» » » » Маргерит Юрсенар - Северные архивы. Роман. С фр.


Авторские права

Маргерит Юрсенар - Северные архивы. Роман. С фр.

Здесь можно скачать бесплатно "Маргерит Юрсенар - Северные архивы. Роман. С фр." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Северные архивы. Роман. С фр.
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Северные архивы. Роман. С фр."

Описание и краткое содержание "Северные архивы. Роман. С фр." читать бесплатно онлайн.








судьбах, насыщенных страстями и тайнами: очаг

порою таит в себе пожар. Но конец приближает­

ся: последние годы Рубенса заставляют вспомнить

о Ренуаре *, другом счастливом художнике. Рука,

пораженная ревматизмом, отказывается писать. В

1640 году, в возрасте двадцати шести лет, Елена

становится вдовой. Она вновь выйдет замуж за

дворянина, аккредитованного, как и ее первый

муж, при испанском дворе. Для нас она интересна

только как жена Рубенса.

На одном из последних полотен мэтра, «Суд

Париса», она одновременно Венера и Юнона, два

изображения обнаженной плоти соперничают

между собой. На других картинах ее юное чувст­

венное лицо служит моделью для Богоматери и

99

7*

святых. В парке маленького замка Стен, недавно

купленного художником, она предстает перед на­

ми в парадном туалете; перед итальянским павиль­

оном в саду своего городского дома она смотрит,

как служанка бросает зерна павлинам. Сидя под

аркой, очаровательная, в нарядном платье, она ка­

сается широкой юбкой одного из знаменитых се­

мейных ковров. Среди всех этих полотен только

одно не дает нам покоя — обнаженная «Елена

Фаурмент» из Венского музея, но по причинам

скорее художественного, нежели эротического

свойства. Многие художники писали своих ж е н и

любовниц нагими, но мифологические сюжет и

декор (как это часто бывало у самого Рубенса) де­

лали из них заурядных богинь Олимпа. У мастеров

рисунка идеальная линия, замыкая в себе обна­

женное тело, тем самым как бы одевала его. На

сей раз речь идет не столько о теле, сколько о

плоти. Эта женщина с горячей, влажной кожей,

кажется, только что вышла из ванной или алькова.

Заслышав стук в дверь, она набросила на плечи

первую попавшуюся под руку одежду, благодаря

мастерству художника в ее жесте отсутствует

всякая пошлая или игривая стыдливость. Нужно

посмотреть на картину раз двадцать и сыграть в

старую игру, состоящую в том, чтобы в каждом

произведении искусства отыскивать вечные моти­

вы, тогда только можно заметить, что положение

рук — почти то же самое, что у Венеры Медицей-

ской, но в этом цветущем теле нет ничего мрамор-

но-классического. Мех, в который кутается Елена,

не может скрыть ее пышные формы и придает ей

100

вид мифологической медведицы. Слегка утратив­

шие упругость и похожие на тыквы груди, склад­

ки тела, живот, округленный, быть может,

начинающейся беременностью, колени в ямочках

напоминают набухающее, поднимающееся тесто.

Бодлер *, вероятно, думал о ней, когда, вспоминая

о рубенсовских женщинах, писал о «страстной

подушке бредных нег» и женской плоти, «где

кровь, биясь, бежит». Действительно, кажется,

что достаточно надавить на кожу пальцем, чтобы

на ней осталось розовое пятно. Рубенс никогда не

расставался с этим полотном, попавшим в коллек­

цию Габсбургов только после его смерти, быть мо­

жет, он испытывал некоторые угрызения совести,

ведя себя как царь Кандаул *. Тот показал жену

только близкому другу, Елена в Вене принадле­

жит впредь первому попавшемуся туристу.

Я предпочла бы иметь двоюродной прабабкой

Хендрикье Стоффелс, прислугу, натурщицу и со­

жительницу старого Рембрандта, которая скраси­

ла, как могла, последние годы несчастного

великого художника и, к сожалению, умерла рань­

ше него, Хендрикье со слегка опухшими веками

рано вставшей служанки, ее усталое нежное тело

в сероватых тенях — это «Вирсавия» из Лувра. Хо­

телось бы привязаться хоть немного к этому чело­

веку, которому не были чужды ни наши горести, ни

наши радости. Я вспоминаю, как во время краткого

посещения Эрмитажа в 1962 году я видела, как

русский крестьянин, приехавший с какой-то груп­

пой из глубинки, задержался на мгновение перед

Христом Рембрандта, о котором упомянул механи-

101

ческий голос экскурсовода, и быстро перекрестил­

ся. Не думаю, чтобы Иисус Рубенса мог вызвать

подобную реакцию. Чувство священного — не его

область. Всякое барочное искусство воспевает

стремление к могуществу, живопись же Рубенса

отвечает прежде всего потребности раззолочен­

ной клики, взирающей на Европу, охваченную

Тридцатилетней войной, царствовать, владеть и на­

слаждаться жизнью. Мифология и эпизоды рим­

ской истории служат сюжетами для росписи стен и

потолков в княжеских особняках, превращая их в

анфилады зеркал-близнецов. Именно в них глядят­

ся разодетые мужчины и женщины, сгибаясь под

тяжестью собственной плоти и расшитых жемчуга­

ми туалетов, и видят себя богами и героями. Алле­

гории возносят сильных мира сего на небо,

подобно искусным машинам на оперной сцене. Ок­

ровавленные мученики и жестокие сцены охоты

достойно утоляют их ж а ж д у зрелищ и вкус к смер­

тной казни. Речь по-прежнему идет о том, чтобы

нравиться толпе зевак, только на сей раз толпа со­

стоит из князей.

Именно благодаря ненасытному стремлению к

материальному Рубенс избегает плоской риторики

придворных живописцев. Происходит так, словно

густые мазки и щедрые брызги красок постепенно

увлекают художника-виртуоза от мифологическо-

христианской помпезности в мир, где значимой

является только субстанция в чистом виде. Пыш­

ная плоть становится просто физическим телом,

которое вращается подобно тому, как, согласно

запрещенным еще теориям Галилея, вращается

102

земля. Ягодицы «Трех Граций» — это сферы; упи­

танные пухлые ангелочки плавают, словно облач­

ка в летнем небе; Фаэтон и Икар падают вниз

камнем. Рухнувшие наземь лошади и амазонки в

«Битве с амазонками» — это остановленные в

своем полете метеоры. Все в картинах Рубенса —

движущиеся объемы и кипящая материя: той же

кровью, что придает розовость женским телам,

налиты глаза рыжих коней волхвов. Мех, набро­

шенный на плечи Елены, волоски в бородах, перья

птиц, убитых Дианой, — разновидности одной и

той же субстанции. Пухлые тельца детей, несу­

щих плоды, — это плоды, а восковое, с обвисшей

кожей тело Христа, снятое с креста, — это пред­

смертное состояние плоти. В присутствии этой

мощной органической магмы высокопарность и

вульгарность, всевозможные декоративные ухищ­

рения становятся не важны. Толстая Мария Меди­

чи подобна пчелиной матке. Три сирены,

украшающие мыс корабля, несущего коронован­

ную дурочку, перестают быть дамами Капайо с

улицы Вербуа и маленькой Луизой, послуживши­

ми для них моделью. Их грузные прелести скорее

вызывают в памяти хлопанье волн в борт судна,

нежели являются образом женской красоты.

Словно любовник в постели, словно Тритон в во­

де, Рубенс резвится в море форм.

Клер Фаурмент не оставила следов: я не знаю,

на кого она была похожа больше — на тетю Иза­

беллу или тетю Елену. Но сохранился портрет ее

сына, Даниеля Альбера Адриансена (Даниелем его

назвали в честь династии Фаурментов, Альбе-

103

ром — в честь любимого эрцгерцога). Он был во­

енным, как и отец, офицером в армии Западной

Фландрии, этот всадник в малиновом мундире

производит впечатление человека веселого и пыл­

кого: глаза под густыми бровями смеются и гово­

рят. В следующем поколении кровь у ж е не так

горяча: Ж о з е ф Даниель Адриансен выглядит вели­

чественно в красном одеянии благородного эше-

вена, светлые кудри парика времен Регентства

волнами ниспадают до самого пояса. Этот магист­

рат-щеголь умер молодым, оставив своей кузине

Марианне Кленверк, дочери покупателя Креанку-

ра, трех дочерей, о первой из них я у ж е упоми­

нала, это она — маленькая тень в монашеской

одежде с розой в руке. Из двух других, оставших­

ся в живых, одна прибавила свою ячейку к сети,

выйдя замуж за Бисваля, она умерла бездетной.

Вторая, Констанция Адриансен, моя прапрабабка,

получив разрешение на брак с кровным родствен­

ником, взяла в мужья кузена, Мишеля Донасьена

де Креанкура. Она принесла ему, помимо большей

части состояния Адриансенов, герб со львами, ко­

торыми потомки Мишеля Донасьена украсят свои

буржуазные гербы, а также захудалый испанский

дворянский титул, передаваемый по женской ли­

нии. П о з ж е мы встретимся с постаревшей Кон­

станцией.

Мишель Донасьен, королевский советник, в мо­

мент женитьбы в 1 7 5 3 году мог быть красивым,

хорошо сложенным юношей, весело танцующим

под звуки свадебной скрипки. В 1 7 8 9 году, в воз­


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Северные архивы. Роман. С фр."

Книги похожие на "Северные архивы. Роман. С фр." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Маргерит Юрсенар

Маргерит Юрсенар - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Маргерит Юрсенар - Северные архивы. Роман. С фр."

Отзывы читателей о книге "Северные архивы. Роман. С фр.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.