В. Бирюк - Шантаж
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шантаж"
Описание и краткое содержание "Шантаж" читать бесплатно онлайн.
Правильно говоришь, Аким. Всё верно. Только это первый круг. От глупости, наглости, гордыни к смирению, терпению, покорности. Но если человеческая душа крепка, или судьба её бережёт, не ломает в труху, то выносит человека на второй круг. Где гордость, а не гордыня. Где стойкость, а не покорность. Где внимание и равновесие. Где всё… «так забавно».
— О чём задумался, Иване?
— Да так, о разном. А что у нас тут за хозяин? Знакомец твой — он кто?
— Кхе… Ну ты и… ревнив к знаниям! Ну, слушай. Дело было в те поры, когда князь Волынский Изяслав Мстиславович, по прозванию Изя Блескучий, старший брат нашего светлого князя Ростика Смоленского, поспорил с князем Ростовским, сыном самого многомудрого Мономаха, Юрием Долгоруким, прозываемом людьми — Гошей. А поспорили они не запросто так, а об стольном граде Киеве, об шапке самого Мономаха да кому на Святой Руси первым быти. И пошла между ними вражда сильная, крамола кованная да война кровавая.
Аким как-то накатано перешёл в былинно-сказочный стиль повествования. Странно: обычно ему это не свойственно. Наоборот — он и сам выражается коротко и конкретно, «без завитушек», и меня, помниться, за это ругал. Но, видимо, тут такой стиль по такой тематике — общепринят. Суть же истории такова.
После «основания Москвы», которое представляло собой карательную операцию «русских людей» против «москвичей» под «дипломатическим прикрытием» типа «встреча на высшем уровне», начался очередной приступ «русской смуты» в форме братоубийственной войны сыновей и внуков Владимира Мономаха. В Киеве сидел внук — старший сын старшего сына Мономаха — волынский Изя Блескучий, и шестому сыну Мономаха — Гоше Ростовскому — Юрию Долгорукому предстояло его оттуда вышибить и пристыдить. Ввиду наглого нарушения исконно-посконного «закона русского о наследовании», называемого также «лествицей».
Юрий Долгорукий известен в русской истории множеством трудов своих праведных. И походами, и городов основанием. Но трудоголиком он не был. Татищев приводит такую его характеристику: «сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искривленный, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев…. Сам мало что делал, все больше дети и князи союзные…».
Такой… несколько восточный тип правителя.
«Посмотри: в тени чинары
Пену сладких вин
На узорные шальвары
Сонный льет грузин».
Не чинары, а — берёзы, не вино, а — бражку, не грузин, а — грек. Гургий-Георгий-Юрий был греком по крови. По матери и по бабушке. Остальное — всё правильно. «Где пьют — там и льют» — русская народная мудрость. А ещё — мочат нос. «Длинный и искривлённый» как у Гоши.
Грек по крови и смолянин по месту рождения, русский князь Гоша, проведя значительную часть жизни на Севере, в Залесье, любил Степь. Что и не удивительно: его мачеха и первая жена были половчанками. Вообще, половцы постоянно были участниками его походов и паслись при его дворе и в Ростове и, позднее, в Суздале. Папаша, Мономах, такую привязанность сыночка к степнякам одобрял. Жену-то ему он сам выбирал. Юрия женили очень рано — лет в 15–16. Мономаху тогда «срочно надо» было.
Это настолько «горело», что сам Мономах, буквально через полгода после смерти своей второй жены — гречанки Ефимии, в нарушение народных традиций и церковных установлений, играет третью свою свадьбу. Не надо искать в смерти Ефимии каких-то любовных страстей и заговоров. О «матери Гургия» — Юрия Долгорукого, Мономах вспоминает по-хорошему. Но траура не держит — в 54 года берёт за себя двенадцатилетнюю девочку — дочь половецкого хана. Какие там любовные страсти! Он и не видел её прежде. Тут чистая политика: идёт «гонка вооружений» — у кого из русских князей больше родственников в Степи, тот и будет Великим Князем в Киеве.
Девочка выживших детей не родила, имя её в хрониках не осталось. Прожив на Руси 20 лет, она тихонько скончалась.
Через год после скандальной собственной свадьбы Мономаха — ещё свадьба: безбородого Гошу женят. Снова — на половецкой ханочке. Быстрее-быстрее — надо опередить соперников, надо набрать больше родни среди «поганых».
Отец двух девочек, жены Гоши и жены Свояка, оказывается в специфической роли: «поганый-миротворец». Хан Аепа ласково принимает посольства от двух сцепившихся на Руси ветвей Рюриковичей, благосклонно принимает дорогие подарки, купленные русским потом и русским полоном. И отдаривается самым дорогим — добрым отеческим словом: «Ребята, давайте жить дружно». Сватам поклоны передаёт да укоряет мягонько за свару. Зятья, как и положено младшим перед старшим, благоговейно «вкушают мудрости». Тесть на Руси по статусу — как отец родной. Надо слушаться и благодарить за науку. Только вот их собственные, родные отцы так и норовят друг другу горло перервать. У Аепы в обоих домах растут внуки. Ну как можно послать джигитов помочь одному дому против другого? А вдруг кому-то из внучков «бобо» сделают? Поэтому орда тихо сидит в степи и мирно растёт. На русских дарах.
Нет, Аепа не жадный — обязательно передаёт с послами подарки. Цацку какую «на зубок» внукам. Кое-кого из его внуков мы и в 21 веке знаем.
Князь Игорь. Которого опера Бородина, «Половецкие пляски» Александрова и «Слово о Полку» его самого. Весь Советский Союз «Плач Ярославны» в школе учил. Это — его жена плачет.
Андрей Боголюбский. Реальный основатель Москвы. Это по его приказу и под его надзором отсыпают первые земляные валы на Боровицком холме вокруг Кучково — родового поместья его жены. Владимир-на-Клязьме — жемчужина «Золотого кольца» — выстроен им из маленького глухого захолустного городка. Храм на Нерли, культ Покрова Богородицы на Руси…
Принцы из враждующих домов, русские княжичи. Но «дедушкой» зовут одного и того же — хана половецкого.
И «аепичи» мирно сидят в Степи, дуванят русские подношения. Нет, можно сходить с Гошей на Булгар, можно с самим Мономахом на Полоцк — там внуков нет. Такой «союзник внешнего применения». А для «внутреннего применения» у Мономаха другая орда — «читтевеи» — родня его собственной жены. Их он «таскает по всей Руси».
Гоша своим… «мужским достоинством» вывел из русских разборок самого потенциально опасного союзника реального главного противника — князя Олега «Гориславича». А Мономах, своей мудростью, продолжает своё главное дело: «бьёт русских — погаными, а поганых — русскими». Он раз за разом «наводит на Русь» половцев. И собирает «половецкими саблей и арканом» «Святую Русь» под свою «Шапку Мономаха». Одновременно разваливая союз половецких племён. Это было для него вопросом жизни и смерти. И не только его самого, но всей Южной Руси.
Тут есть такое простое соотношение: 1:20. Можно сколько угодно гнуть пальцы, рассуждать о божьем благословении и великой храбрости. И это будет, возможно, правдой. «Постоим за землю Русскую не щадя животов своих». Постоим. Не щадя. Так можно выиграть бой. Так можно выиграть поход. А вот войны так — проигрываются.
Половцы — скотоводы-кочевники, русские — кочующие земледельцы. Для земледельцев в эту эпоху нужно иметь в 20 раз больше населения, чтобы выставить равную военную силу. В 20 раз!
Вот когда это соотношение хоть приблизительно достигнуто — начинаются детали. Искусство дипломатии, героизм воинов, гениальность полководцев, «святые иконы» и «секретное оружие».
Только «главное секретное оружие» любого государя — многодетные бабы. Все витязи, генштабы, герои и военные спецы — третья производная. Производная от «тех ворот, откуда и весь народ».
Сказано же Соломоном: «Честь государя — в многолюдстве народа его».
Для Великого Княжества Литовского, которое через одно-два столетия после татаро-монгольского нашествия собрало под своей крышей большую часть русских земель, это правило оказалось «камнем преткновения» — имея впятеро большое, чем у Золотой Орды население, Литва вчетверо уступала татарам по военным силам. И вот, заново пробивая легендарную магистраль «из Варяг в Греки», уже литовцы выжигают на Хортице золотоордынское поселение. Ещё чуть-чуть, остался сам Низ — Олешье. Вот-вот снова пойдут морские караваны от Александрии Египетской до Балтийских портов датчан и шведов. Но… сил не хватило. А потом уния с Польшей, католичество, другие заботы. Время упущено, а тут и Русь Московская поднялась.
На Руси ситуацию изменил Иван Третий, введя принципиально новые способы и организации населения, и вооружения, и военного дела. А главное — Орда развалилась.
Мономах об этом соотношении — 1 к 20 — нигде не пишет, но, похоже, хорошо понимает. В его время на всей Руси около 7 миллионов жителей. А в степи — примерно 300–400 тысяч половцев. Чтобы выиграть в противостоянии Русь-Степь нужно объединить русские княжества и расколоть половецкие орды.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шантаж"
Книги похожие на "Шантаж" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Бирюк - Шантаж"
Отзывы читателей о книге "Шантаж", комментарии и мнения людей о произведении.