиями, или крестильниками, т. к. их учение связано с проповедью Иоанна Крестителя) гораздо древнее. Однако неизвестно, насколько мандеизм древнее ислама (мусульмане признают мандеев в качестве полноправной религиозной группы, имеющей свои священные книги и пророка, пришедшего до Мухаммеда). Вообще проблема датировки гностических сочинений представляет серьезную трудность. Большая часть текстов, относящихся к герметической традиции, по всей видимости, почти не затронута влиянием христианства, тогда как нек-рые сочинения, напр. "ПремудростьИисуса Христа", вполне могут быть христианизированными версиями более ранних нехристианских текстов. Все еще остается отк-рытым вопрос когда возник гноетицизм? Очевидно, что сер. II в. до н.э. период его расцвета. Вопреки теории Шмитхальса (автора книги "Гностицизм в Коринфе"), оппоненты ап. Павла в Коринфе едва ли были гностиками. Можно ли считать гностиками оппонентов ап. Павла, о к-рых он говорит в Еф и Кол? Можно ли считать гностиками оппонентов ап. Иоанна, о к-рых говорится в его посланиях? Было бы большой натяжкой приписывать авторам НЗ полемические выпады против приверженцев гностицизма или языческой мифологии.
G.L. b0rchert(пер.в. р.) Библиография:D M. Scholer,Nag Hammadi Bibliography 19481969, plus annual supplementary bibliographies beginning in 1971 by the same author inNovT;J. Robinson, ed.,The Nag Hammadi Library in Englisch;R. M. Grant, ed.. Gnosticism: A Source Book of Heretical Writings from the Early Christian Period;W. Foerster, Gnosis: A Selection of Gnostic Texts,2 vols.; B. Aland,Gnosis: Festschrift fur Hans Jonas;G.L. Borchert."Insights into the Gnostic Threat to Christianity as Gained Through the Gospel of Philip",inNew Dimensions in New Testaments Study,ed. R.N. Longenecker and M.C.Tenney; R.M.Grant,Gnosticism and Early Christianity; H. Jonas,The Gnostic Religion;E. Pagels,The Gnostic Gospels;G. Quispel, Gnosis als Welteligion; W. Schmithals,Gnosticosm in Corinth andPaul and the Gnostics; R.M. Wilson,The Gnostic Problem and Gnosis and the New Testament; E. Yamauchi,PreChristian Gnosticism.
См. также: Мандеи; Герметическая литература.
Гогартен, Фридрих
(Gogarten, Friedrich, 18871967).Немецкий теолог, взгляды крого сложились под влиянием теологической традиции немецкого идеализма, посвятил свою первую работу религиозной мысли Фихте. Однако его неудовлетворял либерализм, и векоре он выступил против положения о том, что Иисус Христос "источник в нас", в пользу положения о том, что Он представитель Того, Кто стоит над нами. Гогартен утверждал, что либерализм научил нас смотреть на все сущее так, словно это дело рук человека, тогда как дела человеческие изменчивы и непостоянны, у них есть начало и конец: "Все мы настолько погрузились в человеческое, что утратили Бога".
Когда Гогартен выступал с лекциями перед ассамблеей Друзей христианского мира, ни у кого из слушавших его не осталось сомнений в том, что он собирается вступить на новый путь в теологии. У. Шейфер вспоминает, что "вместе с Гогартеном в банкетный зал Вартбургского замка вступил Мартин Лютер… готовый швырнуть чернильницу прямо в голову нечистому".
Гогартен выступил на стороне молодого швейцарского пастора К.Барта, к-рый, как и он, освободился отбремени раннего теологического идеализма и прокладывал путь к тому, что стали называть "теологией кризиса", "диалектической теологией" и "неоортодоксией ". Развернув в теологических кругах острую полемику, Гогартен ратовал за то, чтобы переосмыслить принципы христианской веры скорее на историческом, чем на метафизическом основании. История означала для него процесс взаимодействия, в кром осуществляется воссоздание бытия и смысла.
Природа христианской ответственности состояла для Гогартена в восприимчивости (бытие из другого), активности (бытие для другого) и отк-рытости "тайне абсолютного, которая помогает человеку осознать свою ответственность перед миром". Барт критиковал Гогартена за чрезмерную увлеченность понятием истории как второго источника откровения, а Гогартен обвинял Барта в страсти к абстрактной диалектике, лишенной исторической перспективы. Он горячо защищал предложенную Бультманом демифологизацию христианских религиозных представлений. Критику его подхватили т.н. постбультманианцы(Г. ЭбелингиЭ. Фукс).
М. A. Inch (пер. в. р.) Библиография: F. Gogarten,Demythologizing and HistiryandThe Reality of Faith;T. Runyon, Jr., "Friedrich Gogarten",in M. Marty and D. Peerman, eds.,/1Handbook of Christian Theologians; L. Shiner,The Secularization of History: An Introduction to the Theology of Friedrich Gogarten.
См. также: Неоортодоксия; Демифологизация.
Голова, Главенство
(Head, Headship). Голова (евр.ro 's,греч. kephale),основная и важнейшая часть тела, часто служит в Св. Писании олицетворением самого человека (Быт 49:26; 2Цар 15:30; Ис 43:4, Септ.; Деян 18:6). Как образное выражение, слово это используется, чтобы обозначить вершину горы (Быт 8:5), вождя (Суд 10:18), начало дороги (Иез 21:19,21)и вообще всякоепревосходство (Втор 28:13; Ис 7:8). Теологическую нагрузку оно несет почти исключительноу ап. Павла.
В 1Кор 11:3 an. Павел называет Бога "главой Христа". Ариане ссылались на эту фразу, обосновывая свое учение об онтологической подчиненности Сына Отцу. Другие теологи, употребляя kephale в значении "источник", "начало", отстаивали точку зрения отцовкаппадокийцев и ортодоксальной Церкви, согласно крой Отец источник и начало Сына и Св. Духа, получающих от Него свои божественные сущности. Западные отцы и многие протестантские теологи утверждали: поскольку "Христом" именуется не вторая ипостась Св. Троицы, вечный Сын Божий, а вопло-!ценный Сын, Богочеловек, тоап. Павел имел в виду подчиненность Богу Отцу воплощенного Сына Божьего, Посредника перед людьми.
По ап. Павлу, Христос обладает двойным главенством. Вопервых, Он глава всего мироздания (Еф 1:10,22), глава всякого "начальства и власти" (Кол 2:10). Главенство Христа над творением обусловливается тем, что Он творец, устроитель, правитель, воссоздатель, начало и конец всего творения (Еф 1:10, 23; Кол 1:1519). Исходя из этих посылок, ап. Павел категорически исключаетвозможность к. л. существования вне власти Христа и считает обязательным для Церкви подчиняться только Христу (Кол 2:810,1620).
Вовторых, главенство Христово над мирозданием выявляется через учение о Церкви. В известном смысле Христос глава Церкви (Еф 1:2223); особый характер этого главенства подчеркивается тем, что Церковь именуется "телом Христовым". Однако образы "головы" и "тела" ставят перед теологами нек-рые проблемы. Образ "головы" порой ветречается без всякого упоминания о "теле" (1 Кор 11:3); образ "тела" поройиспользуется без ссылки на главенство Христа, а "голова" понимается лишь как часть "тела" (1 Кор 12:1427). Иногда даже в тех отрывках, где говорится о "голове" и "теле", Церковь определяется как единое "тело", а не как "тело" в узком смысле слова, без "головы" (Еф 4:16). Очевидно, ап. Павел использовал две различные метафоры: Христос "глава" и Церковь "тело", иногда соединяя их, как в Еф и Кол.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.






















