» » » » Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация


Авторские права

Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Арт-Бизнес-Центр, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация
Рейтинг:
Название:
Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация
Издательство:
Арт-Бизнес-Центр
Год:
2002
ISBN:
5-7287-0226-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"

Описание и краткое содержание "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о самой крупной в современной России протестантской религиозной организации — Свидетелях Иеговы.

Автор, религиовед с 25-летним стажем, не являющийся Свидетелем Иеговы, успешно защитил в 2002 г. докторскую диссертацию, посвящённую эволюции идеологии и деятельности Свидетелей Иеговы в России и стремится объективно ответить на вопросы: являются ли Свидетели Иеговы сектой, можно ли считать их традиционной для России религиозной организацией, каковы перспективы улучшения отношений Свидетелей Иеговы с государством. Опираясь на результаты социологических исследований, проведённых среди верующих Москвы, автор анализирует влияние религиозных взглядов Свидетелей Иеговы на их семейные отношения.

Издание рассчитано на государственных служащих, в том числе занимающихся осуществлением связей с религиозными объединениями, на студентов и преподавателей, а также на всех, интересующихся религиозной ситуацией в России.






Сторонники другой точки зрения считают, что представление об обязательном переходе от секты к деноминации (уже во втором поколении последователей) является не вполне корректным: известны секты, которым удается сохраняться в качестве сект на протяжении ряда поколений. Факторами, которые способны предотвратить или задержать превращение секты в деноминацию, могут быть: поддержание строгой дисциплины вплоть до исключения колеблющихся, ставка на самопополнение, запрещение браков с инаковерующими и др.[22]

Таким образом, только анализ конкретных особенностей идеологии и деятельности Свидетелей Иеговы на разных этапах эволюции их религиозной организации может дать представление о том, к какому типу религиозной организации они могут быть отнесены.

Наиболее подробно в социологии религии разработаны понятия «церковь» и «секта». Известный немецкий социолог и исследователь религии Макс Вебер (1864–1920) в работе «Хозяйство и общество» разработал социологические критерии церкви и секты, сопоставляя их по трём группам признаков:

1) отношение к «миру» (церковь не противопоставляет себя миру, приемлет его культуру и соглашается с его порядками, добиваясь того, чтобы стать универсальной организацией, вписанной в этот мир; секта тяготеет к неприятию, осуждению мира и мирских порядков, секта не стремится к универсальности, она хочет быть общиной «избранных»);

2) критерий членства (церковь, как правило, предъявляет умеренные требования к своим членам и практически каждый может быть её членом; членство в секте предполагает добровольное, сознательно принимаемое решение, которое основывается на понимании исключительности, избранности сектантской общины; для секты характерен аскетизм, самоограничение, нарушение моральных принципов или отступление от учения наказывается исключением);

3) организационная структура (церкви свойственна бюрократическая организация, наличие специально подготовленного профессионального духовенства; секта тяготеет к руководителю харизматического типа, как правило, в ней нет профессионального духовенства).

С помощью только двух понятий «церковь» и «секта» невозможно описать всё существующее многообразие религиозных организаций. Важное значение имеет понятие «деноминация», разработанное Р. Нибуром в ходе изучения религиозных организаций в США.

Представляя собой промежуточную между церковью и сектой форму, деноминации занимают важное место в религиозной жизни США. При этом некоторые религиозные организации, существующие во многих европейских странах в качестве церкви (например, лютеранство), выступают в США в форме деноминаций. Это позволяет констатировать, что в тех случаях, когда речь идёт о международных религиозных организациях, возможны варианты, когда в одной стране или группе стран данная религиозная организация является, например, деноминацией, а в других странах она же имеет многие черты секты.

Сравнительно-исторический анализ свидетельствует, что эволюция религиозной организации может идти в принципиально разных направлениях: от секты к деноминации и далее к церкви; от церкви к деноминации и даже к религиозной организации сектантского типа; в ряде случаев может происходить более или менее длительная «консервация» религиозной организации на промежуточных фазах её эволюции (от секты к деноминации или от деноминации к церкви).

Существенное значение имеет также вывод о том, что некоторые религиозные организации складываются в качестве деноминации с самого начала своего возникновения, другие же превращаются в деноминацию, трансформируясь из других типов религиозных организаций. По нашему мнению, религиозная организация Свидетелей Иеговы (Исследователей Библии) может быть охарактеризована в качестве такой организации, которая с момента своего возникновения и на протяжении всех этапов своей дальнейшей эволюции являлась деноминацией.

Как отмечается в учебном пособии и учебном словаре-минимуме по религиоведению, подготовленном под редакцией И.Н. Яблокова, «деноминация (лат. denominatio — наименование) может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой; её идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на избранности членов, она признаёт возможность духовного возрождения для всякого верующего, придерживается принципа постоянного и контролируемого членства. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не считается признаком истинной религиозности, последователи призываются к активному участию в жизни общества. Несмотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборности руководящего состава, имеется элита руководителей, как правило, постоянных. При определённых условиях в деноминации может возникать тенденция к превращению в церковь, от неё могут отделяться сектантские группы»[23].

Определяющую роль при изучении того, в каком направлении будет развиваться та или иная религиозная организация, то есть будет ли она эволюционировать в направлении от секты к деноминации или в противоположном направлении, от деноминации к секте, играет методологический принцип диалектической взаимосвязи и социальной обусловленности явлений, предполагающий анализ социальной основы этой религиозной организации.

М.Э. Барташевичем, Е.И. Борисоглебским, М.Я. Ленсу и другими религиоведами советского периода была сформулирована аргументированная позиция, в соответствии с которой Исследователи Библии были одной из религиозных организаций, выражавших настроения и чаяния мелкой буржуазии, испытывавшей страх и отчаяние перед разорением в результате усиления позиций крупного капитала[24].

Серьёзные экономические кризисы 1873, 1875, 1894 годов в США и другие приводили к массовому разорению фермеров и буржуазии, усилению безработицы в городах, порождали вспышки массовой религиозной экзальтации, способствовавшие в том числе и распространению ожиданий близости второго пришествия Иисуса Христа.

Социальным фоном, на котором развивалась религиозная организация Исследователей Библии, было быстрое экономическое разорение мелкой буржуазии и периодически повторявшиеся острые экономические кризисы (наиболее серьёзным из которых в США была «великая депрессия» 1929–1933 годов), которые порождали страх и панику перед угрозой разорения, настроение пессимизма и неуверенности в мелкобуржуазной среде, воспринимавшиеся как начало осуществления библейских пророчеств о конце «нынешней злой системы вещей».

Вместе с тем, в работах советского периода, причём не только посвящённых религии и атеизму, но и анализировавших проблему возникновения и сущности «государства всеобщего благоденствия», не были достаточно глубоко изучены последствия формирования в период после Второй мировой войны социального государства, обеспечивавшего высокий уровень благосостояния всех слоёв населения, в том числе и среднего класса.

В результате, в период после Второй мировой войны, в США и в Западной Европе доля низших классов уменьшилась, образовался новый средний класс, занятый квалифицированным и высокооплачиваемым трудом, что не могло не сказаться на мироощущении и психологии среднего класса и, в опосредованной форме, тех религиозных организаций, в том числе и Свидетелей Иеговы, которые выражали его настроения. Вместе с тем, периодически повторяющиеся экономические кризисы и также свойственная рыночной экономике внутренняя противоречивость развития по-прежнему порождали у определённых слоёв среднего класса страх потери своего социального статуса, что не может не сказываться и на сфере религиозной жизни.

Таким образом, если признать, что религиозная организация Свидетелей Иеговы выражала настроения и чаяния мелкой буржуазии на раннем этапе своего развития, а позднее — среднего класса, то можно сделать вывод, что социальные позиции среднего класса стали в период после Второй мировой войны в США и в Западной Европе достаточно прочными, и это должно было способствовать постепенной эволюции религиозной организации Свидетелей Иеговы в направлении превращения в религиозную организацию, имевшую все основные признаки деноминации.

Принципы канонического устройства религиозной организации Свидетелей Иеговы

Как убеждены Свидетели Иеговы, каноническое устройство их религиозной организации основано на библейских принципах, а сама история становления и развития их религиозной организации является исполнением библейских пророчеств. В связи с этим принцип научной объективности и непредвзятого отношения к конфессиональным особенностям религиозной организации Свидетелей Иеговы предполагает изучение эволюции канонического устройства данной религиозной организации во взаимосвязи со специфическими чертами трактовки Библии Свидетелями Иеговы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"

Книги похожие на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Иваненко

Сергей Иваненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"

Отзывы читателей о книге "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.