» » » » Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты


Авторские права

Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Наука, год 1978. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты
Рейтинг:
Название:
Секты, сектантство, сектанты
Издательство:
Наука
Год:
1978
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Секты, сектантство, сектанты"

Описание и краткое содержание "Секты, сектантство, сектанты" читать бесплатно онлайн.



В книге дан критический анализ современного сектантства в СССР. В ней рассказывается о тех процессах, которые происходят в сектантских объединениях под влиянием советского образа жизни, социального и научно-технического прогресса. Приводятся данные конкретных социологических исследований, подвергаются критическому анализу сочинения сектантских идеологов. Намечаются пути повышения эффективности атеистической пропаганды.






Хочется привести слова А. И. Клибанова: «Беседуя с трудящимися в колхозах, совхозах и на предприятиях, мы убеждались, что, как правило, сектанты добросовестно относятся к труду, соблюдают производственную дисциплину, а в отдельных случаях участвуют и в рационализаторском движении, вкладывая в коммунистическое строительство живую инициативу. Принимая во внимание нынешний возрастной, половой и социальный состав участников сектантских течений, можно сказать, что большинство их — трудовые люди, пришедшие в сектантство под влиянием материальных и семейных невзгод, личных потерь, чувства одиночества, словом, таких жизненных ситуаций, когда особенно остро, насущно необходима была поддержка коллектива и когда по тем или иным причинам (часто зависящим от нас самих) этой поддержки не оказалось.

Мы убедились в то же время в наших встречах с рядовыми сектантами, что они не понимают реакционности сектантства, враждебности его коммунизму, а следовательно, и интересам самих сектантов как трудящихся»[123].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложен и противоречив мир религиозного сектантства, мир поисков «истины», разочарований, несбыточных надежд и разрушенных иллюзий. Чтобы постичь его сущность, нужно рассматривать его комплексно с учетом тех постоянных изменений, которым, он подвергается. И главное — суметь за религиозной формой, догматикой, своеобразной интерпретацией традиционных христианских представлений увидеть земные потребности, конкретные помыслы и побуждения носителей сектантской идеологии и морали, стремящихся сохранить сектантскую веру, сберечь ее в эпоху сложнейших социальных коллизий. Ведь в конечном счете именно в земном бытии людей кроются факторы, вызывающие к жизни религиозное сектантство, поддерживающие его, обусловливающие исторические его судьбы.

Но и сами эти факторы изменчивы, подвижны, определяются конкретно-историческими условиями. Это можно видеть, анализируя путь религиозных сект, который проходит через столетия. Само собой разумеется, что условия существования сектантских течений в классовом антагонистическом обществе, в период социалистического строительства и в эпоху развитого социализма различны. Различны и религиозные потребности верующих, и их побуждения, и сами их связи с миром сектантства. Различна степень их религиозности, влияние окружающей социальной среды и даже оценка места и роли того или иного сектантского объединения в обществе.

Конечно, все это не лежит на поверхности. Сплетения нитей, связывающих человека с религией, как правило, бывают чрезвычайно сложны. И при сугубо внешнем подходе к сектантской вере и деятельности эти сложные переплетения могут оказаться вне поля зрения. Именно в силу этого сектантство порой в нашей, литературе характеризуется как бы с вневременных позиций, оценивается примерно так, как оценивалось несколько десятилетий назад. Между тем конкретные социологические исследования последних лет показывают, что оно подвержено значительным изменениям, что в нем обнаруживаются процессы, которых ранее не было. Мало констатировать, что сектантство переживает глубокий кризис. Следует показать, как конкретно он проявляется, какими характерными чертами отмечен, в чем его специфические особенности.

Исследование религиозного сектантства, процессов, происходящих в сектах, религиозного сознания их членов в его динамике — не самоцель. Это необходимое условие для повышения эффективности атеистического воспитания среди последователей сектантских течений. Те недостатки в атеистическом воспитании, которые еще имеют место, в значительной степени связаны с весьма поверхностным представлением о сектах и сектантах, их современных позициях, о тенденциях, характерных для сектантских объединений. Отсюда проистекают устарелые взгляды на сектантскую идеологию и деятельность, односторонний подход к верующим — членам сектантских объединений, а как результат — взаимное непонимание позиций атеистов и верующих.

Констатируя, что в целом у нас накоплен весьма солидный опыт атеистической работы среди сектантов, мы не можем закрывать глаза на то, что в этой работе есть немало недостатков, отрицательно сказывающихся на процессе преодоления сектантской идеологии, вовлечения последователей сектантства в активную, общественно-трудовую деятельность, являющуюся наиболее важным фактором преодоления религиозности.

На наш взгляд, наиболее слабо изучены в настоящее время процессы и тенденции, происходящие в лоне таких течений, как пятидесятничество и «Свидетели Иеговы». Бытующая еще в атеистической литературе характеристика и оценка идеологии и деятельности этих сектантских объединений явно устарела. Авторы работ, претендующих на научное исследование пятидесятничества и иеговизма, как правило, не учитывают тех сдвигов, которые произошли в сознании и поведении их приверженцев. Поэтому выдвигаемые в данных работах положения не согласуются с результатами конкретных социологических исследований, свидетельствующих о весьма симптоматичных процессах, происходящих в этих сектах.

Более основательно исследовано современное состояние евангельского христианства, баптизма, адвентизма седьмого дня. Однако и здесь оно нуждается в дальнейшей разработке, ибо, например, нуждается в тщательном анализе внутренняя борьба в адвентизме, которая почему-то не нашла отражения в нашей атеистической литературе. А то, что эта борьба в известной степени напоминает внутренние распри в евангельском христианстве-баптизме, невольно наталкивает на мысль о необходимости выявления объективных и субъективных факторов, обусловливающих идентичные процессы в различных объединениях сектантского типа.

На наш взгляд, пришло время более углубленно подойти к рассмотрению позитивных изменений в позициях и деятельности сект и сектантов. Эти позитивные изменения связаны со все возрастающим влиянием окружающей действительности на верующих, с их более реалистичным подходом к актуальным вопросам современности. Нельзя устраняться от положительной оценки гражданственных позиций проповедей, содержащих призывы честно выполнять свои гражданские обязанности, участвовать в созидательном труде на благо общества, в борьбе за мир и социальный прогресс. Мы не всегда можем соглашаться с исходными данными, определяющими подобную деятельность, с ее теоретическим обоснованием. Но иные мировоззренческие принципы не должны быть препятствием для объективной оценки позитивного в сегодняшней жизни сектантских объединений.

Вместе с тем в работе по атеистическому воспитанию нельзя снисходительно относиться к нарушениям существующих законов, которые подчас совершаются некоторыми наиболее фанатичными приверженцами сектантских объединений, причем нередко оправдание этому ищется в религиозном вероучении. Здесь уместно напомнить, что гарантированное Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 г., право свободы совести отнюдь не дает права уклоняться по религиозным мотивам от гражданских обязанностей.

В статье 59-й Конституции СССР прямо сказано, что «осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей».

По нашему мнению, в атеистической критике идеологии и деятельности религиозных объединений, о которых идет речь, не следует акцентировать внимание на какой-то их исключительности, что еще имеет место в практике воспитательной работы. Свою роль, как нам кажется, играет тот факт, что в практической работе самодовлеющее значение приобретают термины «сектантство», «сектанты». Между тем религиозные объединения, которые принято относить к сектантам, хотя и обладают определенной спецификой, являются носителями специфически интерпретированного христианского вероучения, но не выходят за пределы христианства. А это означает, что они должны рассматриваться лишь как разновидность христианства, как конфессиональные объединения, отличающиеся от всех других лишь своеобразной трактовкой тех или иных догматических принципов.

В действительности же критика сектантства подчас выглядит как критика крайних форм религиозности, объективно отдающая дань православию, католицизму за их «умеренность» и сохранение вековых традиций христианства. А такое деление религиозных объединений вряд ли справедливо с методологической точки зрения. Научный атеизм выступает против религии как таковой, против любых проявлений религиозности. Специфика же ее проявления представляет интерес только в процессе выработки конкретных и эффективных форм и методов атеистического воспитания.

В атеистической работе среди последователей тех течений, которые принято рассматривать как секты, особую роль играет индивидуальный, дифференцированный подход. Это обусловлено и тем, что данные объединения, как уже говорилось, носят замкнутый характер, что многие их члены, считая себя, с одной стороны, «богоизбранными», а с другой — «отвергнутыми миром», крайне настороженно относятся к попыткам атеистов войти с ними в контакт и, как правило, игнорируют массовые мероприятия — лекции, беседы, вечера вопросов и ответов. Отсюда и остается лишь индивидуальный подход к ним. Практика показывает, что во многих случаях отход членов сектантских объединений от религии был обусловлен умелой, целенаправленной индивидуальной воспитательной работой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Секты, сектантство, сектанты"

Книги похожие на "Секты, сектантство, сектанты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Белов

Анатолий Белов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты"

Отзывы читателей о книге "Секты, сектантство, сектанты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.