» » » » Жан-Поль Сартр - Воображаемое. Феноменологическая психология воображения


Авторские права

Жан-Поль Сартр - Воображаемое. Феноменологическая психология воображения

Здесь можно скачать бесплатно "Жан-Поль Сартр - Воображаемое. Феноменологическая психология воображения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Издательство «Наука», год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жан-Поль Сартр - Воображаемое. Феноменологическая психология воображения
Рейтинг:
Название:
Воображаемое. Феноменологическая психология воображения
Издательство:
Издательство «Наука»
Год:
2001
ISBN:
5-02-026808-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воображаемое. Феноменологическая психология воображения"

Описание и краткое содержание "Воображаемое. Феноменологическая психология воображения" читать бесплатно онлайн.



Работа Сартра «Воображаемое» («L’Imaginaire») представляет собой произведение известного философа, созданное в конце 30-х годов и обнаруживающее сильное влияние уже опубликованных к тому времени феноменологических трудов Э. Гуссерля. Автор словно выполнял задание учителя, наметившего основные направления феноменологической дескрипции всевозможных предметов интенционального сознания. Сартр выбирает одну из наиболее существенных и интригующих способностей человеческого разума — воображение. В работе «Воображение» («L’Imagination»), появившейся несколько ранее, он проводит критический анализ теорий ментального образа, появившихся со времен Декарта. Теперь же, следуя основной методической мысли Гуссерля, он берется осуществить феноменологическое описание деятельности воображения и ноэматического коррелята этой деятельности — воображаемого, образа.

Довоенная работа Сартра сохраняет свое значение как в области применения фундаментальных философских методологий, так и в теории искусства и предмета художественного творчества. Осуществленная автором скрупулезная феноменологическая дескрипция представляет собой крайне поучительный опыт, а кроме того, тесно связана с литературным творчеством автора, в частности с появившимся примерно в то же время романом «Тошнота».


«Воображаемое» замыкает собой серию работ Сартра по психологии. В том, что «Воображаемое» — книга по психологии, изучающии ее человек убеждается немедленно, столкнувшись с обилием в ней специального, чисто психологического материала (особенно много его во второй и третьей частях книги). И все же перед нами не просто книга по психологии. Это философская книга. Это книга по философии психологии. Она в большей степени посвящена философии, чем психологии. Тут немаловажным является и то обстоятельство, что она вышла из печати всего за три года до того, как было опубликовано «Бытие и ничто». Промежуток времени небольшой. Поэтому неудивительно, что в «Воображаемом» можно обнаружить зачатки тех философских идей, которые достигли зрелости в «Бытии и ничто».

Jean-paul sartre

L’imaginaire Psychologie phenomenologique de l’imagination

GALLIMARD






Чжуан-цзы. Ле-цы. М., 1995. С. 73.

6

Сознание (нем.) (прим. перев.).

7

См. наш критический этюд L’Imagination. Alcan, 1936.

8

Ните. Traite de la Nature humaine. Trad. Maxime David. P. 9. (Перевод приводится по изданию: Юм Д. Сочинения в 2 томах. Т. 1. М., 1996. С. 62 — прим. ред.).

9

Moulier F. L’Aphasie de Broca. These de Paris. Steinheil, 1908. Cm. c. 244: «Мы полностью (formellement) отвергаем существование образов».

10

Возможно, мне захотят возразить, указав на те случаи, когда я вызываю в себе образ какого-либо объекта, реально не существующего вне меня. Но как раз химера-то и не существует «в образе». Она не существует ни таким, ни каким-либо другим способом.

Существование таких понятий иногда отвергалось. Тем не менее восприятие и образ предполагают некое конкретное знание, обходящееся без образов и без слов.

11

Оттенки (нем.) (прим. перев). Наполнение (нем.) (прим. перев.).

12

Это прекрасно понимал Йенш, стремившийся довести до конца теорию ревивисцентных восприятий и сделавший эйдетический образ объектом, доступным наблюдению и изучению.

13

На грани яви и сна встречаются довольно странные случаи, когда может показаться, будто образы оказывают сопротивление. Со мной, например, случается, что я вижу какой-нибудь неопределенный объект, вращающийся вокруг своей оси по часовой стрелке, и не могу ни остановить его, ни заставить вращаться в обратную сторону. Несколько слов об этих феноменах мы скажем, когда будем изучать сходные с ними гипнагогические образы.

14

Такая приостановка веры остается тем не менее позициональным актом.

15

Ethique, I, prop. VIII, sc. II (цит. по: Спиноза Б. Этика. СПб., 1994. С. 13 — прим. ред.).

16

Messer, цит. по: Burloud. La Pens6e d’apres les recherches experimentales de Watt, de Messer et de Buhler. P. 69.

17

Мы сознаем, что такие заявления обязывают нас полностью отвергнуть существование бессознательного. Однако здесь не место говорить об этом подробнее.

18

Далее мы увидим, что означает для материального содержания ментального образа «существовать в свободном состоянии».

19

М. И. Мейерсон, глава «Образы». Дюма (Nouveau Tratte. Т. II) постоянно пугает друг с другом (например, на с. 574 и 581) знак, образ и символ.

20

Именно это наблюдение становится квази-наблюдением в случае ментального образа.

См.: Nusserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie. P. 226.

21

Нас интересуют только те случаи подражания, которые не сопровождаются использованием грима.

22

Разумеется, мы рассматриваем теоретический случай, где все ходы сознания четко отличаются друг от друга. Подражание может, однако, характеризоваться почти портретным сходством (например, если артист загримирован). Этот случай отсылает нас к результатам анализа, проведенного в предыдущей главе.

23

Bergson A. Matiere et Memoire. Р. 172.

24

См.: Abramowski. Le Subconscient normal.

25

Можно было бы говорить и о сознании подражания, несомненно, являющемся сознанием одержимости.

26

Возможно, такой способ организации восприятия свойствен только мне. Читатель может сам установить те процедуры, которыми он будет пользоваться.

27

Откуда (определение начала движения) (лат.) (прим. перев.).

28

Куда (определение конечной цели движения) (лат.) (прим. перев.)

29

Если мы пожелаем отдать себе отчет в той громадной диспропорции, которая имеет место между внешним репрезентативным элементом и воплощаемым в нем знанием, то можно обратиться к примерам такого рода: представим себе, что какую-нибудь знаменитость в журналах и на карикатурах часто изображали с помощью следующих трех атрибутов: соломенной шляпы, очков и трубки. В конце концов, в сознании людей эта личность оказывается сведена к этим трем предметам. Расположив их схематические изображения в каком-либо порядке (например, трубка, шляпа, очки), вы получите знаки — от этих трех атрибутов мы сможем перейти к той личности, которую они должны нам напоминать. Расположив их в естественном порядке (шляпа, под шляпой — очки, а под очками — трубка, все это на некотором расстоянии одно от другого и в надлежащем смысле), вы получите образ; тремя атрибутами будет пред

30

Leroy. Les Visions du demi-sommeil. Alcan, 1926. Один из его пациентов говорит: «В общем, это как кадр из цветного кино». Р. 111.

31

Journal de Goncourt, цит. по: Leroy. Р. 29.

32

Leroy. Op. cit. P. 28.

33

Ibid. См. также везде. Например, с. 17, прим. VIII: «светящаяся лента, цвет которой я не могу определить», и т. п.

34

Ibid. См. также с. 45: «Вдруг я замечаю, что вижу, как передо мной останавливается какая-то машина».

35

Это наблюдение показывает, кроме прочего, что в некоторых случаях знание может даже предшествовать образу.

36

См.: Delage. Le Reve; Binet. Armee psychol., t. 1. P. 424–425. Trumbul Ladd. Gelle; «Les Images hypnagogiques» // Bullet, de l’Instit., gen., psychol., 4 annee, N 1.

37

Leroy. Op. cit. P. 70–74.

38

Gelle. Op. cit. Р. 66.

39

Все эти явления встречаются довольно часто. Однако гипнагогические образы могут иметь место и при открытых глазах. Ср. у Jlepya случай с Пьером Ж.

40

См., например, Маге ou la Guerre jugee.

41

Leroy. Op. cit. Р. 37.

42

Titchener. Manuel de Psychologie. Trad. besage. P. 198.

43

Dwelshauvers. Traite de Psychologie. P. 368.

44

Сознаваемое, осознанные предметы или идеи (нем.) (прим. перев.).

45

Husserl. Logische Untersuchungen. Т. II, ch. I; Т. III, ch. I.

46

Но, разумеется, не в восприятии.

47

Schwiele. Über die psychische Repräsentation der Begriffe // Arch. ges. Psych. Bd XIX. S. 475.

48

Burloud. La Pensee d’apres les recherches experimentales de Watt, etc. Alcan, 1927. P. 68.

Bergson. L’Energie spirituelle. Р. 199.

49

* «Сознаваемые предметы», «ситуации сознания», «сознание сфер» (нем)

50

См.: Freud. Traumdeutung. Р. 67. Сновидение Ирмы.

51

Flach A. Über Symbolische Schemata im produktiven Denkprozeß // Arch. ges. Psych. Bd II. P. 369, 599.

52

Später. L’Image mentale d’apres les experiences d’introspection // Revue phi-losophique, 1914.

53

Messer. Experimental psychologische Untersuchungen des Denkens // Arch. ges. Psych. 1906. Bd VIII. P. 1—224. Мессер характеризует сознания типа II как аффективные.

54

См., например, Binet. Etüde experimentale de l’intelligence. P. 97.

* Всеобщее сознание (нем.) (прим. перев.).

55

Приведено у Делакруа по: Dumas. Traite de Psychologie. Т. II. P. 118.

56

«Как вам это понравится» (англ.) (прим. перев.).

57

Само собой разумеется, мы не рассматриваем здесь ту роль, которую в сознании чтения играет эффективность.

58

Dwelshauvers. Traite de psychologie. Payot, 1928. P. 122, 124.

59

Ribot. Psychologie des sentiments.

60

Исключение следовало бы сделать для работ Жане (Janet. De l’Angoisse ä l’Extase) и Валлона, стремящихся представить аффективность как особую разновидность поведения. Однако само понятие поведения, в котором, безусловно, уже отражается некоторый прогресс, остается непроясненным и противоречивым. См. мою брошюру: Esquisse d’une theorie des Emotions (Hermann, 1939).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воображаемое. Феноменологическая психология воображения"

Книги похожие на "Воображаемое. Феноменологическая психология воображения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жан-Поль Сартр - Воображаемое. Феноменологическая психология воображения"

Отзывы читателей о книге "Воображаемое. Феноменологическая психология воображения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.