» » » » Константин Бестужев-Рюмин - Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе


Авторские права

Константин Бестужев-Рюмин - Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Бестужев-Рюмин - Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Бестужев-Рюмин - Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе
Рейтинг:
Название:
Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе"

Описание и краткое содержание "Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе" читать бесплатно онлайн.



«Двести лет прошло после рождения Петра Великого, почти полтораста после его смерти, имя его во всех устах, памятники ему стоят по городам русским, а между тем и наука, и общество до сих пор останавливаются в недоумении перед колоссальным образом Петра, перед исполинским подвигом, им совершенным. До сих пор, как и во время его деятельности, деятельность эта обсуждается с разных сторон: раздаются панегирики, иногда самые безотчетные, порицания, нередко самые неосновательные…»






Дело Петра, требовавшее такого напряжения сил, должно было непременно возбудить многих против себя, и мы действительно знаем, что многих и возбудило. Когда же он умер, когда многое пошло не по его предначертаниям, когда иностранцы получили незаконное преобладание, когда русские люди преимущественно высших сословий, увлекаясь всем иностранным, начали предпочитать немецкое русскому и в Париже видеть рай земной, когда, наконец, с конца XVIII века кроме роскоши и моды последовал к нам наплыв иностранных гувернеров и все общество окончательно заговорило по-французски, тогда поднялись мало-помалу голоса против преобразований Петра и выступила, разумеется, идеализация старого быта. В учении славянофилов (в его первобытном виде) эта идеализация получила окончательную форму. Есть в их возражениях стороны справедливые, но они по большей части касаются последствий деятельности Петра, от него не зависевших и им не предвиденных: мало ли сколько посторонних элементов примешалось к великому подвигу Петра уже тогда, когда дело его досталось продолжать другим, часто далеко уступавшим ему людям? Частью же эти возражения касаются приемов Петра и его средств. Его средства и приемы заимствованы им из прошедшего Московского государства или даже из примеров тогдашней Европы, переживавшей эпоху Людовика XIV. Порицатели Петра не правы, стало быть, в том, что они неясно различают все эти многообразные элементы в его деле и не останавливаются на вопросе о том, что принадлежит ему самому, что его времени, и что, наконец, его преемникам. Появление безусловных хвалителей Петра столько же понятно, как и появление порицателей: результаты подвига Петра были слишком блистательны, сияние европейской цивилизации, открывшейся для России реформами Петра, слишком ослепительно, и потому не мудрено, что преимущественно те из людей ближайших к Петру поколений, которые пошли дорогою науки, как великий Ломоносов, наиболее увлеклись его делом: для них только с Петра открылся новый мир; к ним присоединились те, которые рабски подчинились Европе; таких много было в последующих поколениях. Эти последние даже отчаялись в России и все хорошее видели в Европе, оставляя нам роль вечных учеников, которым не суждено быть мастерами, незавидную роль Тредьяковского[5]. Пока европеизм в смысле западничества, то есть поклонение всякому «последнему слову», господствовал у нас, и это мнение было господствующим; теперь мы, однако, начинаем выходить на другую дорогу, и, быть может, исполнится заветная мысль Петра – видеть нас и в области науки равноправными членами с другими великими народами мира, и, быть может, в будущем законодатели, полководцы и поэты представят Русскую землю в великом пантеоне всемирной истории. Тогда подвиги Петра получат свое завершение, и, быть может, только тогда замолкнут разноречивые о них толки, и вся мыслящая Россия в один голос признает важность реформы не в одном лишь политическом отношении, хотя главнейшая ее цель и была, как я уже сказал, внешнее могущество России. Время это, будем надеяться, близко, заря уже стоит на нашем горизонте. Тогда дождемся мы и полной истории Петра, которою мы все еще в долгу перед его великой памятью.

Примечания

1

В «школах» заиконоспасских – В 50-70-х гг. XVII в. в Москве неоднократно предпринимались попытки создания учебных заведений. В Спасском монастыре в 1665 г. по инициативе Симеона Полоцкого была открыта «школа грамматического учения», в которую были набраны молодые подъячие из различных приказов для обучения латинскому языку и русской грамматике.

2

«Куранты» – рукописная газета, создававшаяся с 1621 г. в единственном экземпляре дьяками Посольского приказа для царского двора из переводных иностранных известий.

3

Симеон Полоцкий (в миру – Самуил Емельянович Ситниановнч-Петровский; 1629–1670) – писатечь, публицист, просветитель, крупнейший деятель русской культуры второй половины XVII в. Закончил Киево-Могиляискую академию, принял постриг, преподавал в братской школе Богоявленского монастыря в Полоцке. С 1664 г. – придворный поэт и воспитатель детей царя Алексея Михайловича (в т. ч. царевны Софьи). Вел обширную просветительскую деятельность: писал книги, стихи, произносил многочисленные проповеди (сохранилось около двухсот), преподавал в созданной им латинской школе, вел активную полемику со сторонниками греческих культурных традиций. Был тайным униатом (принадлежал некоторое время к Базилианскому ордену). Решительный противник старообрядчества, был чужд в целом традициям древнерусской культуры. Главные сочинения – «Рифмология», «Вертоград многоцветный» (своеобразная философская энциклопедия), сборники проповедей «Обед душевный», «Вечеря душевная».

4

Кольбер Жан Батист (1619–1683) – генеральный контролер торговли, промышленности и финансов Франции в эпоху Людовика XIV, теоретик меркантилизма.

5

Тредьяковский Василий Кириллович (1703–1769) – выдающийся русский ученый XVIII в. и неудачный потуг, имя которого сделалось нарицательным для обозначения бездарных графоманов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе"

Книги похожие на "Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Бестужев-Рюмин

Константин Бестужев-Рюмин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Бестужев-Рюмин - Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе"

Отзывы читателей о книге "Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.