В. Бирюк - Шантаж
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шантаж"
Описание и краткое содержание "Шантаж" читать бесплатно онлайн.
Власть переменилась, и все, кто служил прежнему князю, для нового — или изменники, или военнопленные. Все пришлые, чужаки, лишённые защиты своего господина, для местных — добыча. И всё, что у них есть. И всё, что они сами есть.
Волынцы, бывшие в Киеве, пытались уйти на запад, конями. Смоленские и черниговские — просились в лодки.
Как не крути, а при отступлении стрелки идут в арьергарде. Аким — кадровый, «с конца копья вскормленный». Для него куча тактических решений — как дышать. Что бы он про своих начальников не думал. Стрелки шли последними.
Уже пройдя Киев, выше Подола, увидел на берегу, как компания мужиков насилует девчонку, а рядом пытается уползти какой-то приказчик, оставляя за собой кровавый след по песочку днепровского пляжа.
Не его дело, но… погони не было. Долгорукий сдвинулся от Переяславля только через несколько дней. А злости у Акима… На это на всё… Ну, он злобу и сорвал: стрелки дли залп, подошли к берегу и повторили. Кто из киян не убежал — из тех стрелы вырубили. Спасённых от лютой смерти страдальцев… ну, не бросать же на берегу — вкинули в лодейку и пошли дальше.
Девка зажалась в клубочек и, едва к ней любой мужчина подходил или просто смотрел на неё, начинала выть. Лодия полна мужей воинских… так что — непрерывно. А мужик, муж её, очухался, и кое-что успел рассказать. Прежде чем впал беспамятство.
Звали его Гостимил, и был он из ростовских купцов. Это было слышно по говору, и озлобленные разгромом смоленцы чуть не выкинули сразу чужака в реку. Но Аким успел услышать речи. И понять: «двойной предатель».
Летописи традиционно говорят о князьях. Князь такой-то пошёл туда-то, кого-то побил, что-то сделал… Сам, один, «без ансамбля»…
Князья в одиночку только в нужник ходят. Вокруг всякого «вятшего» — непрерывно крутится куча народу. Живые люди со своими желаниями, мыслями, чувствами, проблемами… Отнюдь не «болваны деревянные». И каждое княжеское действие на их судьбах отражается.
Гостимил, попавший помолоду в службу к Торцу, очень был этой службе рад. Служил он не воином, не в дворне, а приказчиком, делал потихоньку карьеру, женился, детей растил, обзавёлся своим домом в Ростове… Спокойно пошёл в очередной поход. Дел и в обозе хватает. А даст бог победу — надо будет и за хабаром присмотреть, перебрать, рассортировать, княжью долю отделить, себя не забыть…
И тут Торец объявляет о своём предательстве, об измене отцу и переходе к его противнику. Часть людей — половцы, рязанцы — ушли сразу. А вот служилым самого князя уйти нельзя — на них крестное целование, присяга.
Изя Блескучий братана Торца принял и облобызал. Наградил, но не поверил. Ростик — тем более. Я уже говорил, что у Смоленского князя в эти десятилетия сформировалась, по ряду объективных и субъективных причин, самая мощная на «Святой Руси» спецслужба.
Подвести к Торцу, в его ближайшее окружение своего человека — сходу было затруднительно, поэтому «мастера по сбору информации» подыскивали человечка для вербовки из уже приближенных.
Суворов в своём «Аквариуме» точно пишет, что человек, одиночка, практически не может противостоять интересу, давлению серьёзной специальной организации.
Но здесь и давить особенно не пришлось. Гостимил потерял, по воле своего господина, и жену, и детей, и родню, и имущество. Даже — Родину, где он, как и другие ростовцы и суздальцы, пошедшие за князем-изменником, стали изменниками сами.
Потерял всё. Не по своей вине или несчастью — просто так. «Начальство решило». «Если мой господин может изменить своему отцу и господину, и гнев божий на него не грянул, то и мне можно».
«Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку» — древнеримская мудрость. Не так всё просто. Выйти перед народом, как Торец сделал, и объявить об измене… Взять да закричать: «А вот своему господину изменщик! Подслушиватель-подсматриватель! С пылу, с жару, налетай пока дёшево!» — не получится. Но приказчик — не гридень. Не двор сторожит, а среди людей ходит, дела ведёт. И его — видят. «Мастера» увидели и прибрали.
Классика: вино и женщины. Гостимил попал к одному из деловых партнёров в Городце-Остёрском на первопрестольный праздник, выпил лишку и проснулся на хозяйской дочке. Братья которой приставили к его горлу ножи и потребовали: «Женись!». Тут и попик какой-то оказался. Быстренько откатали обряд, сказали слова нужные, составили грамотки положенные. А через пару дней серьёзные люди задали вопрос:
— Так ты, значит, двоеженец? Ай-яй-яй… А князь твой знает? А поп дружинный?… И мы не расскажем, мы лучше тебя послушаем.
Гостимил был прежде при княжеском дворе невеликого полёта птица. Но у Торца образовалась крайняя нехватка в верных людях. Часть ушла после объявления об измене. Полученные от Изи 6 городов нуждались в присмотре, и многие из старших слуг были разосланы по новым владениям. Младший приказчик стал старшим, а когда в Киеве пошла подготовка к мятежу, был в этом активно задействован.
Потом случился «бздынь». Торец-то, хоть и с позором, но живым и целым пошёл в Суздаль. А дружину — «заковали». Отношение бывших сотоварищей, сослуживцев к «сдавшему» их Гостимилу… ну, понятно.
Судьба «дружины» Торца — суздальцев и ростовцев — типовая для этого времени: после сыска по «делам воровским», они «обвалили рынок». Имеется в виду — цены на невольничьем рынке в Киеве. «И был кощей по ногате» — фраза летописи о распродаже именно пленных суздальцев после одного из эпизодов вот этой «русской смуты».
Недавних княжеских гридней, слуг, тиунов и отроков по дешёвке скупали «гречники». Ну не на Руси же их оставлять! Сбегут же. «Мужи ярые», жизнью битые, бою, грамоте, вежеству — учены. «Товар высшего качества». «Экспортный вариант». Так что — «на экспорт». На галеры, в каменоломни, на чужбину… «Оттуда возврата уж нету».
На торг выводили и киевлян. Из тех, кто попался при сыске. У которых на воле оставались родственники в Киеве, уже информированные о роли Гостимила в случившемся несчастии. И испытывающие соответствующие, обосновываемые исконно-посконными родовыми традициями, чувства.
Конечно, вендетты на Руси уже нет… Как бы нет… И, конечно, волынцы своего человечка в обиду не дадут. Просто так…
Но тут случился второй «бздынь» — Переяславский бой. Изю Блескучего киевляне вежливо выпроводили из Киева. И пошли резать «невыпровожденных». «Кто не спрятался — я не виноват» — наша, ещё с детства, общенародная мудрость.
Волынцы «прятались» за волынцев, смоленцы — за смоленцев… За кого «спрятаться» «дважды изменнику»? Который им всем — чужак. Гостимил пытался уйти с молодой женой по берегу. «Кровники» его догнали…. Кабы не Аким — был бы тот день для супругов последним.
Аким на том дырявом корыте вытащился по Днепру до устья Сожа. Там Ростик переформировывал и пополнял свои рати. Страдальца с супругой передали соответствующему ведомству. Но… «использованный агент» интереса не представляет. Какое-то другое применение… Чужак… Да и вообще: «единожды солгавший — кто тебе поверит?».
Смоленский князь Ростислав Мстиславович — «Ростик» тогда продолжал интенсивно заселять вот эти места, верховья Десны и Угры, выжженные Свояком подчистую. Гостимилу дали и подворье, и, по-первости, кое-какую службишку. Связей у него здесь не было, родни — не было, детей — не народилось. Местные воспринимали его как чужака. Поэтому и торг не получался. Где-то в Ростове осталась его жена — вдова при живом муже. Там и его дети, и его дом. Но ему туда — смерть. В общем — ни семьи, ни дела.
У Долгорукого — гениальные планы придумались, у Гостимила — вся жизнь в труху пошла. «Паны дерутся — у мужиков чубы трещат». Судя по «панам» — мудрость польская, судя по «мужикам» — русская. В общем, общеславянская многонародная.
«Чубы трещат»… Ну, так это лучше, чем сгнить у «гречников». Хотя…
Своё спасение из-под Киева Гостимил не забывал и Акима всегда привечал.
Но, явившись сейчас во двор, он был весьма раздражён. Я могу его понять: человек привык к жизни тихой, не суетной, а тут полный двор народу, и все галдят. Пришли наши мужички, Рябиновские, переставив лодейку и притащив оттуда вещи. Ивашко прибежал с лекарем. Тот заваривал свои травы и разматывал повязки у Акима. Следом Николай с Ноготком пригнали бабу этого лекаря с четырьмя детьми — не стали ждать, пока семейство соберётся по соседям прятаться, а сразу их притащили, чтобы и вариантов не было. Пожалуй, правильно они моё решение изменили — так менее трудоёмко и более надёжно получается.
Лекарь сперва дёргаться начал, потом просить. Ивашко каждый раз подносил ему к носу свой кулак и вежливо спрашивал:
— Ещё хочешь? А баба?
Когда с Акима стали снимать присохшие повязки — я ушёл. Не люблю. Можете сказать — боюсь. Плевать — мне не стыдно. У меня довольно богатое воображение — я чересчур богато воображаю себе чужие мучения. Свои — не так действуют, как воображаемые. Нет, в принципе, я не сильно впечатлительный. Надо будет — и кишечнополостную… сделаю. Аппендикс там, к примеру, отстричь… Попытаюсь. Если деваться некуда. Но принимать в этом участие без крайней нужды…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шантаж"
Книги похожие на "Шантаж" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Бирюк - Шантаж"
Отзывы читателей о книге "Шантаж", комментарии и мнения людей о произведении.