» » » » Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине


Авторские права

Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Советский писатель Ленинградское отделение, год 1973. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине
Рейтинг:
Название:
Повесть о Федоте Шубине
Издательство:
Советский писатель Ленинградское отделение
Год:
1973
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повесть о Федоте Шубине"

Описание и краткое содержание "Повесть о Федоте Шубине" читать бесплатно онлайн.








Федот Шубин улыбнулся и, подозвав к себе Иванова, сообщил тому сказанное французом. Оба вместе решили возразить.

— Милостивейший господин мастер! — первым начал Шубин. — Вы не совсем верных суждений о наших русских искусствах. Да, мы приехали к вам учиться. Но это не означает того, что до прибытия в Париж мы в искусствах были неучами Отнюдь нет!.. Верно, нет у нас монументов, ни конных статуй на площадях, ни обелисков, ни скульптурных групп, разве за исключением Летнего сада, что у нас в столице. У нас увлекаются архитектурой и живописью. Запомните, что среди русских иконописцев были свои знаменитости — Андрей Рублев, Симон Ушаков и Дионисий, последний настолько прославился в живописи, что церковь причислила его к лику святых… А что касаемо литья из меди, то не ведаю, как у вас, а у нас в Сольвычегодске строгановские холопы полтораста лет назад уже отливали трехаршинные в длину медные пушки с украшениями. И с этими пушками Ермак со своей дружиной присоединил к нашей державе Сибирь. Может, слыхали?..

— Пушки — другое дело, — отмахнулся француз, — пушки не трудно отливать. Форма на четыреста — пятьсот фунтов, и все. А мы вот к статуе Людовика фрагменты отливаем, по русскому весу — пудов триста экземпляр!

— А знаете ли вы, какие у нас на Руси колокола умеют отливать? — медленно подбирая слова, заговорил архитектор Иванов. — На соборе Парижской богоматери ваши колокола только в подголоски годятся нашим. И плавильни, я знаю, в Москве преогромные в подземелии расположены, и подземные ходы, и лотковые спуски — не без ума сделаны…

— Без французов не обошлось, вероятно? — спросил литейщик, пытаясь уязвить русских пенсионеров.

— Представьте, в литье колоколов и во многом другом не без успеха всю жизнь без французов и немцев обходились. В модах, в щегольстве и ненужной роскоши, пожалуй, не буду оспаривать влияние вашей страны, вернее, вашей аристократии…

Ответ Иванова французу, видимо, не понравился. Он повернулся в сторону Шубина и спросил его о способах литья колоколов в России, на что Федот, подумав, ответил:

— Я никогда не присутствовал на литье колоколов. Но будучи в Академии, наслышался о том от людей, касательство к тому делу имеющих. В давние времена в Москве при царе Алексее Михайловиче отлили из меди колокол, по размерам коего не было равного в мире: вышина его около трех саженей, или девятнадцать футов. Вес — восемь тысяч пудов. Царь тогда выписал мастеров-литейщиков из Австрии, и они сказали: «Сделаем такой колокол в пять лет». Да нашелся молодой русский парень из литейщиков и сказал царю: «А я сделаю в один год». Австрийцы посмеялись, а за эту насмешку царь их отослал обратно домой. Парень же тот отлил такую махину не в год, а в полгода. Всех удивил, и царя самого. Хотел государь искусного литейщика за такой труд помещиком сделать. «Бери, — говорит он мастеру, — пятьсот семейств крестьянских и владей ими». Но парень отказался: «Лучше подаянием питаться стану, а рабов иметь не желаю!» Вот каков был человек, с доброй совестью и большим умом…

— Восемь тысяч пудов! — удивился француз. — Первый раз слышу такое!

— Теперь слушайте дальше, — продолжал Шубин, — примерно тридцать лет тому назад в московском Кремле отлили из меди царь-колокол в двенадцать тысяч пудов с барельефами царских особ и художественным орнаментом. Так что, просим вас, милостивый господин, не удивляться, если делаемый французом монумент в Петербурге будет отлит нашими литейщиками…

Француз-литейщик недоверчиво посмотрел на русских: «Неужели в Москве есть такие мастера, и откуда они взялись?..»

Шубин и Иванов стали наблюдать за работой литейщиков. Им не казалось зазорным перенять кое-что из способов литья французских мастеров. Потом все пригодится. Всяким умением надобно дорожить, а не сторониться того, что видишь досель неведомое.

К ним скоро прибежал Гринев и сообщил:

— Друзья, на завтра все русские пенсионеры, обучающиеся искусствам, приглашены к Голицыну. Будет сам Дидро в гостях у князя!

Глава пятнадцатая

На следующий день вечером у князя Голицына собрались Шубин, Гринев, Гордеев, двое Ивановых — оба из класса архитектуры, живописец Семен Щедрин и гравер Иван Мерцалов. Одежда на пенсионерах была праздничная, подогнанная по плечу — кафтаны зеленого сукна с крупными светлыми пуговицами и широкими отворотами на узких рукавах, штаны до колен. Праздничный наряд каждого дополняли длинные чулки с подвязками и узконосые башмаки с начищенными металлическими пряжками.

За исключением Шубина, все пенсионеры пришли при шпагах. Молодые и жизнерадостные лица были, как того требовала мода, напудрены, а брови подкрашены.

Гораздо проще, несмотря на праздничный день, одет был Дидро. На нем не было парика. Редкие седые волосы лежали беспорядочно. Он добродушно и радостно приветствовал молодых русских художников и каждому крепко пожал руку.

«Подлинно человек, и какая живость! — подумал Шубин, глядя на Дидро. — А ведь будто сейчас сошел с полотна Фрагонара». Портрет фрагонаровский Шубину не раз случалось видеть в одном из парижских салонов, и каждый раз Федот долго простаивал перед ним.

Голицын усадил гостей за длинный стол, обильно заставленный фруктами в серебряных вазах и винами в хрустальных графинах.

— Я пригласил вас, друзья, побеседовать с господином Дидро, — сказал князь, усаживаясь в кресло, стоявшее в конце стола. — Прошу, не стесняясь, говорить с нашим гостем и выспрашивать его, о чем вам заблагорассудится. Чувствуйте себя здесь как дома…

— Едва ли они могут себя так чувствовать в этой стесняющей их форме Королевской академии. — Дидро весело засмеялся, потом продолжал: — Дорогие русские друзья, вы приехали к нам во Францию, как в сказочную страну, за счастьем, за наукой. Может статься, вы и найдете то, что ищете, но не забывайте, что в нашей цивилизованной стране вас подстерегают пошлость и разврат… даже в методах самого воспитания. Реверансы, условное изящество — все это не то, что нужно человеку, жаждущему быть свободным.

Так, с простого замечания об одежде, он начал беседу об искусстве. Русские пенсионеры, немало слышавшие Дидро на публичных диспутах, были несказанно рады послушать его в непринужденной дружеской беседе. Здесь Дидро не походил на оратора. Говорил он медленно, полагая, что французский язык слушатели, за исключением Голицына, знают еще не в совершенстве. И говорил о том, о чем не раз уже высказывался на диспутах в салонах и в других местах, где ему приходилось сталкиваться со своими идейными противниками.

— Вас интересует, дорогие друзья, искусство. Хорошо, но знаете ли вы, что прежде всего искусство должно быть жизненно? Многие картины наших французских художников весьма бледны и по замыслу и по идее. Художники, лишенные воображения и вдохновения, не постигнут ни одной великой и сильной идеи. К чему тогда браться за кисть и портить краски? Ради личной корысти? Ради денег? Нет, художник, думающий о деньгах, теряет чувство прекрасного. А что значит прекрасное? Я имею в виду слова поэта Буало, который справедливо заметил: «Не существует такого ужасного чудовища, которое, будучи воспроизведенным в искусстве, не было бы приятно для глаз…» Учитесь изображать на полотне и в скульптуре невзгоды и нужды, не забывая, что и тут следует сохранять изящество, а изящество происходит от чувства прекрасного.

— Как приобрести это чувство, господин Дидро? — не вытерпел и спросил Шубин. — И в Петербургской академии и здесь постоянно перед нами вынужденная надоедливая поза натурщика, и не всегда в ней видны черты прекрасного.

Дидро быстро и пытливо посмотрел на Федота, одобрительно кивнул головой на его замечание и сказал:

— Я вас вполне понимаю и, разделяя вашу точку зрения, нахожу, что всякая поза фальшива, действие же прекрасно и правдиво. Но вы, друзья мои, чаще ходите на улицы наблюдать жизнь, заглядывайте в питейные заведения, в мастерские, в церкви, на рынки — всюду, где жизнь многокрасочно протекает, наблюдайте и отображайте ее на славу!

Шубин, увлекшись беседой, забыв о том, что находится в обществе знаменитых особ, расстегнул все пуговицы кафтана и сидел как зачарованный, смотря ясными, почти не мигающими глазами на Дидро. Шубину вспомнился отзыв Ломоносова о французском языке, способном живостью своей увлекать слушателей.

— Создавая портреты, умейте правдиво изображать чувства, а это самое трудное, — продолжал Дидро. — Вообразите перед собой все черты прекрасного лица и приподнимите только один из уголков рта — выражение станет насмешливым… Верните рот в прежнее положение и поднимите брови — вы увидите выражение гордеца. Приподнимите оба уголка рта одновременно и широко откройте глаза — перед вами будет циник… И мало ли еще найдется всевозможных способов выразить характер человека через его физиономию…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повесть о Федоте Шубине"

Книги похожие на "Повесть о Федоте Шубине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Коничев

Константин Коничев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине"

Отзывы читателей о книге "Повесть о Федоте Шубине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.