» » » » Илья Мельников - Новгород Великий


Авторские права

Илья Мельников - Новгород Великий

Здесь можно купить и скачать "Илья Мельников - Новгород Великий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Мельников - Новгород Великий
Рейтинг:
Название:
Новгород Великий
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новгород Великий"

Описание и краткое содержание "Новгород Великий" читать бесплатно онлайн.



«






В начале XII века Новгород стал боярско-купеческой вечевой республикой. Местное новгородское боярство в лице посадника, с одной стороны, и архиепископа, с другой завладело всем государственным аппаратом, оттеснив князя на роль наемного военачальника города. Князья потеряли власть над детинцем и переселились на Городище, возле которого возникли крупнейшие княжеские монастыри – Юрьев, и несколько позднее – Спасо-Нередицкий.

Потеряв власть над детинцем, князья потеряли и свой храм – Софию, которая в начале XII века перешла в руки новгородского владыки, став центром вечевой республики. Именно с этим было связано расширение храма, выразившееся в обстройке его галереями.

В течение XII века новгородские князья делали попытки противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. В 1103 году князь Мстислав заложил на Городище церковь Благовещения, а в 1113 начал постройку нового каменного храма Николы в центре Торговой стороны Новгорода, на Ярославом дворище. Николо-Дворищенский собор представляет собой большую пятикупольную трехнефную постройку с обширными хорами в западной части здания. Плановое решение Николо-Дворищенского собора восходит к прославленному в древней Руси храму – Успенскому собору Киево-Печерской Лавры.

Шесть крестчатых в плане столбов делят храм на три нефа, средний из которых значительно превосходит по ширине боковые. Для внутреннего пространства Николо-Дворищенского собора в гораздо большей степени, чем для Софии, характерна расчлененность его на отдельные пространственные ячейки и некоторая изолированность ячеек.

Фасады собора просты, строги и разделены плоскими лопатками соответственно внутренним структурным членениям здания и завершались в древности полукружиями закомар. Все фасадные украшены рядами плоских двухуступчатых ниш с полуциркульным верхом, чередующимися с рядами окон. Западный и северные фасады собора искажены и закрыты пристройками XIX века.

В древности собор был пятиглавым, и таким как он изображен на рисунках конца XVII века. Остатки его куполов хорошо сохранились под современной поздней четырехскатной крышей. Пятиглавие собора, не повторяющееся в новгородском зодчестве, возможно, было вызвано подражанием пятиглавию новгородской Софии.

Николо-Дворищенский собор был княжеским дворцовым храмом. Даже духовенство этой церкви было подчинено не архиепискому, а князю. Так, когда архиепископ Нифонт отказался из политических соображений обвенчать князя Святослава с новгородкой, князь обвенчался в Николо-Дворищенском соборе.

От фресковой росписи Николо-Дворищеского собора, исполненной вскоре после его окончания его постройки, до нас дошли лишь незначительные фрагменты. Для этих фрагментов характерна пластическая характеристика фигур и изысканное мастерство письма.

Построенный в 1117 году собор Рождества Богородицы Антониева монастыря очень искажен позднейшими пристройками и переделками. Вместо старых узких окон с полуциркульным верхом, на фасадах пробиты новые широкие окна, уничтожено позакомарное покрытие, на старые барабаны поставлены огромные луковичные главы. С трех сторон древний собор застроен поздними нижними галереями – папертями.

Внутри собора уничтожены древние хоры, стесаны на всю высоту крестчатые столбы и лопатки на внутренней поверхности стен. Однако и в этом искаженном виде архитектурный облик памятника раскрывается с достаточной убедительностью. Собор Антониева монастыря близко напоминает Николо-Дворищенский собор. Эта близость выражается не только в общности планов обоих соборов, но и в трактовке фасадов. Фасады Антониева собора членятся плоскими лопатками, выражающими структурные членения здания, и в древности были опоясаны рядами плоских двухуступчатых ниш с полуциркульным верхом. Позднее все эти ниши были заложены.

Особенностью Антониевого собора является цилиндрическая башня у северо-западного угла, с лестницей, ведущей на полати собора. Характерна ассиметричная композиция трех глав собора. Кроме центральной главы собор увенчан еще двумя главами, одна из которых поставлена над юго-западным угловым членением, вторая – над башней.

Стенопись Антониева собора первоначально была открыта в 1898 году, затем грубо переписана и вновь расчищена в 1923, 1927, 1944 годах. Фресковая роспись собора сохранилась фрагментарно, главным образом, в алтарной части. Фрески, выполненные в 1125 году, свидетельствуют, как и фрески Софии, о переработке византийско-киевских художественных традиций в новгородском искусстве XII века. Новыми особенностями являются резкость и острота контуров, что является чертой, характеризующей складывающуюся художественную школу Новгорода.

В начале XII века за городом напротив Городища, на противоположном берегу Волхова, был основан княжеский Юрьев монастырь. Возникновение монастыря и его дальнейшая история тесно связаны с той новой политической ролью, которую приобретает Городище, ставшее в начале XII века не только княжеской резиденцией, но и крупным центром политической жизни Новгорода.

Георгиевский собор Юрьева монастыря выстроен в 1119 году князем Всеволодом. По своим размерам и строительному мастерству в новгородском зодчестве, по мнению ученых, он занимает первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить, то, во всяком случае, конкурировать с Софией. На современников новый собор произвел огромное впечатление. Даже летописцы сохранили нам имя зодчего, который его выстроил. Это был русский мастер Петр.

Георгиевский собор развивает трехглавую ассиметричную композицию собора Антониева монастыря. Как и в Антониевом соборе, в соборе Юрьева монастыря башня с лестницей, ведущей на хоры, примыкает к северо-западному углу здания. Однако мастер Петр, придав башне квадратную форму, более органично связал ее с основным массивом собора. Западный фасад башни, представляя непосредственное продолжение западного фасада, как бы сливается с ним в единое целое, что композиционно подчеркнуто рядами ниш и окон.

Фасады собора расчленены мощными лопатками, отражающими внутреннюю структуру здания. Композиция фасадов близко напоминает композиционный замысел Николо-Дворищенского собора и собора Антониева монастыря, но в Георгиевском соборе этот замысел доведен до предельной четкости и выразительности. Декор фасадов представляет собой плоские ниши с более сложным профилем.

Вскоре после постройки собора была выполнена его роспись. Расчищенные в башне собора большие изображения святых, выполненные с исключительным мастерством, отличаются пластичностью в лепке лиц, богатством и сочностью красочной палитры и широкой монументальной манерой письма. Расписывала огромный собор большая группа художников.

После постройки собора Юрьева монастыря в княжеском строительстве наступил резкий спад. В очень напряженной политической обстановке конца первой трети XII века был построены два последних княжеских храма в городе. Оба они заложены князем Всеволодом незадолго до его изгнания из города восставшим народом – церковь Ивана на Опоках в 1127 и церковь Успения на Торгу в 1135 году. Обе постройки сохранились плохо, неся на себе следы многочисленных разновременных переделок.

Последним памятником княжеского строительства в Новгороде была небольшая и скромная одноглавая церковь Спаса на Нередице, выстроенная князем Ярославом Владимировичем в 1198 году. Церковь выстроена в княжеском дворцовом монастыре, возле новой княжеской резиденции на Городище.

Церковь Спаса на Нередице представляет собой кубического типа крестовокупольную постройку, почти квадратную в плане, с четырьмя столбами внутри, несущую единственный купол. Узкий щелевидный ход в толще западной стены ведет на хоры. Стены церкви очень толсты, кладка груба, хотя и напоминает старую византийскую систему чередования камня и плоского кирпича на растворе извести, с примесью толченого кирпича. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов – все это придает церкви Спаса на Нередице характер специфической пластичности, столь отличающей новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшего владимиро-суздальскую строительную технику.

Фресковая роспись церкви Спаса на Нередице, исполненная в 1199 году, представляла до своей гибели в 1941 – 1943 годах наиболее ценный памятник новгородской живописи XII века. До 1941 года стенопись эта сохранилась почти целиком. Все стены, столбы, своды, арки и купол церкви были сплошь покрыты фресками отличной сохранности, что давало возможность понять всю декоративную систему росписи в целом, не прибегая к теоретическим реконструкциям.

В куполе церкви Спаса на Нередице было изображено Вознесение, ниже на барабане – пророки, в подпружных арках – медальоны с изображением сорока мучеников. На стенах и столбах поясами были расположены отдельные фигуры и композиции. Западная стена была занята большой картиной Страшного суда. Нижняя часть стен была покрыта орнаментальной росписью, подражавшей тем панелям из различных сортов мрамора, которыми украшались нижние части стен византийских храмов. На стенах и сводах церкви Спаса на Нередице был развернут цикл иллюстраций к тексту Евангелия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новгород Великий"

Книги похожие на "Новгород Великий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Мельников

Илья Мельников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Мельников - Новгород Великий"

Отзывы читателей о книге "Новгород Великий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.