» » » » Алексей Рощин - О «дедовщине»: взгляд социального психолога


Авторские права

Алексей Рощин - О «дедовщине»: взгляд социального психолога

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Рощин - О «дедовщине»: взгляд социального психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Рощин - О «дедовщине»:  взгляд социального психолога
Рейтинг:
Название:
О «дедовщине»: взгляд социального психолога
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О «дедовщине»: взгляд социального психолога"

Описание и краткое содержание "О «дедовщине»: взгляд социального психолога" читать бесплатно онлайн.



Алексей Рощин. О «дедовщине»: взгляд социального психолога

Автор — по образованию социальный психолог. Научная тема — "группы принудительного членства", специализация на изучении "дедовщины" в армии. По материалам опубликованным в блоге http://sapojnik.livejournal.com с 25 января 2005 по 31 марта 2008






В Российской Армии, понятно, многоцветья поубавилось: только «кавказские» остаются, как прежде, во всем великолепии; а вот с прочими беда. Периодически то в том, то в ином подразделении отмечаются собственно «землячества» — скажем, «орловцы» (выходцы из Орла и области), «екатеринбургцы» (соответственно) и т. п. «Городские» и «областные» землячества, как правило, менее устойчивы: их хватает на 1-2-3 призыва, а далее «дедовство» размывает и поглощает казавшийся незыблемым монолит «земель».

При анализе всех интервью как советского, так и российского периода обычно бросается в глаза поразительное отсутствие в списке называвшихся «землячеств» собственно РУССКИХ. Право, на первый взгляд создается ощущение, что русские — это чуть ли не единственная нация сначала в Советской, а затем и в Российской армии, участники которой «неспособны к землячествам».

Это обстоятельство достаточно общеизвестно; факт отсутствия «русских землячеств» в армии, пестрящей, как правило, самыми разными «землячествами», настолько красноречив, что часто осознается мыслящими выходцами из армейских ГПЧ самостоятельно без всяких специальных исследований. Многие делают из него весьма печальные выводы о некоем присущем всей «русской нации» «вывихе», «неспособности к солидарности», «неумении объединяться» и т. п. Однако более содержательный анализ, на мой взгляд, показывает, что для подобных выводом нет никаких оснований.

Для понимания этого достаточно осознать и сопоставить уже известные нам факты: первое — что основная иерархия в ГПЧ «дедовская» и является по своей функции иерархией принуждения; второе — что «землячества» внутри ГПЧ возникают прежде всего и главным образом как инструмент противостояния членов «землячеств» внутригрупповой системе подавления и принуждения.

Добавим сюда и третье, совсем уж несомненное обстоятельство, связанное с демографией: известно, что в современной РФ доля русского населения составляет более 80 %. Для населения СССР процент русских был меньше, но все ж превышал 50 %. И при этом ПРИЗЫВНАЯ армия, как ей и положено, в целом отражала и отражает национальный состав населения страны…


Часть вторая. Соблюдение баланса

Отсюда вывод, что «русское землячество» в армейских подразделениях российской армии просто неспособно возникнуть, так как в этом случае в системе возникнет слишком большой дефицит «исполнительного элемента». Если в системе будет слишком много «надсмотрщиков» или вовсе «дедов», армейская ГПЧ окажется просто не в состоянии выполнять возложенные на нее функции; другими словами — станет неуправляемой.

И второй вывод, непосредственно вытекающий из первого: реальным (то есть эффективно защищающим права своих членов в ГПЧ) может быть только «землячество» с ограниченным числом членов. Это должна быть «клика», имеющая в своем составе 5-10 % от общего количества участников ГПЧ.

Чем характеризуется «успешное землячество»? Прежде всего тем, что его участники как бы «проскакивают» самые нижние ступени общей «дедовской иерархии», т. е. реально не выполняют функции «духа» или «молодого», переходя сразу к стадии «черпака», т. е. начиная НАДЗИРАТЬ. «Землячество» прикрывает своих от дедовского принуждения — зачастую в собственно силовых противоборствах (драках). Наиболее известны примеры именно различных кавказских «землячеств» — что, видимо, обусловлено изначальной принадлежностью членов таких землячеств к малым нациям и народностям, откуда проистекает повышенная внутренняя сплоченность и готовность к противостоянию «большому брату», как бы он не назывался.

Здесь мы приходим к иллюстрации очень важной особенности «дедовской» иерархии — к ее принципиально ВНЕЛИЧНОСТНОМУ характеру. «Деды», как правило, весьма жестоко и изощренно подавляют любой индивидуальный бунт «молодого», однако, как показывает пример «землячеств», часто пасуют перед организованным сопротивлением ПОДГРУППЫ (клики). Однако к чему это приводит? Обычно — к включению «отстоявшей себя» клики в ту же иерархию но сразу на более высокий уровень. «Дедовщина» как бы ОБТЕКАЕТ «островки сопротивления» в виде организованных и компактных «землячеств»… и перекладывает, более-менее равномерно распределяя, возросшую нагрузку на остальных, «простых» членов ГПЧ. В конце концов, кто-то же должен подметать плац и разгружать вагоны?!

Глава 11. Принцип Главного Героя

Герои способны на всё

В голливудских фильмах главные герои, уходя от погони в большом городе, вполне могут гнать машину на скорости «за 200», естественно, проезжать на «красный», выруливать на «встречную» или вообще ехать «против потока». За их спинами сталкиваются и переворачиваются машины, автобусы, что-то горит, эффектно взрывается… Кто взрывается, бандиты? Да нет, все подряд. «Простые участники движения».

Об участи этих безмолвных и никак не задействованных в сюжете статистов зритель не думает — да что там, просто не успевает! Зритель, затаив дыхание, следит — сумеют ли герои доставить «куда надо» Самую Главную Дискету? И удастся ли им отомстить Проклятому Главному Мафиози?

Как заставить зрителя сочувствовать статистам, не попавшим «в фокус» собственно повествования о лихих разборках «наших» с Плохими Парнями? Да никак. Таков закон зрительского восприятия: он не может сочувствовать ВСЕМ — так как в таком случае просто не успеет следить за сюжетом, увязнет среди тысяч лиц большого города.

Единственный возможный путь — снять Еще Один Фильм. На этот раз целиком посвященный жизни какого-то одного из простых обывателей, погибающего в своем авто по дороге на работу — только из-за того, что какие-то придурки устроили посреди города Гонки с Препятствиями. Акценты будут смещены, и фильм получится вполне слезоточивым, не хуже «Легенд осени»…


Добрые советы

Именно на «принципе главного героя» построены весьма многочисленные ныне рекомендации и рецепты под общим девизом «Как спокойно выжить/пережить «дедовщину». Авторы рецептов, как правило, дают весьма дельные советы. Я бы выделил такие:

1) Самому заниматься спортом и собственным физическим развитием, лучше — какими-нибудь боевыми единоборствами

2) Постараться вступить в или организовать самому какую-нибудь «боевую подгруппу» товарищей по несчастью, при поддержке которых противостоять «дедам»

3) Уметь жаловаться и знать, куда и кому пожаловаться на притеснения «дедов»

Все это вполне может помочь… Хотя и не всегда, конечно.

Слишком активного «одиночку», пусть даже умелого, как Брюс Ли, казарма может «загасить» ночью (как обычно и происходит); даже Брюс Ли не способен обходиться без сна. Кроме того, даже научившихся спать «одним глазом» «молодых» «рукопашников» подстерегает и другая опасность: мой однокурсник (впоследствии учившийся психологии в Гарварде и получивший MBA в Калифорнии), обладатель «черного пояса» по ушу, в армии (а его направили служить Родине в Молдавию, в стройбат) весь первый год службы успешно отбивался от «дедов» и «черпаков» — пока в ходе одной из драк ненароком не убил одного из противников. От тюрьмы его спасло расположение к нему «отцов-командиров» и немедленный, срочно оформленный «закос» под шизофреника. Каких трудов и времени стоило ему с таким диагнозом поступить обратно в МГУ и все ж получить высшее образование — отдельная песня…

Рассчитывать на участие в «боевой подгруппе», если вы, конечно, не принадлежите к малым народностям Кавказа, также весьма проблематично: с этим может повезти, а может и нет. Кроме того, и в этом случае необходима постоянная и изматывающая готовность к силовому противостоянию с враждебным окружением на протяжении чуть не года — очень немногие способны на такое по своему психотипу.

«Стукач» в армии, действительно, получает своего рода «неприкосновенность», но при ближайшем рассмотрении в ней можно увидеть много сходства с неприкосновенностью парии. Удовольствие, что говорить, весьма и весьма "на любителя". Кроме того, умение жаловаться способно защитить от «неуставных» издевательств, но практически бессильно против «уставных» (скажем, многочасовых занятий строевой или изматывающей физподготовкой). Кроме того, оно также обрекает на постоянную изоляцию среди «своих», а также, вполне возможно, приведет к лишению немногих радостей «дедовства», превратив ВСЁ время службы в одну сплошную череду бесконечных серых и тяжелых будней.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, как уже показано на примере «землячеств», «дедовская» иерархия довольно гибка и, встретив жесткий отпор, вполне может «обтечь» препятствие в вашем лице… Шансы, во всяком случае, велики. Однако, самое печальное находится за пределами всей этой логики.

Подобного рода просветительские кампании имеют и парадоксальный побочный эффект: они вполне способны УВЕЛИЧИТЬ число жертв «дедовщины»!.. Среди тех, кто объяснения не услышал. Или не понял. Или не сумел применить на практике. Дело в том, что и «обтекая», дедовщина сама по себе никуда не девается. Не будем ни на минуту забывать, что дедовщина по сути — это инструмент ПРИНУЖДЕНИЯ части обитателей казарм к выполнению задач и функций, поставленных внешней ОПЧ, а также прихотей и комплексов казарменных «надсмотрщиков» и «элиты». Когда часть принуждаемых, следуя подсказкам доброхотов, все ж так или иначе освобождается от гнета — весь потенциал принуждения вместе с объемом задач обрушивается на оставшихся.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О «дедовщине»: взгляд социального психолога"

Книги похожие на "О «дедовщине»: взгляд социального психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Рощин

Алексей Рощин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Рощин - О «дедовщине»: взгляд социального психолога"

Отзывы читателей о книге "О «дедовщине»: взгляд социального психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.